Осетия Квайса



Вверх по лестнице из нот

// Народный артист Северной и Южной Осетий Тимур ХАРЕБОВ отметил 65-летие

– Что такое для меня музыка и профессия музыканта? – мой собеседник задумывается. Но только на долю мгновения. И улыбается, открыто и весело: – Это – состояние души. Как ни пышно, может быть, прозвучат эти слова. Это – моя жизнь…

– И если бы я родился заново, – продолжает он, – непременно опять наступил бы на те же грабли, я уверен. Музыка вошла в мое детство вместе с напевом маминой колыбельной. Вместе с врывавшимся в окно звоном и рокотом волн Лиахвы, на левом берегу которой, у старого моста, стоял в Цхинвале наш дом…

Да и сама семья у нас была музыкальная. Мама с папой не один год отдали работе в югоосетинском республиканском ансамбле танца «Симд», тогда еще не государственном. Отец замечательно исполнял народные осетинские песни… А когда мне было пять лет, мой старший брат однажды принес домой пластинку с записями музыки Шостаковича и Скрябина. Домашние меня, правда, потом убеждали, что вряд ли я могу это помнить, но в память мне, совсем малышу, навсегда вошло, какое впечатление – просто громовое – на меня эта пластинка произвела…

Академическая, высокая музыка – моя большая и на всю жизнь любовь. Для меня это как любовь рыцаря к прекрасной даме. Чувство очень трепетное и светлое. Несмотря на то, что сам я прежде всего композитор, работающий в эстрадном жанре, композитор-песенник…

…Тимур ХАРЕБОВ. Представлять меломанам Осетии это имя не нужно: оно – одна из легенд нашей национальной эстрады. Композитор, певец, музыкант. Автор двухсот с лишним произведений, созданных в самых разных музыкальных жанрах: в этом списке – симфонии и симфонические поэмы, сюиты и оратория, джазовые композиции, партитуры которых словно сотканы из горячих золотых лучей летнего кавказского солнца, первый осетинский мюзикл «Роксана», музыка к спектаклям и кинофильмам, десятки эстрадных песен, ставших в Осетии культовыми, и среди них такая абсолютно и неоспоримо культовая, нестареющая вещь, отметившая в этом году уже свое 30-летие, как песня «Мæ Ирыстон». Народный артист и заслуженный деятель искусств Северной и Южной Осетий… Это – все о нем. О мастере, для которого нынешний, 2013-й год – дважды юбилейный. Это – год его 65-летия. А еще в этом году исполнилось ровно 50 лет с того незабываемого для него дня, когда Тимур Харебов впервые вышел перед публикой на большую сцену. Не зная еще тогда, что выбирает для себя не просто любимое дело – Судьбу…

ДЖАЗ, ТРУБА, «КАРАВАН» И ФУТБОЛ

…– В 1963 году два цхинвальца – мой первый учитель музыки Ленгиор Гусов и его друг и коллега Константин Ковалевский – создали при Юго-Осетинском госпединституте свой оркестр. Он назывался «Биг-Бэнд» и играл джазовую и осетинскую эстрадную музыку. Коллективу этому суждено было стать на Юге Осетии просто зашкаливающе популярным. С ним сотрудничали совсем молодые тогда Феликс Алборов, Николай Оганезов… И как-то Ленгиор Георгиевич на одном из занятий показал мне пальцировку на эстрадной трубе и, увидев мой интерес к этому инструменту, огорошил меня предложением: «Сумеешь освоить ее за два месяца – возьму к нам в оркестр», – вспоминает Тимур Владимирович. – Так я, 15-летний мальчишка, попал в состав «Биг-Бэнда». Как же я был рад и горд… Играл в оркестре на второй трубе, исполнял сложные партии – вплоть до джазовой импровизации Дюка Эллингтона «Караван»… А вот музыкальную школу, в которой тогда параллельно занимался, терпеть не мог. Гаммы для меня были пыткой – и я ее злостно прогуливал. Заявлял дома: «Я пошел на музыку!» – а сам вместо этого утягивался гонять с приятелями в футбол…

Увы, наш «Биг-Бэнд», ворвавшийся в культурную жизнь Цхинвала, точно яркая комета, так же скоропалительно из нее ушел. Точнее, его «ушли». Джаз воспринимался тогда в стране руководящей партийной верхушкой как некий жупел, к этой музыке относились с подозрением: «Тлетворное влияние Запада!..» Но я ее очень люблю. Джаз, мне кажется, удивительно созвучен самой психологии человека ХХ века. А джазовая музыка при этом потрясающе оптимистична. Джаз – это свобода, это раскованность мысли. И даже в грустных драматических блюзах всегда звучат светлые нотки надежды…

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ «БОНВАРОН»

…Потом, после «Биг-Бэнда», в биографии Тимура Харебова была учеба на хоро-дирижерском отделении Цхинвальского музыкального училища. Затем – сотрудничество со студенческим ВИА «Айзæлд», тоже действовавшим при Юго-Осетинском госпединституте.

