ЗАРАМАГ в изобразительном искусстве
В Императорской России до Зарамагской долины и крепости Зарамаг по Военно-Осетинской дороге добирались пытливые путешественники и пронырливые фотографы. В советский период эти красивые места стали предметом вожделенного внимания художников.
Отменный рисовальщик, член правления Московской организации Союза художников (МОСХ) и впоследствии заслуженный художник РСФСР Сергей ЛУЧИШКИН (1902-1989) получил довольно широкую известность как художник-постановщик знаменитого кинофильма режиссера Г.Александрова «Цирк» (1936). А годом ранее он написал акварель «Зарамаг. Часовня», которая ныне хранится в Пермской художественной галерее.

Сергей ЛУЧИШКИН. Зарамаг. Часовня. 1935. Бумага, акварель. Пермская государственная художественная галерея.
Неоднократно бывал на Кавказе и, в частности, в Северной Осетии Дмитрий ТАРХОВ (1893-1948), мастер живописи, графики и плаката. В 1923 г. он был главным художником Первой сельскохозяйственной выставки в Москве. Его творческое наследие составляет целую серию произведений осетинской тематики, три из которых, датированные 1930-ми, посвящены Зарамагу. Две работы находятся в музее изобразительных искусств Республики Карелия, одна – в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.

Дмитрий ТАРХОВ. В ущелье Зарамаг. 1936. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Народный художник Республики Адыгея Аслан КУАНОВ в 1987 г. создал акварель «Верхний Зарамаг», которая ныне входит в коллекцию республиканской картинной галереи в Майкопе.
И, конечно, нельзя не упомянуть классиков осетинского изобразительного искусства. Мы уже писали о картине легендарного Азанбека ДЖАНАЕВА «Осетинские послы в Зарамагской крепости».
Осетия-Россия – на сцене и в живописи
Уроженец именно этих мест горной Осетии Заур-Бек АБОЕВ просто обязан был воплотить зарамагские виды для потомков. И он это сделал в своей привычной своеобразной манере.