Птица, выпущенная на волю художником Юрием ПОБЕРЕЖНЫМ
«На волю птицу выпуская…» – так назвал свою персональную выставку, которая открывается сегодня во Владикавказе в художественном музее им. М. Туганова, один из ведущих российских графиков, член Союза художников России и Международной академии графики, лауреат премии независимого бьеннале в Санкт-Петербурге Юрий Побережный. Юрий Петрович живет и работает в «северной столице» Осетии – Моздоке, где родился и вырос, преподает в Моздокской художественной школе и в Троицком филиале Луковской школы искусств. Персональная выставка художника приурочена к его 55-летнему юбилею. На суд зрителей Юрий Побережный выставил около 100 работ, написанных за последние пять лет.
В художественном музее, где мы договорились о встрече с художником, полным ходом шла подготовка к предстоящему открытию выставки. Музейные работники, не скрывая своего восторга, развешивали на стенах выставочного зала графические работы, выполненные в удивительной декоративно-узорчатой технике исключительно черной тушью.
– Как все-таки сбылась ваша мечта – ознаменовать свой юбилей выставкой во Владикавказе?
– Да, получилось. Сам не ожидал. Оказывается, еще и места мало.
– А почему у выставки такое странное называние «На волю птицу выпуская…»?
– Да потому, что в моих работах вообще много птиц. Вот и выставку я выпустил, как птицу.
– Здесь представлены, главным образом, новые работы?
– Да. То, что наработано за последние пять лет. Более ранние находятся сейчас в Екатеринбурге. Там тоже проходит моя персональная выставка.
– У вас есть очень интересные серии – «Сны старого города», «Фиагдон», «Аграфена Купальница». А на этой выставке тоже представлены какие-то новые серии работ?
– Есть серия «Гномы» и квадраптих «Из словаря Даля. Здравствоваться…». Даль так интересно поясняет значение и происхождение слов, что родилась вот эта серия, – вздохнув, произносит Юрий.
– Вы так грустно об этом сказали…
– Много грустного вокруг.
– Что, например? Чем вы так опечалены?
– Недавно повез своих московских гостей в Фиагдон. Для меня это место особое. Там я родился как художник. То, что мы там увидели, повергло меня в уныние. Кругом горы мусора. Уничтожен родник. Древнее селение Цмити уничтожается. Понастроили там какие-то крепости. Идет захват территорий. Тополя сохнут. Не понимаю, как можно так относиться к своему наследию, к своей природе. Ведь это все не гости, не туристы делают…
– Да, грустно. К сожалению, планка культуры общества, пораженного стяжательством, стремительно опускается вниз. А вы как-то в своем творчестве пытаетесь отразить такую действительность?
– Пытается, пытается, – неожиданно вступает в разговор услышавшая заданный мною вопрос сотрудница Художественного музея Фатима Саутиева. – Юра восстанавливает в своих работах строения, которые когда-то видел целыми, а потом застал разрушенными. И в разных ракурсах их показывает. Поэтому они по-разному звучат, что очень интересно.
Среди сотрудников музея, что видно невооруженным глазом, немало поклонников творчества Юрия Побережного. Он и человек к себе располагающий – открытый, простой, добродушный, что, собственно, находит отражение и в произведениях художника. Вот и Фатима Саутиева, ознакомившись с новыми творениями Побережного, с пылу с жару взяла да и посвятила ему стихи:
Одна лишь линия, и оживет портрет.
Одна лишь линия, и заживет картинка,
В которой все, что только в жизни есть –
И радость, и печаль, и легкая грустинка,
И шум листвы, и музыка капели,
И пенье птиц, их трепетные трели,
И тайна ночи, и воспоминанья детства,
В которых ни лукавства, ни кокетства,
И нежное очарование весны, и многоцветье осени,
И камерность зимы,
И мудрость вечности, что разделяем мы.
Поэтические работы Юрия Побережного с не менее поэтическими названиями, в которых так много чувств, оказывается, вдохновляют на творчество поэтов. Прочтя стихи, Юрий Петрович наконец-то признается что и сам в детстве их слагал. А я, в свою очередь, признаюсь, что являюсь большой поклонницей его таланта и задаю свой следующий вопрос.
– Чем вы гордитесь?
– Даже не знаю, что сказать. Горжусь своими детьми. Старший сын у меня социальный психолог. Два месяца назад он стал отцом, а я дедом. Правда, дедом себя пока не ощущаю. Тем более что младшему сыну еще только 14.
– Данилка по-прежнему мечтает стать биологом?
– Мечтает.
– А рисовать не бросил?
– Забросил рисование. Скорей-скорей закончил «художку». Сейчас участвует в различных олимпиадах – по физике, химии, литературе, биологии. Хочет, правда, попробовать проиллюстрировать Нартский эпос. Но пока еще не взялся за дело.
Кстати, на открытии выставки будут оба мои сына и даже внук Ванечка, которому только два месяца исполнилось. Не знаю, сможет ли приехать жена Наташа. Она преподаватель физики, а в Моздокском районе сейчас как раз проходит олимпиада по этому предмету…
Вы спрашиваете, чем я горжусь? Горжусь своими учениками.
– Кто-то из них выбрал для себя стезю художника?
– Конечно, выбрал. Дима Никонов, например, учится сейчас в Санкт-Петербурге в художественно-промышленной академии им. Штиглица. Но дело даже не в том, кто где учится. Пусть не все станут художниками, главное – чтобы были людьми. Ведь педагог должен не только учить, но и воспитывать.
– Как собираетесь отмечать свой юбилей?
– Тихо, в кругу семьи. Ничего другого не хочется. Знаете, 55 – совсем не моя цифра. Я не чувствую себя на 55.
– А как чувствуете?
– Как в одной из моих новых работ, которая называется «Надеюсь, звезды все еще манят». Название говорит само за себя.
– О чем мечтаете?
– О гармоничном обществе с высоким культурным уровнем. Чтобы не стыдно было везти своих друзей в Фиагдон. Грустно, когда дети, молодежь наплевательски относятся к родной культуре, истории, традициям.
Мечтаю о мире, о благополучии в семье, о том, чтобы все близкие были здоровы.
– Ну, и традиционный вопрос о планах на будущее?
– Планы на будущее? Работать, работать и еще раз работать. Я не успел многое из того, что собирался сделать к выставке. Осталась незаконченной пачка эскизов. Одна работка такая красивая накрутилась. «Дрема» называется. Но, увы, не успел… Буду рисовать…