Осетия Квайса



«Ромео и Джульетта» – история любви на все времена

Ольга РЕЗНИК

a1bc2572a48dВо Владикавказе в Северо-Осетинском государственном драматическом театре им. В. Тхапсаева полным ходом идет подготовка к премьере трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» – величайшей истории любви из всех, когда-либо рассказанных в мире. Режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель государственного театра Республики Южная Осетия, заслуженный деятель искусств Южной Осетии Тамерлан Дзудцов считает, что таких постановок о молодежи, для молодежи и с участием молодежи в театральном репертуаре должно быть как можно больше. Тогда, скорее всего, молодые люди не станут обходить стороной храм Мельпомены.

А пока суд да дело, в репетиционном зале Осетинского театра страсти не на шутку накаляются. Разыгрывается сцена первого свидания Ромео и Джульетты в саду Капулетти. Молодой талантливый актер Гиви Валиев, полюбившийся зрителям в роли Тузара в спектакле по пьесе-притче Георгия Хугаева «Черная бурка», признанном в Северной Осетии лучшим спектаклем 2009 года, перевоплотившись на этот раз во влюбленного юношу Ромео, уверяет свою избранницу, что готов принять новое крещение, чтоб только называться по-другому. «Что в имени тебе моем?» – вопрошает он.

Слова любви одинаково красиво звучат на всех языках. И бессмертная трагедия Шекспира, переведенная на осетинский язык классиком национальной литературы, поэтом, драматургом и переводчиком Гришем Плиевым, в этом смысле не исключение.

Гиви Валиев и Зарема Боциева: такая любовь - это одухотворение.

Гиви Валиев и Зарема Боциева: такая любовь - это одухотворение.

Роль Джульетты исполняет дебютантка, студентка пятого курса факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета Зарема Боциева. Она очень старается не расплескать искры зарождающегося чувства, имя которому любовь – та самая, что выше любой хулы и вражды и даже выше звезд.

Ромео поднимается по канату. Джульетта демонстрирует, что мастерски владеет шпагой. И подобных трюков и сюрпризов зрителей, судя по всему, будет ожидать немало.

А пока очередная сцена сыграна, и начинается разбор «полетов». Режиссер Тамерлан Дзудцов подробно разбирает все плюсы и минусы игры актеров. И только после этого удается задать ему несколько вопросов.

– Почему выбор пал на классику?

– Потому что классика – это то, что созвучно любому времени, это действительность сегодняшнего дня. Почему бы не попытаться через Шекспира поговорить с людьми?

– А почему именно «Ромео и Джульетта»?

– Все объясняется очень просто. Я спросил молодых артистов, что бы они хотели сыграть. И они выбрали эту трагедию Шекспира. А когда же им играть «Ромео и Джульетту», если не сейчас? Не скрою: при выборе пьесы я ориентировался на желание молодежи. Хотя идею поставить «Ромео и Джульетту» вынашиваю давно.

– Ведь это не первое ваше обращение к Шекспиру?

– Да, это мой третий шекспировский спектакль. В 1998 году я поставил в Цхинвале «Юлия Цезаря», в 2006-м во Владикавказе на сцене Осетинского театра – «Гамлета». И вот теперь «Ромео и Джульетта».

– Как подбирали актеров на главные роли?

– С каждым у меня был разговор. Каждого спрашивал, кого он хочет играть. Если я видел его в другой роли, то говорил об этом. В итоге, Ромео играет Гиви Валиев, Меркуцио – Эльбрус Джанаев, Бенволио – Сослан Цаллагов, брата Лоренцо – Алан Албегов, Кормилицу – Нелли Хубаева…

– Слышала, что непросто было отыскать актрису на роль Джульетты. Почему выбор пал именно на Зарему Боциеву?

Тамерлан Дзудцов Зареме Боциевой: у Джульетты должны гореть глаза...

Тамерлан Дзудцов: "У Джульетты должны гореть глаза..."

– В спектакле активно заняты студенты актерского отделения факультета искусств СОГУ. Среди них я бросил клич: пусть придут те, кто хочет сыграть Джульетту. И пусть докажут, что хотят сыграть. Чтоб глаза горели. А если этого нет, то ничего не получится. У Заремы Боциевой это получилось лучше, чем у других.

– Судя по всему, вы вообще любите работать с молодежью. Хорошо помню, какое впечатление в свое время произвел поставленный вами со студентами спектакль по пьесе литовского драматурга Юозаса Грушаса «Любовь, джаз и черт». В центре тоже были молодые герои, заблудившиеся, заблуждающиеся, заблудшие. Помню, в постановке было немало интересных режиссерских находок, спецэффекты.

– В том же формате будет и этот спектакль. Есть режиссерские находки, но о них я пока не хочу говорить.

– Что вы хотите донести до зрителя?

– Мы пытаемся показать свое видение внутреннего мира героев. Ориентируемся на сегодняшнюю молодежь, которая зажата, страдает от недосказанности.

Было немало самых разных трактовок этой трагедии Шекспира. Вражду Монтекки и Капулетти пытались перевести в плоскость межнациональных отношений, скажем, грузино-осетинских. На сегодняшний день это банально. Даже самый ленивый театр уже делал подобное. Не устраивает нас и подход Франко Дзеффирелли, снявшего в 1968 году нашумевший фильм «Ромео и Джульетта». Дзеффирелли – это иллюстрация рассказа. Мы же пытаемся находить что-то между строк.

– На какого зрителя рассчитан спектакль?

– Постановка рассчитана, в первую очередь, конечно, на молодежь. На интеллектуальную, развитую молодежь, которая знает больше, чем их сверстники 20 лет назад. Мы должны ее не только удивить, но и дать возможность поговорить о чувствах, о которых она боится сказать. Хочется, чтобы молодежь пришла в театр и посмотрела спектакль. Ведь она подчас не делает этого лишь потому, что нет того, что бы она хотела увидеть со сцены. Так что, думаю, «Ромео и Джульетта» достойно впишется в репертуар Осетинского театра.

– И когда же нам ждать премьеру?

– 22-23 мая. Мы подгадали премьеру ко дню выпускника. Ведь Ромео и Джульетта – молодые люди, только-только пытающиеся шагнуть во взрослую жизнь.