Портрет художника в юности
Именно так, в полном созвучии с романом Джеймса Джойса, будет называться документальный фильм о 14-летнем талантливом семикласснике из города Алагир Северной Осетии Тимуре Андиеве. Трудно сказать, кем он в итоге станет – архитектором, как думает сейчас, а, может, дизайнером или учителем. Но юные годы Тимура точно прошли под знаком полета творческой фантазии, и этого у него уже не отнять.
О живописи и рисунках Андиева уже могли составить представление ценители искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владикавказе. Фильм не только приоткроет внутренний мир юного художника, но и расскажет, как рождаются произведения: за 26 минут экранного времени Тимур нарисует автопортрет и… сожжет его, чтобы начать новый этап своего творческого пути. Такой нестандартный сюжетный ход придумали звездные авторы фильма – сценарист Анатолий Дзантиев и режиссер Мурат Джусоев.
Первый известен в Осетии, как человек, умеющий дважды входить в одну и ту же реку: только А.Дзантиев с интервалом в четыре года во второй раз стал министром культуры республики. Он и состоит в двух профессиональных творческих союзах – художников и писателей, являясь ведущим кавказским искусствоведом, блестящим прозаиком и переводчиком.
В свою очередь Мурат Джусоев – элитное имя в отечественном кино, а в национальном кинематографе – особенно. Ведь он – режиссер-постановщик получивших большое общественное признание художественных фильмов «Фарн» и «Хохаг» («Горец»), лауреат Большого приза жюри международного кинофестиваля в Ашхабаде в 1992 году.
Творческий тандем Дзантиева и Джусоева удачно дополнило новое имя. Речь о новоиспеченной выпускнице операторского факультета ВГИКА (диплом с отличием) Эстер Шер из Швейцарии. Два года назад она приехала во Владикавказ на практику и… влюбилась в Осетию. Ее дипломный фильм снимался в Куртатинском и Даргавском ущельях.
А она влюбилась не только в горы, но и в красивого горского парня Дато Джусоева. И после окончания института переехала в Северную Осетию-Аланию. Теперь молодожены всегда вместе. Эстер – дипломированный оператор-постановщик, а Дато – ассистент режиссера.
Но вернемся к кино, которое готовится сейчас.
Фильм снимается при поддержке министерства культуры Российской Федерации. Чтобы ее добиться, Анатолию Дзантиеву понадобилось «всего лишь» выиграть федеральный конкурс на лучший сценарий в номинации «Юные дарования России». Официальный срок сдачи картины – сентябрь 2008 г., но, судя по всему, фильм будет готов к показу раньше.
Правда, пока преждевременно говорить, на каком центральном телевизионном канале его можно будет посмотреть. Стилистически он ближе всего к каналу «Культура», однако, как говорится, возможны варианты. Ясно одно, что, благодаря фильму о талантливом осетинском мальчике узнают далеко за пределами Осетии.
Сам Тимур, который, как всякая творческая натура, чувствует себя комфортно в камерной обстановке и не любит излишнего шума, спокойно отнесся к новому витку повышенного внимания. И не потому, что уже привык к лучам славы, а, главным образом, из-за умения режиссера подобрать «ключи» к сердцу героя фильма.
«Вообще, Тимур никогда так быстро и так легко на контакт не шел. Это впервые», – прокомментировала произошедшую перемену с сыном его мама, Лиана Андиева.
Мурат Джусоев действительно известен своим особым психологическим даром и вне съемочной площадки, за что его многие друзья даже называют «гуру».
Анатолий Дзантиев приехал в гости к Андиевым в Алагир не с пустыми руками. Он привез Тимуру подарки с многозначительным подтекстом – изданный им несколько лет назад в Москве альбом народного художника России, Северной и Южной Осетии Юрия Дзантиева, а также напечатанные в Швеции иллюстрации художественных работ великого осетинского поэта Коста Хетагурова, который учился в Петербургской Академии художеств и был талантливым живописцем.
Тимур намек принял, подарки оценил, но дал понять, что сейчас, на нынешнем этапе, для него важно все, даже игра с его лучшим другом – кокером-спаниелем, которого он назвал Боцманом.
Во дворе у дома, в котором живут Андиевы, Боцман носился, как угорелый, совершенно не обращая внимания ни на видеокамеры, ни на то, что его одаренный хозяин только что сжег свое собственное произведение. Тимур же был по-взрослому хладнокровен. Видимо, он-то и в самом деле знал, что все у него действительно впереди.