«Вариант» подтвердил, что вариант находится всегда
Ольга РЕЗНИК
Сегодня во Владикавказе на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева свой спектакль «Девушка и кентавр» по пьесе питерского драматурга и сценариста Игоря Шприца показал народный театр-студия «Вариант» Северо-Кавказского горно-металлургического института.
«Вариант» – один из лучших народных театров Республики Северная Осетия-Алания. Он, по большому счету, давно уже вступил в пору творческой зрелости. А если всерьез говорить о возрасте календарном, то через каких-то пару лет разменяет свой четвертый десяток. Поэтому вовсе не удивительно, что у студенческого театра-студии под руководством большой энтузиастки и подвижницы Елены Айрапетовой появилось еще и детище – театр малых форм «Пилигрим», художественный руководитель которого Виктория Бокоева как раз и является режиссером-постановщиком современной пасторали «Девушка и кентавр», показанной сегодня.
А если разобраться, то никакая это на самом деле и не пастораль. Спектакль театра студии «Вариант» отличает острая социальная направленность и, я бы даже сказала, психологическая загруженность. В нем, создается впечатления, сфокусировано так много всего, что не сразу и сообразишь, какая из отображенных граней важнее. Здесь тебе и проблемы инвалидов, каковыми являются оба героя спектакля, и необычные отношения между мужчиной и женщиной, и хорошо раскрытая тема жертвенности, столь нетипичной для нашего прагматичного времени. И как лейтмотив спектакля под прекрасную мелодию звучит Любовь, побеждающая все и всяческие преграды и дарующая лучший из вариантов – жизнь как антипод смерти.
На удивление слаженно, как на одном дыхании, вели от начала и до конца спектакля свои «партии» оба исполнителя главных ролей (в спектакле «Девушка и кентавр» нет вообще ролей второстепенных) Алан Рамонов и Алена Мусяв. Артисты были настолько подлинны и искренни в своих чувствах, что на глаза у зрителей, право слово, наворачивались слезы. Спектакль цепляет – а это самое главное.
И вот еще один интересный нюанс. В постановке «Девушка и кентавр» театра-студии «Вариант» не два, как в пьесе, а три персонажа: кентавр или Хирон, девушка Саша, а также балерина. На самом деле балерина – это тоже Саша, но Саша танцующая, еще не получившая травму, еще не прикованная к инвалидному креслу. И эту выводящую свои па балерину, в образе которой предстала Анжела Абаева, зритель видит только сквозь прозрачный занавес. Она тень, воспоминание, милое, но отшумевшее прошлое.
А вообще роль Саши, равно как и балерины, по словам Виктории Бокоевой, в спектакле играют поочередно обе актрисы: то Алена Мусяв, то Анжела Абаева. Так как обе они занимались в свое время хореографией, и обе без труда исполняют классические балетные па.
Спектакль «Девушка и кентавр» зрителям явно понравился. И, судя по всему, удача на профессиональной сцене вдохновила любительский театра на исполнение давней мечты – показать благотворительный спектакль членам Северо-Осетинской организации Всероссийского общества инвалидов. Причем, в самое ближайшее время.