Осетия Квайса



55 лет назад Владимир ТХАПСАЕВ потряс исполнением роли Отелло театральную Москву

Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1955 г., в Москве в театре Моссовета состоялся спектакль, подготовленный к постановке главным режиссером театра, народным артистом СССР Юрием Завадским. Шекспир – всегда событие в театральном мире. Но еще более значительным событием стал выбор режиссером актера на главную роль. Им был артист из Владикавказа Владимир Тхапсаев, который в один вечер стал знаменитым.

С этого дня известность Тхапсаева перешагнула границы республики и шагнула по всей стране и далеко за ее пределы. Газета «Социалистическая Осетия» написала об этом событии в скромной заметке под заголовком «Тхапсаев на московской сцене».

«Роль Отелло на осетинском языке исполнял заслуженный артист РСФСР и народный артист Северо-Осетинской АССР В.Тхапсаев.

Спектакль прошел с большим успехом. Московские зрители горячо приветствовали талантливого актера осетинского театра, мастерски исполнившего роль Отелло.

Москвичам будет показано еще несколько спектаклей с участием Тхапсаева».

Но прежде чем предстать перед московской публикой, Тхапсаев глубоко проникся ролью. «Отелло» был первым шекспировским спектаклем, поставленным в Осетинском театре и шел на его сцене почти сорок лет. Он стал легендой театра. Было несколько редакций этой постановки. В 1940 году его поставил режиссер В. Фотиев; в 1951 году – З. Бритаева. Семь Дездемон выходило на осетинскую сцену; четыре Яго, не говоря уже об исполнителях других ролей. Неизменным оставался Отелло – Владимир Тхапсаев. Именно в нем заключался секрет долгой жизни спектакля и его притягательная сила. После постановке «Отелло» Ю. Завадским в театре «Моссовета», Тхапсаев играл эту роль и во многих других театрах России, а также в Монголии, где билеты на все спектакли с его участием раскупили сразу же, как только они поступили в продажу.

Сохранилось несколько интересных воспоминаний о Тхапсаеве и его Отелло.

Многолетний главный режиссер Московского театра им. Гоголя Борис Голубовский в газете «Вечерняя Москва» (30.03.2004) вспоминал:

«В театральном мире Москвы сенсация: замечательный осетинский актер Владимир Тхапсаев будет играть Отелло в спектакле Театра им. Моссовета. Я не мог не пойти посмотреть на работу большого мастера. Рядом со мной сидела молодая обаятельная пара лет 25–28, самозабвенно погрузившаяся в трагическое действие. Когда Яго стал плести свои адские интриги вокруг доверчивого мавра, я услышал, как девушка прошептала своему спутнику: «Сережа, я чувствую, что это плохо кончится…»

Действительно, все кончилось очень плохо. Заслуженные овации сотрясали зал. Мои соседи аплодировали громче всех… »

912837931533199324

Другой мемуарист Владимир Таршис в «Литературной газете» (№11 15-22 марта 2000) написал еще более развернутый портрет артиста:

«Явление Тхапсаева в роли мавра было поистине грандиозным. Он заполнял собой пространство и сцены, и зала, и мое собственное душевное пространство, до предела взвинченное, – даже когда отсутствовал среди действующих лиц. Потрясение оказалось столь велико, что ночь вышла бессонной, о чем я ничуть не сожалел…

Слава об Отелло Тхапсаева давно перешагнула пределы страны. Шекспировский мемориальный театр в Англии настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась, неизвестно. В 1955 году Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С.Бондарчуком и Тхапсаева. Но тот отказался:

– Рано. Я еще первый акт по-русски не освоил.

Я об этом узнал, естественно, позже, и причина отказа показалась странной – он прекрасно говорил по-русски, даже не с акцентом, а так – с легкой, едва уловимой мелодикой речевой…

После вечера Тхапсаева в Центральном Доме актера ВТО Ю.А.Завадский пригласил его сыграть несколько спектаклей в его театре – имени Моссовета. Всех удивило, что на этот раз приглашение было безоговорочно и без раздумий принято, да еще несмотря на то, что в роли Отелло сверкал на той сцене Н.Д.Мордвинов.

Успех нескольких вечеров подряд превзошел все ожидания. Триумф! Даже перекупщики билетов просчитались – спрос превысил их запасы…»

Интересные мемуары написал заслуженный артист России Вениамин Панов, игравший в Русском театре во Владикавказе в 1947-1950 гг., и до сих пор играющий в Тюменском драматическом театре.

«Эта человеческая простота и доступность были главными чертами его характера, они органически вошли в его самый значительный и самый знаменитый сценический образ Отелло.

Более десяти лет спустя, после его нашумевших гастролей в Москве, в театре Моссовета, где он играл в спектакле Юрия Завадского, мы с женой приехали из Томского «закрытого» театра в отпуск – и я пошел в осетинский театр повидаться со всеми. В репетиции был занят и Тхапсаев. Вел репетицию мхатовский режиссер И.М. Раевский. Он помнил меня по Ивановскому театру, где тоже проводил репетиции, и разрешил мне присутствовать в репетиционном зале. После репетиции я пригласил Володю в летний ресторан в парк. Он вечером был свободен и охотно согласился.

Мы уселись за отдельный столик, укрытый виноградной листвой, понемножку пили и много рассказывали друг другу. Он рассказал мне о своих московских гастролях, как волновался, – он же говорил по-осетински, это затрудняло общение с партнерами… Как просил московскую Дездемону говорить просто, не уходить в романтический туман… Она же играла с Мордвиновым и привыкла к его чуть приподнятому тону… Как по окончании спектакля, после долгих раскланиваний на бурные аплодисменты зрителей, он пошел в гримировочную, а за кулисами актеры-моссоветовцы, выстроившись в два ряда, хлопали ему, идущему смущенно по этому живому коридору, и радостно скандировали:

– Тхапсаев, Тхапсаев, Тхапсаев!!!

Он рассказывал об этом с детским недоумением, до сих пор удивляясь своему успеху… Я смотрел на него тоже с удивлением, как на чудо, – он был абсолютно искренен…»