В Нью-Йорке с триумфом завершились гастроли оркестра под управлением Валерия ГЕРГИЕВА
Американский тур российских музыкантов проходил под знаком Густава Малера: в ходе гастролей были исполнены шесть симфоний выдающегося австрийского композитора. Апогеем гастролей стало исполнение Восьмой симфонии Малера в Кеннеди-центре в Вашингтоне 19 октября и нью-йоркском Карнеги-холле 21 октября.
Восьмая симфония, задуманная автором как «симфония симфоний», посвященная поискам мировой гармонии и известная также как «Симфония тысячи участников», ставит перед дирижером поистине титанические задачи: это монументальное произведение предполагает, помимо расширенного состава оркестра и солистов, участие двух смешанных хоров и хора мальчиков.
«Здесь маэстро Гергиев в своей стихии: этот дирижер любит грандиозные проекты и масшатабные задачи», – подчеркивает Анна Миджетт, критик газеты The Washington Post. «Если бы в Восьмой симфонии были задействованы не триста музыкантов, как это было во время концерта в Кеннеди-центре, а действительно тысяча, то Гергиева такое обстоятельство только еще больше раззадорило бы. Для этого человека не существует такого понятия как непосильная ноша или невыполнимая миссия».
«Время концерта пролетело стремительно, благодаря усилиям маэстро, максимально наполнившего вечер событиями; заскучать во время этого выступления было невозможно», – сообщает читателям Миджетт. «Что нужно слушателю? Чтобы музыка брала за душу, ощущалась нами почти на телесном уровне, похищала нас из «башни слоновой кости», узниками которой являются большинство из нас в нашей повседневной жизни, где жизнь бедна эмоциями и царствует рассудок. Гергиев дарит нам именно такой щедрый подход».
По словам Тима Смита, музыкального обозревателя газеты The Baltimore Sun, Восьмая симфония в зале Кеннеди-центра прозвучала волшебно. «Магия звука», – так описал критик выступление симфонического оркестра Мариинского театра. «Музыканты изливали на слушателей свет и любовь, в точном соответствии с текстом сочинения».
По мнению Гарри Рольника, критика музыкального портала ConcertoNet.com, маэстро Гергиев создал на сцене Карнеги-холла настоящий театр звука, роскошное звуковое пиршество. «Три хора обладали не просто феерическим объемом, это была лучезарность тембра, деликатнейшая фразировка и такая пучина страсти, что собственно в слова можно было не вслушиваться», – говорится в рецензии Рольника. «Оркестр под управлением маэстро Гергиева окутал слушателей волнами почти пугающего мистицизма, вовлекая публику в сюрреалистическое путешествие между высшими сферами и преисподней».
Как отмечает Энтони Томмазини, музыкальный обозреватель The New York Times, «Валерий Гергиев смог найти идеальный темп для изнурительного малеровского марафона: в конце каждого концерта на сцене Карнеги-холла, зрители аплодировали стоя».
«В изумительной чистоте и одновременно богатстве звука первой части было что-то гайдновское; вторая часть, где перед нами разворачивается эпизод из «Фауста» Гете, несла в себе заряд живительной природной силы и колоссальный драматический напор, буквально фонтанируя первобытной энергией», – пишет Томмазини.
Гастроли завершились 24 октября в Карнеги-холле исполнением Первой и Четвертой симфоний Малера.
Мариинский театр, 25.10.2010