«Шелковые письмена» Натальи ЮРКОВОЙ
… У нее огромные лучистые глаза, крылатый росчерк точеных бровей скифской царевны, темная копна волос – и удивительно светлая, солнечная улыбка. Чем-то неуловимо напоминающая улыбку ее тезки Наташи Гусевой, сыгравшей Алису Селезневу в телесериале «Гостья из будущего», – улыбку, которая кружила когда-то головы доброй половине мальчишек Советского Союза. И человек она, молодая владикавказская художница Наталья ЮРКОВА, – такой же солнечный. Удивительно теплый и открытый, общаться с которым интересно и очень легко.
И, честное слово, это надо просто видеть – каким чистым и одухотворенным внутренним светом озаряется ее лицо, когда она начинает рассказывать о своем «любимом коньке» – росписи по ткани. Так доверительно, вдохновенно и «вкусно» рассказывают только о том, что действительно, «по властной воле Сердца и Судьбы», стало для тебя призванием. Как ни заштампованно оно, может быть, здесь прозвучит – это звонкое и красивое, но до предела затертое нами, журналистской братией, слово…
– Как и когда я увлеклась росписью по ткани? – переспрашивает Наташа. И снова чуть застенчиво улыбается: – В Московском текстильном университете я училась на факультете прикладного искусства. И одним из предметов у нас там, на кафедре художественного оформления текстильных изделий, как раз и был батик. Который мы, студенты, все любили. И эта любовь – уже, наверное, навсегда…
…Уроженка Свердловска, для которой второй родиной стала Осетия, Наташа Юркова блестяще окончила в 2000 году Владикавказское художественное училище – по специальности «Живописец-станковист». Учебу продолжила в Белокаменной, в МГТУ им. А.Н. Косыгина. Кстати, ее дипломной работой в университете стало создание коллекции тканей для мужских рубашек на основе осетинского национального орнамента и сюжетных мотивов нартовского эпоса. И сегодня Наталья Юркова (успевшая получить еще одно высшее образование – филологическое) сама преподает в своей первой альма-матер – ВХУ. Два года назад была принята в Союз художников России. И имя ее, очень талантливого и очень самобытного молодого живописца, графика и мастера декоративно-прикладного искусства, в Осетии – на слуху.
Да уже и не только у нас в Осетии. За плечами Наташи – участие в двадцати пяти республиканских, региональных и международных выставках и творческих фестивалях, проходивших в разные годы во Владикавказе, Москве, Пятигорске, Ставрополе, Элисте, Тбилиси и на Дальнем Востоке. Буквально недавно, например, она завоевала диплом лауреата I степени на международном фестивале искусств «Арт-пространство Амур», проходившем в Благовещенске – в конкурсной номинации «Текстиль».
А 13 июня во Владикавказе, в стенах выставочного зала Союза художников РСО–А на проспекте Коста, открылась первая большая персональная выставка работ Натальи Юрковой, выполненных в технике росписи по ткани. «Шелковые письмена» – такое она получила название. И, открывая ее, председатель Союза художников Северной Осетии, заслуженный художник России Таймураз Маргиев был предельно эмоционален в оценках и комплиментах: «Это – прекрасная выставка прекрасной художницы, замечательного педагога, очень активного и талантливого члена нашего творческого союза – и, наконец, просто очень светлого и красивого человека. Красивого и внутренне, и внешне…»
67 работ – такова «палитра» выставки «Шелковые письмена». Есть среди них и изысканно декоративные, лучащиеся ликующей влюбленностью в красоту Бытия («Красный мак», «Глициния», «Флоксы», «Майский этюд»): стоишь перед ними – и полное ощущение, что ты с блаженным вздохом окунаешься лицом в росистый, пышный, празднично-яркий ворох только что срезанных в саду цветов. Есть и работы, пронизанные светлой задумчивостью и печалью – такие, как диптих «Осень. Утро» и «Осень. Вечер», «главная героиня» которого – гордая красавица-хризантема и который невольно заставляет всплыть в памяти щемящие строки древнего китайского поэта: «Дождь, не спеши в мой родимый сад/ И не сбивай лепестки»… Есть работы подчеркнуто и смело авангардные: «Пейзаж с красным деревом», «Пепел стихов», «Рыба-солнце». И, наконец, работы, в которых творческая мысль и вдохновение автора устремляются в полное романтики путешествие по «лабиринтам сакральных пространств и минувших времен». Навеянные скандинавскими сагами, осетинским эпосом, этническими мотивами Востока, уральскими сказами Бажова, богатой и красочной историей Осетии: диптих «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», триптих «Кобанская бронза», «Золотой олень», «Ящерки», «Мавританский платок», «Яблоня нартов», «Старый Владикавказ»…
И, кстати, каждая из них – это не просто великолепное по красоте настенное панно. Все это, перефразируя строчку классической бардовской песни, еще и замечательно «может носиться»: как платки, шарфы, косынки… Между прочим, платье, в котором Наташа появилась на церемонии открытия выставки – нежно-голубое, с изящным и изысканным «травяным» рисунком, – тоже сшито из ее авторского батика.
– Какие из этих работ – самые любимые? Пожалуй, те, где присутствуют орнаментально-этнические мотивы. А так – наверное, любимые все. Как дети, – признается она.
…И теплых, добрых, восхищенных слов в адрес художницы в тот вечер звучало много – из уст ее коллег по кисти, ее недавних наставников-педагогов из ВХУ, учеников… А потому вдвойне обидно сознавать: вся эта красота, представленная на выставке, создавалась Наташей Юрковой, что называется, едва ли не «на коленке». У нее, как и у очень и очень многих молодых членов республиканского Союза художников, до сих пор нет своей мастерской. И, как подчеркнул Таймураз Маргиев, эту наболевшую проблему необходимо решать. Только вот где изыскивать для этого возможности и ресурсы – вопрос, для нашего Союза художников такой же предельно наболевший…
Е.КОВАЛЕНКО, фото К.ФАРНИЕВА,
«Северная Осетия», 15.06.2012