Осетия Квайса



Опера XVIII века в современной интерпретации

Внеконкурсную программу фестиваля «Золотая маска» 11 марта в Москве открыла «Агриппина» – спектакль Владикавказского театра оперы и балета, который возглавляет народная артистка России, Украины, Северной и Южной Осетии Лариса Гергиева. Критики отмечают – с ее приходом градус творческой жизни театра серьезно повысился.

Стремление вырваться из провинциальных рамок особенно заметно в недавней премьере. Стоит отметить, что «Агриппина» Генделя впервые появилась на российской сцене.

А сам оперный театр из Владикавказа впервые на «Золотой маске», но заявляет о себе весьма уверенно. Похвастаться Генделем в своем репертуаре может далеко не каждый театр, тем более провинциальный. Хотя этот театр особенный, у него тесные контакты с Мариинкой. А потому амбиций и смелости не занимать.

«При большой бедности стараемся жить рисково. «Агриппина» Генделя давно интересовала меня своей гениальной музыкой. Опера большая, коварная, трудная для исполнения. Пришлось взять ножницы, немного урезать», – признается художественный руководитель Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева.

Немного урезать – не совсем точно, вернее сказать – перекроить. Вместо почти четырехчасовой оперы на итальянском языке появился компактный спектакль на русском, в котором наряду с оперными артистами заняты драматические. Речитативы выросли в самостоятельную пьесу с остроумными диалогами, ее автор – петербургский драматург Ася Волошина. А арии переданы новым персонажам – богам, которые покровительствуют героям сюжета из римской истории первого века нашей эры.

Воплотила на сцене это режиссер Софья Сираканян. Она, что называется, в Мариинском театре, где работала ее мать, выросла. И уже, несмотря на молодость, поставила там один спектакль. При том, что с первоисточником – оперой Генделя – постановщики обошлись вольно, можно говорить об аутентичности их намерений.

«Идея передать барочную эстетику и в танце, и в опере, и в драме- действии. Что есть барочная эстетика – сочетание всех жанров внутри себя и преувеличение. К этому спектакль и сводится», – объясняет режиссер-постановщик Софья Сираканян.

Что касается музыкальной части, то дирижер Евгений Кириллов проявил историческую информированность в интерпретации. Хотя оркестр играет на современных инструментах и пришлось внести изменения в оркестровку.

«Мы обогнули слишком острые углы», – говорит главный дирижер Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Евгений Кириллов.

Стремление к аутентичности отразилось и в традиционных для театра XVIII века декорациях и костюмах. А в сумме исторические составляющие постановки дали современный постмодернистский спектакль. Что подчеркивает участие в нем молодых артистов сразу трех театров – владикавказских оперного и русского драматического имени Вахтангова и петербургского Мариинского.

Телеканал «Культура», 12.03.2013