Посвящение Мастеру. С любовью от сына
Он буквально вырос в ансамбле «Маленький джигит», где работали и работают до сих пор его родители. Кроху Алана отец однажды спросил: «Будешь танцевать?» и, получив отрицательный ответ, не принуждал ребенка к занятиям. Но как-то на одной из репетиций, на которых мальчик обычно присутствовал вместе с мамой и папой, Таймураз Кокаев, художественный руководитель ансамбля, по традиции предложил ученикам показать движения «на оценку». Среди всегда желающих выступить детей впервые оказался и сын хореографа. Алан вышел и станцевал так, будто уже давно обучался этому. «Я даже сейчас помню радостное лицо отца, когда он увидел меня танцующим!». Тогда ему было три годика, а в 4 он уже выступал на сцене…
И с тех пор танцы стали для Алана Кокаева естественным ритмом жизни.
Ценители национальной хореографии отмечают в его манере исполнения танцев особую харизму, которая завораживает с первых же мгновений. На сцене или на импровизированном свадебном танцполе он одинаково динамичен и безупречен. Каждое его движение, как произведение ювелирного искусства – отточенное, живое, пылающее внутренней энергией. Улавливая настроение танца, глаза и губы Алана с точностью до каждой эмоции передают состояние души. Этому нельзя научиться – это дано свыше.
Наверное, именно поэтому он поступил и успешно обучается в ГИТИСе – лучшем театральном вузе страны. «После окончания школы я исполнил мамину мечту и поступил на юридический факультет. Но, доучившись до 3 курса, призадумался: может, хватит? Дело не в том, что я плохо учился, просто понимал, что юриспруденция – это не совсем мое. Да, я доволен, что получил такие знания и закончил этот факультет, но вряд ли моя жизнь будет связана с этой сферой… И вот в один прекрасный день отец пришел и говорит: «Я был у министра культуры, и мы говорили о том, что стоит послать кого-нибудь в Москву на обучение для подготовки кадров. Как думаешь, ты бы смог учиться в ГИТИСе?». У меня тогда и подобных мыслей об этом не было – где я и где этот вуз?! Он дал мне время подумать, и через пару дней я решился: «Папа, давай я поработаю в ансамбле «Алан», посмотрю, как это у меня будет получаться, тогда и отвечу». Через два месяца кропотливого труда я поступил в ГИТИС – причем сам, без лимитов и квот, и очень рад этому!».
Сегодня Алан – студент 4 курса хореографического отделения балетмейстерского факультета. Он выступает на одной сцене с заслуженными артистами России и срывает бури оваций после каждого выхода. Его хореография – это всегда присутствие рядом со зрителем. Не расстояние от сцены до зала, а завораживающая близость, которая заполняет собой все пространство и время – есть только вы и танец Алана. Танец – это мера и такт переполняющего душу, сдерживаемого и льющегося через край чувства… Нужно быть внутренне готовым к танцу, переполненным эмоциями, чтобы танцевать, как он.
А когда-то Алан Кокаев был обычным провинциальным мальчишкой, который амбициозно и самоуверенно решил покорить столичный олимп. «Отнеслись ко мне не просто. Перед первым экзаменом у меня было желание убежать, ведь вместе со мной поступали уже опытные артисты. Но первые два экзамена я успешно сдал, а вот на третьем… Это было собеседование. Я сидел перед комиссией, которая начала задавать мне вопросы: «Вот приехал ты с гор, потанцевал немного. Да, нам понравилось, но с чего вдруг мы должны взять тебя в ГИТИС?». Сейчас уже не помню, что я говорил, но говорил минут пятнадцать, меня никто не перебивал, а в конце мне сказали: «Поздравляем! Вы поступили в ГИТИС!».
Им невозможно не гордиться. Прекрасное воспитание ему дали не просто родители – Таймураз и Людмила, но и наставники ансамбля «Маленький джигит». Благодарить Мастера он может за победу в передаче «Утренняя звезда», а отца – за нравственные ценности, которые тот вложил в сына. 1 марта в Осетинском театре состоялся концерт «Посвящение Мастеру» к 50-летию творческой деятельности заслуженного работника культуры России Таймураза Кокаева. Инициатором и режиссером был Алан. Что послужило более сильным стимулом для проведения концерта: сыновняя любовь или дань уважения творчеству мастера? «Мне было обидно, что юбилей отца не получил должного резонанса. Человек, который делает такое большое дело, связанное с национальным искусством… Через его руки прошло столько ребят, которые сегодня уже знамениты и прославились в разных сферах деятельности… Поэтому я давно вынашивал в голове подобную идею. Зритель знает меня только как исполнителя народной хореографии. А за годы учебы в ГИТИСе я научился многому и занимался совсем другим направлением. Я почувствовал, что могу проявить себя по-новому, и это новое хотелось показать. А придал уверенности в необходимости реализации этой идеи творческий юбилей папы. При этом я не могу выделить отца или Мастера, потому что для меня это две ипостаси одного человека на одной планке. Возможно, прозвучит нескромно, но мне кажется, что обязательства и отца, и хореографа он выполняет на одинаково высоком уровне. Из уст осетина это может звучать странно, но он для меня в первую очередь – Мастер. Я приведу вам удивительный факт: долго искал в Интернете, но не нашел ни одного детского хореографического ансамбля, которым бы бессменно пятьдесят лет руководил один человек. Так что можно сказать, что «Маленький джигит» – уникален. И я не только по логике, но и по зову сердца выбрал для себя путь, по которому шел папа. Вы сказали о нем «отец и мастер», тогда меня можно назвать «сын и ученик»: и если я покажу ему на должном уровне со сцены то, чему он меня научил, то лучшего подарка и придумать нельзя!»
