«Орион» увидел наше общество, вооружившись стихами классиков
Орион – это вообще-то экваториальное созвездие. Но, дав такое название театральной студии при Республиканском доме дружбы, его участники, судя по всему, менее всего мечтали о звездности. А вот выговориться, точнее, прокричать о том, что действительно волнует, хотелось всегда. Что, собственно, студийцы и сделали в спектакле «Диалог», премьера которого состоялась 16 ноября во Владикавказе.
Прежде чем предоставить слово артистам (а в студии занимается исключительно молодежь – студенты, молодые специалисты, рабочие) художественный руководитель творческого коллектива режиссер Таймураз Газданов сразу же настроил зрителей на то, что они сейчас увидят нечто необычное и неожиданное – неординарное, скорее, даже по форме, нежели по содержанию. Сам Таймураз Сергеевич назвал спектакль «Диалог» неким сценическим опусом тех, кто захотел, как на духу, поговорить о насущных проблемах дня сегодняшнего.
А в попутчики по городам и весям сегодняшней России современный баснописец-сатирик (Игорь Войцеховский), одетый в джинсы и кроссовки, но с дедовским пером в руке, взял классика русской литературы баснописца Ивана Крылова и основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова. Казалось бы, они далеко не наши современники, но как, оказывается, написанное некогда классиками злободневно и сегодня.
«Со свиным рылом в калашный ряд – это о крутых», – высказал свое мнение путешествующий по эпохам и городам сатирик. А студийцы тем временем проиллюстрировали сказанное им, инсценируя басню Крылова «Музыканты», правда, на современный лад. Вслед за «Музыкантами» – «Ларчик». А потом – «Обезьяны». Вот уж студийцам, и впрямь, было, где разгуляться! Они произносили разные новомодные слова, такие, как, к примеру, «конгломерат», «дивиденды», «альянс» (содружество и любовь валютных сердец), «экономический кризис».
А современный баснописец-сатирик, именующий дедушку Крылова своим прадедам, пояснял, как ныне, чтобы обустроить Россию, тащат из-за кордона все, кому не лень, европейские, японские, американские модели. И это в Россию, ту самую, что породила некогда гения, подковавшего блоху, в Россию, осуществившую вековую мечту человечества – первый в мире космический полет! Теперь ее наводняют тем, что давно пережевано на Западе, теперь в России копируют, слепо подражают далеко не самому лучшему. Ах, как это напоминает «Обезьян» И. А. Крылова. Ведь классик на то он и классик, чтобы откликаться на темы вечные.
Сатирики, заявил далее ведущий, жили, однако, далеко не только в Москве и Санкт-Петербурге. Но и, скажем, во Владикавказе, где в литературном альманахе «Владикавказ» публиковались стихи Коста Хетагурова – Леонардо да Винчи осетинского народа. Со стихотворения К.Хетагурова «Владикавказ», вернее с его современного прочтения правнуком Ивана Андреевича, собственно, все и началось:
Итак, по воле провиденья,
Заброшен я в Владикавказ,
И вам свои я впечатленья,
Друзья, поведаю сейчас…
И представление начинается. Студийцы показывали то, что увидел бы великий осетинский поэт, окажись он в сегодняшнем Владикавказе. Увиденное, увы, мало чем отличается от, казалось бы, давно отшумевшего прошлого. Всюду мздоимство, ложь, продажность, непрофессионализм – и в госпитале, и в суде – прямо, как во времена Коста. Все молятся на одного бога – золотого тельца. А деньги «делают» даже из воздуха. Ну, если не из воздуха, то из воды с Марса, заряженной неземной энергетикой – это уж точно. Экстрасенсы, маги всех мастей стараются не упустить своего. Деньги, деньги, всюду деньги…
А сатирик, между тем, продолжает клеймить окружающую его действительность теперь уже словами из другого сатирического стихотворения Коста Хетагурова «Спою вам куплеты»:
Я знаю, я зорко за вами следил…
Ну, полно, не бойтесь, ведь я пошутил…
А если говорить серьезно, то у поэта, который смело всем о правде говорил и мечтал настроить лиру для равенства, свободы и любви, болело сердце, когда он взирал на происходившее вокруг. Болит оно сегодня и у нас. Поэтому участники постановки еще раз напомнили всем собравшимся о великих идеалах, что проповедовал поэт. Они не изменились, они все те же. В завершение спектакля актеры проникновенно и искренне прочли самые смелые, самые задушевные строки Коста, закончив поэтическую перекличку часто произносимыми, но не ставшими от этого менее значимыми словами великого осетинского гуманиста: «Весь мир – мой храм. Любовь – моя святыня. Вселенная – Отечество мое!»
Аплодисменты долго не смолкали. На глаза у некоторых наворачивались слезы. «Так жить нельзя», – сказал по завершении спектакля Таймураз Газданов. И все поняли, что он имеет в виду. Спектакль с нарочито гротесковой подачей сделал свое дело. Он вызвал протест и чувства добрые. Присутствовавшие в зале зрители тут же начали обсуждать увиденное.
«У всех у нас сейчас пессимистическое настроение,– заметил доктор исторических наук, экс-президент Республики Южная Осетия Людвиг Чибиров. – Мы живем в больном обществе. Смотришь на сегодняшний день и вспоминаешь многие изречения Коста. Но то, что есть такие молодые творческие силы, обнадеживает. Злу необходимо противостоять. И меня радует ваш боевой настрой».
Народная поэтесса Осетии Ирина Гуржибекова поблагодарила режиссера-постановщика спектакля Таймураза Газданова и порадовала собравшихся на ходу сложенным поэтическим экспромтом:
Спасибо Таймуразу…
Он заботам Отчизны внемля,
Спустил нам с неба «Орион»,
Чтоб осветить родную землю.
Поблагодарила режиссера-постановщика и артистов и директор Дворца детского творчества, заслуженный работник культуры республики Анна Гучмазова, пообещав «Ориону» сцену большого зрительного зала.
А сидящая в зале молодежь так и вовсе предложила показать спектакль «Диалог» не кому-нибудь, а нашим политикам. Смотришь, после этого и жизнь, может быть, станет хоть чуть лучше.