Осетия Квайса



Симфонический оркестр Северной Осетии открыл 67-й концертный сезон

IMG_6762Ольга РЕЗНИК

Всех, кто пришел сегодня во Владикавказе в республиканский лицей искусств на открытие нового, 67-го по счету, концертного сезона Государственного симфонического оркестра РСО-Алания ожидали сюрпризы, причем самые что ни на есть настоящие. Концерт, если не скупиться на эпитеты, можно назвать потрясающим. И оркестр был в ударе, и маэстро Валерий Хлебников, и, как всегда блистательная ведущая, музыковед Марина Ядых.

А тон в этот вечер задавала классика, та самая неувядающая классика, что так трогает души слушателей.

IMG_6721Началась концертная программа с музыки Моцарта – величайшего художника-гуманиста, чья творческая деятельность была неразрывно связана с передовыми идеями эпохи Просвещения. Моцарт – это, что ни говори, вечная молодость музыки, это композитор, которого все мы знаем и любим и не можем до конца постичь. Будто на одном дыхании оркестр исполнил изумительный шедевр великого австрийского автора – бессмертную симфонию № 40 соль минор, ту самую, которую называют еще предвестницей романтизма.

Не успели умолкнуть аплодисменты слушателей, как на сцену вышла очаровательная Марина Ядых и первым делом напомнила собравшимся, что Государственный симфонический оркестр Республики Северная Осетия-Алания всегда был и остается ярким и искренним пропагандистом произведений осетинских композиторов. И как подтверждение сказанному в исполнении оркестра прозвучало адажио из балета «Парад планет» одного из самых любимых наших композиторов Ацамаза Макоева…

IMG_6747В завершение первого отделения концерта публика подарила свои аплодисменты, переходящие в овации, и оркестру, прекрасно исполнившему тонкую и лиричную мелодию Ацамаза Макоева, и самому композитору, присутствовавшему в зале.

Музыка, прозвучавшая во втором отделении, явилась своеобразной иллюстрацией эпохальных событий, произошедших на заре нашей эры в полном чудес городе Иерусалиме. В городе этом, являющемся сегодня центром трех великих религий, есть одна особая улица – улица скорби Виа де ла Роса. По ней с крестом на спине отправлялся в свой последний путь Спаситель. Улица скорби ведет к месту, являющемуся святыней для всех христиан. Там был распят Мессия, там он воскрес, а неподалеку взирала на происходящее Дева Мария. Полная отчаяния она наблюдала за тем, как истекает кровью, умирая на кресте за грехи людские, ее сын Иисус Христос.

Эти описанные в Евангелии события и легли в основу католического гимна, автором которого считается итальянский поэт XIII века Якопоне да Тоди. На его стихи более 40 раз писали музыку разные композиторы. Но в веках осталась только знаменитая кантата «Stabat mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая) итальянского композитора Джованна Баттиста Перголези – этот гениальный образец высокой трагедии. В первой части кантаты повествуется о страданиях Девы Марии во время распятия Христа, а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти.

IMG_6758Все, что пытался передать композитор, каждый из сидевших в зале прочувствовал сполна, слушая бессмертную кантату Перголези, которая прозвучала в исполнении симфонического оркестра, хора Лицея искусств под управлением Ольги Джанаевой и вокалисток из Калмыки Анны Очкаевой (сопрано) и Инессы Месхишвили (меццо-сопрано), уже выступавших прежде во Владикавказе и даже успевших полюбиться нашей публике. Впечатление было потрясающее. Зал долго не отпускал исполнителей, которым пришлось несколько раз выходить на поклон. Цветы, улыбки, дружеские рукопожатия. Под занавес слушатели аплодировали уже стоя.

То была дань признательности не только высокому исполнительскому мастерству наших музыкантов, но и их умению работать в, прямо скажем, непростых условиях. Ведь вот уже четвертый год в здании республиканской филармонии идет ремонт. Правда, присутствовавший на концерте председатель правительства РСО-Алания Николай Хлынцов пообещал, что в новом, 2011 году, музыканты наконец-то вернутся на свою родную сцену. Лишь бы только не получилось, как в известной поговорке, согласно которой обещанного три года ждут. Тем более, что как раз три года уже и пролетели. Пошел четвертый.