И ведь показал! Такого аншлага не ожидал никто – уже за две недели до концерта в кассе не было билетов. В зале присутствовали и министр культуры и массовых коммуникаций РСО–А Фатима Хабалова, и заслуженные деятели искусств Осетии – Аким Салбиев, Эдуард Дауров, Алла Хадикова… В конце мероприятия Фатима Хабалова поздравила Таймураза Кокаева с юбилеем и вручила ему благодарственное письмо. Но все же главное внимание в этот вечер привлек сын, который стал его лучшим произведением искусства, оправдал возложенные надежды: ученик превзошел своего учителя.
Руководитель «Маленького джигита» давно мечтал поставить кабардинский танец. В этот вечер сын исполнил его желание! И это был далеко не последний сюрприз как для самого юбиляра, так и для зрителя. Величавый хонга в исполнении брата и сестры – Алана и Алины Кокаевых. Блистательным стал и сольный танец Алана «Урахутюн». А ведь когда-то, исполняя его еще в составе отцовского ансамбля, мальчик услышал, как кто-то в зале воскликнул «Танцует, как Бог». И до сих пор эти слова остаются правдой! Если певца могут упрекнуть «за связь с фанерой», то танцору приходится раз за разом исполнять номера вживую. Здесь нет места фальши, настоящий танцор каждый свой танец должен проживать как отдельную жизнь. Именно поэтому в ежегодном конкурсе балетмейстеров «Мария», проходящем в ГИТИСе, Алан дважды завоевывал Гран-при. Одну из победных постановок он показал и владикавказскому зрителю – танец «Элегия» о «сломанном» танцоре. «Мне кажется, что этот танец я станцую даже в предобморочном состоянии». Солист этого вечера не просто кудесник хореографии – он еще и поет! Дуэт с Сосланом Дзуцевым и Ахрой Касландзия показал, насколько искренним он может быть и в музыкальном жанре.
Даже самые яркие эпитеты не смогут передать магическую атмосферу этого вечера, сотканного из народной хореографии и деми-классических постановок, настоящих эмоций и высокого искусства. Чародеи сцены, неподражаемые и безумно талантливые, – это лишь малая толика того, что можно сказать о гостях этого вечера – друзьях Алана, которые приехали с ним из Москвы: заслуженная артистка РФ Елена Лемешевская, ведущие солисты камерного балета «Москва» Дмитрий Кожемякин и Павел Глухов, солистка ансамбля «Русские сезоны» Александра Воронина, педагог-балетмейстер ансамбля «Школьные годы» Анна Лемешенок, певцы Айдамир Мугу и Ахра Касландзия. Все их выступления были посвящены одному человеку – Мастеру.
Думаю, многих волнует один важный вопрос: останется ли Алан Кокаев в Москве или вернется в Осетию? «У меня в жизни, как ни крути, уже есть ансамбль «Маленький джигит», и я не имею морального права не продолжить дело отца. Но есть и другая сторона. С детьми можно покорить любые горы, но дойти с ними до уровня взрослого профессионала просто невозможно. Ансамбль «Маленький джигит» сам говорит, что он – маленький. Труд отца вряд ли кто-то способен оценить в полной мере: каждый год он набирает новых ребят, отдает им колоссальную энергию сил и тепла и… отпускает. Опять набирает и отпускает. Он научил себя не влюбляться в детей. Многие коллективы наберут себе один сильный состав и бравируют на протяжении многих лет. А Таймураз в течение 50 лет держит одинаково высокую планку своих танцоров, постоянно обновляя коллектив.
Но вернемся к моим планам. Есть предложения, о которых может только мечтать любой человек, связанный с театральным искусством, и если они состоятся – я останусь в Москве. Если же нет, то приеду домой. Но! Я останусь в Москве еще в одном случае: если буду там по-настоящему нужен! Если мне предложат что-то действительно стоящее. Может показаться, что я переоцениваю себя, но считаю, что нет смысла оставаться где-то, если там ты не будешь кем-то. Но думаю, что рано или поздно я все-таки вернусь в Осетию, потому что очень люблю свою родину!».
Осетия показала, что здесь Алан нужен. «Он профессионально исполняет любо движение. А что касается главного – подхода к детям – он показал, что прекрасно ладит с ними. И я спокойно могу передать дело своей жизни сыну», – говорит Таймураз Кокаев. А ему, непререкаемому авторитету в глазах Алана, можно верить.
…Скоро Алан Кокаев снова уедет в Москву, учиться и покорять новые вершины. Ведь по его словам, «хореография – это мир, где нет планки, которую можно достичь». Но есть в его жизни цель, которую он уже достиг: стал достойным сыном и учеником. Мастер, гордитесь им!
М.МАКОЕВА, фото К.ТЕДЕЕВА,
«Северная Осетия», 16.03.2012