А далее (это было уже начало 1970-х) Тимур, его брат Вадим Харебов и их друзья и единомышленники, молодые талантливые ребята-музыканты Гога Гучмазов, Ахсар Джигкаев, Тимур Тедеев, Шота Дарбуашвили и Ахмат Кокоев, организовали на Юге Осетии свою собственную группу – «Бонварон». Группу, которая тоже вписала в хрестоматии «золотой классики» осетинской эстрады не одну легендарную страницу и популярность которой по обе стороны Большого Кавказского хребта была просто бешеной. Битком забитые залы на концертах, толпы поклонниц, осаждавших ребят мольбами об автографах, и песни, сразу же «пошедшие в народ». Песни о любви, о молодости, об Осетии…

– Это было для эстрады Осетии замечательное время – 1970-е годы. Пронизанное романтикой, духовным подъемом, вдохновением… Сегодня его называют эпохой застоя, но именно тогда молодежь Советского Союза с энтузиазмом колумбов, вопреки всем попыткам официальных идеологов от культуры сбить и пригасить волну этого интереса, открывала для себя творчество таких западных групп, как «The Beatles», «Rolling Stones», «Led Zeppelin», «Deep Purple»… И эта музыка – новая, необычная, дерзкая, яркая и такая настоящая – воспринималась нами, как глоток свежего воздуха, – рассказывает Тимур Харебов. – Мы пытались совместить в своем творчестве на эстраде эти новые, свежие музыкальные веяния с лучшими традициями осетинского фолка. И, судя по тому, как тепло принимала публика «Бонварон» во время наших гастролей по городам России, Грузии, Украины, пытались небезуспешно…

…Пять лет, вплоть до 1976 года Тимур Харебов был бессменным руководителем и душой этого коллектива. Но и впоследствии продолжал с ним активно сотрудничать, обогащая его репертуар новыми хитами. А когда в 1978 году в Тбилиси проходил очередной всесоюзный фестиваль ВИА, группа «Бонварон» завоевала на нем второе место. Уступив лишь Андрею Макаревичу и его «Машине времени»…

«Я ТВОРЮ – И ЗНАЧИТ, Я ЖИВУ…»

…Работа по созданию оркестра народных инструментов при отделе культуры АМС г. Цхинвал – в тяжелейшие для сферы Прекрасного Южной Осетии 1990-е годы. Тесное сотрудничество с ведущими музыкальными коллективами обеих Осетий – в том числе, с Государственным национальным оркестром народных инструментов РСО–А под управлением Булата Газданова и с Государственным национальным эстрадным оркестром РСО–А им. Кима Суанова. Целый ряд произведений, написанных им, композитором Тимуром Харебовым, уже в жанре высокой, классической музыки: оратория «Сыны Осетии», симфоническая поэма «Сердце матери», сюита «Моя Осетия»… Буквально недавно мой собеседник завершил работу над еще одним большим сочинением – симфонией «Цхинвал – 08.08.08». «Это – наша боль, наша память, это то, на чем должен стоять гриф: «Хранить вечно». Хранить в сердце…» – так он сам рассказывает о замысле этой симфонии. В прошлом году увидели свет две его новые партитуры для эстрадно-симфонического оркестра и два сборника песен… Так что свой юбилей Тимур Харебов встретил во всеоружии вдохновения и новых творческих замыслов.

– А в планах на нынешнюю осень – проведение больших концертов в Цхинвале и во Владикавказе. Тоже в рамках этой юбилейной даты – с участием трех государственных оркестров и «звезд» эстрады и фолка Северной и Южной Осетии. Намечается, что пройдут у меня концерты и в Москве, – делится Тимур Владимирович. – Ну, а над чем работаю сейчас? Пишу музыку к новому спектаклю Юго-Осетинского госдрамтеатра, музыку для новой большой танцевальной постановки, которую готовит к премьере Госансамбль «Симд» – это сочинение будет называться «Аланская сюита»… А самая заветная моя мечта – взяться за оперу по мотивам осетинской Нартиады. Этот замысел вынашивается давно. И очень для меня дорог. Ведь нартский эпос – это корень и сердце нашей национальной культуры. И прикоснуться к его родникам – что может быть для композитора интереснее?..

Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 08.11.2013