Осетия Квайса



«Мы все – заложники Судьбы…»

ZaloznЭкспериментальные постановки – неотъемлемый и очень важный элемент в развитии театрального искусства. О них говорят. О них спорят, и подчас – бурно. И при этом они, по самой изначальной природе своей, далеко не всегда бывают кассовыми, ориентированными на массового зрителя.

Но такое «право на эксперимент» просто необходимо современному театру – чтобы осваивать новые творческие горизонты, совершенствоваться, расти. И вести со сцены острый и искренний разговор со зрителем. О Вечном – и о злободневном…

24 ноября во Владикавказе в Северо-Осетинском государственном академическом театре им. В.Тхапсаева как раз и состоялась премьера такой постановки – одноактного спектакля «Синдром заложника» по одноименной пьесе известного осетинского драматурга, заслуженного работника культуры Северной Осетии Асахмата Айларова. Не так давно эта пьеса стала лауреатом второй премии конкурса по поддержке современной драматургии, который был учрежден Министерством культуры РФ. Постановщик спектакля – молодой режиссер, выпускник ГИТИСа Андрей Кокоев, художник – Аслан Кубалов, музыкальное оформление – Анатолия Дзоблаева. А заняты в нем и мастера труппы Осетинского театра, и молодежь: Алан Албегов, Сослан Цаллагов, Залина Галаова, Тамара Персаева, Эльбрус Джанаев, Владимир Кумалагов, Казбек Сугаев, Тимур Муртазов, Зарема Боциева…

О чем и о ком он, этот спектакль? О нас с вами, сидящих в зрительном зале. О нашем сложном времени, показанном зрителю на сей раз на сцене отнюдь не через традиционную и привычную призму бытовой комедии. Режиссер, вместе с командой молодых артистов, попытался приблизиться в этой постановке к авангардному жанру новой драмы, практически неизвестному до сих пор зрителям Осетии, – и еще «непаханому» нашим национальным театром. Что и делает данное театральное предложение уникальным.

Новая драма не боится отображать на сцене реальный мир без глянца и лакировки, не скрывает того, что в нем, увы, с избытком хватает жестокости и черствости. Вот и в «Синдроме заложника» перед нами предстает такая вереница непростых, изломанных человеческих судеб.

Главный герой пьесы, которого играет Сослан Цаллагов, теряет свою возлюбленную Рамину (чей образ необычайно трогательно воплощен в спектакле заслуженной артисткой РСО–А Залиной Галаовой). И бросает после этого яростный вызов миру вокруг себя, заставляя и других персонажей взглянуть на свои поступки и дела совсем новыми глазами… Автор не случайно ставит перед всеми действующими лицами судьбоносную проблему жесткого морального выбора: или ты осознаешь свои ошибки – или, в итоге, шаг за шагом, деградируешь нравственно. Третьего не дано… Что очень ярко передал в спектакле народный артист РСО–А Алан Албегов – исполнитель роли Чека, современного отрицательного героя, «получеловека», из чьей души начисто исчезла человечность.

Невозможно было наблюдать равнодушно и за развитием образа Бусика (артист Эльбрус Джанаев) – персонажа, сломанного обстоятельствами, «потерянного человека», который решает изменить свою жизнь, но, так и не достигнув этой цели, погибает. А трагическая история еще одной героини, которую играет заслуженная артистка РСО–А Тамара Персаева, – учительницы, забывшей заплатить в супермаркете за сущую мелочь, за безделицу: за пачку семечек? Финал этой истории страшен в своей узнаваемости: обрывается жизнь оскорбленной обвинениями в краже женщины. А сыну героини (Владимир Кумалагов) приходится столкнуться после этого «во всей красе» с неприкрытым человеческим цинизмом и бессердечием – со стороны не кого-нибудь, а любимой девушки…

И в то же время, несмотря ни на что, в финале пьесы звучит надежда: человек, пусть и оступавшийся, и ошибавшийся, может пересмотреть свое прошлое – и обрести смысл жизни заново… И, безусловно, премьеру «Синдрома заложника» можно смело назвать событием в театральной жизни Владикавказа. Потому что сегодняшний театр не может обойтись без постановок, созвучных «пульсу» того, что происходит вокруг – «с Родиной и с нами». Зритель должен иметь возможность видеть на сцене своих современников. И вместе с ними проходить испытания на нравственную прочность – и очищаться душой…

Фатима ПАГИЕВА
«Северная Осетия»