«Не утонет голос их в столетиях…»
Во Владикавказе в Национальной научной библиотеке Северной Осетии в пятницу открылась выставка «Целый век на творческом Олимпе. Дзантиевы. Семейный портрет». В экспозиции представлены работы, документы и материалы, рассказывающие о скульпторах Давиде, Инале и Александре Дзантиевых, живописце Юрии Дзантиеве, искусствоведе и писателе Анатолии Дзантиеве.
Открывая выставку, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Зара Газданова рассказала о творческом пути, который, по сути, начался более века назад с отца скульпторов – известного в горной Осетии резчика по дереву Умара Дзантиева (Джатиева).
Впитав с детства атмосферу творчества, три его сына – Давид, Инал и Александр – стали выдающимися скульпторами. Давид Дзантиев (1898-1931), учившийся в академии художеств в Санкт-Петербурге, уже тогда обратил на себя внимание зарубежных специалистов. О нем писала европейская и американская пресса, предрекая блестящее будущее. Но судьба распорядилась жестоко: одаренный скульптор ушел из жизни в возрасте 33 лет.
Инал Дзантиев (1908-1964) получил широкую известность в народе благодаря своим памятникам Коста Хетагурову. Его проект монумента великому поэту победил в условиях большой конкуренции на конкурсе, который был проведен во Владикавказе в 1937 году. Однако так и не был воплощен в действительности. Но скульптор не отступил от своей мечты. И в итоге сделанные им памятники Коста Хетагурову украшают центральные площади Цхинвала, осетинского селения в Карачаево-Черкессии, носящего имя поэта, и в поселке Мизур на Транскавказской автомагистрали.
Александр Дзантиев (1900-1976) дополнил дело брата. Его бюст Коста Хетагурова уже много лет встречает посетителей парка культуры и отдыха во Владикавказе, а еще один памятник был открыт до войны в Беслане.
Сын Александра, заслуженный художник России, народный художник Северной и Южной Осетии Юрий Дзантиев (1930-2000) – стал крупным живописцем, многим работам которого свойственна особая экспрессия. Очень точно и емко выразила творческий метод художника доктор искусствоведения С.Червоная, назвав его «буйным пиршеством».
Анатолий Дзантиев не стал ни скульптором, ни живописцем, но по широте своего творческого диапазона достойно увенчал фамильную династию. Будучи классным искусствоведом, он еще в советский период внес огромный вклад в продвижение осетинского изобразительного искусства, издав как монографии об отдельных ярких художниках, так и фундаментальные труды энциклопедического характера. Блистательный мастер словесности он перевел Нартский эпос на русский язык (академическое издание), прозу осетинских классиков, а также впервые на профессиональном уровне сделал подстрочники всех стихотворений Коста Хетагурова. Писатель и драматург Анатолий Дзантиев является автором романов-эссе, виртуозно написанных рассказов и философско-исторической драмы «Анахарсис»…
В биографии династии Дзантиевых есть еще одно достижение, которое уникально в творческой среде и вряд ли где-либо когда-либо будет повторено. Три представителя этой семьи – Инал, Александр и Юрий – были в разные годы председателями Союза художников Северной Осетии. Председателями, не назначенными «сверху», а избранными своими коллегами, что тоже говорит о многом.
Нынешний председатель Союза художников республики Таймураз Маргиев очень тепло вспоминал своего учителя – Юрия Дзантиева, который, по его мнению, был не только большим художником, но и большим педагогом, деятельным и энергичным организатором. Маргиев высоко оценил вклад всей творческой семьи Дзантиевых в развитие национального изобразительного искусства.
Этот факт оттенила и прозвучавшая осетинская героическая песня, посвященная творческой семье Дзантиевых (стихи Тотрадза Кокаева, музыка Бориса Кокаева).
А народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова выразила царившее в этот вечер настроение написанными накануне стихами:
Может, мы напрасно смотрим ввысь,
Их черты на небосклоне ищем.
Четверо сквозь время прорвались.
Их далекий свет нам в окна брызжет.
И неважно, кто резцом, кто кистью –
Всю в себя впитал красу Вселенной,
К нам с полотен опадают листья,
А из бронзы рвется дух нетленный.
Не утонет голос их в столетиях.
Каждый штрих – чем старше, тем моложе.
И картина Юрина «Бессмертие»
Это и об их бессмертии тоже.