Махарбек ПЛИЕВ: «Иристон» – это традиции и элементы танцевального шоу»
Имя заслуженного артиста России и Северной Осетии Махарбека Плиева, талантливого танцора и балетмейстера, известно далеко за пределами родной республики. Окончив среднюю школу в сел. Гизель – фактическом пригороде Владикавказа, он, получив два университетских образования, мог бы стать хорошим экономистом или тренером. Но его неудержимо тянула на сцену любовь к народным танцам, привитая с малых лет. И вот уже несколько десятилетий сам Махарбек Солтанович ПЛИЕВ прививает любовь к национальному хореографическому искусству молодым поколениям, возглавляя ансамбль танца «Иристон» Северо-Осетинского государственного университета, о чем он и рассказал корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Залине БЕСТАЕВОЙ.
– Как вы пришли в мир танцевального искусства?
– Начал я танцевать с восьмого класса в сельском клубе. Затем поступив в университет, часто выступал на различных внутривузовских концертах, где меня и приметили, а затем пригласили в государственный ансамбль «Алан». После меня призвали в армию, но даже там я не оставил танцевальное дело. Благодаря в какой-то мере и службе, стал профессиональней танцевать.
– Армия и искусство – это совместимо?
– Совместимо, если что-то умеешь, очень хочешь, и если повезет. Я служил в Ростовской области и там же поступил в Краснознаменный военный ансамбль Северо-Кавказского военного округа. Туда попасть в то время было не просто. Но мне благоволила удача. Мы исполняли самые разные танцы, а мне привыкшему к кинжалам и трюкам, нелегко было переключиться на столь широкий диапазон, но я упорно занимался над собой и даже стал солистом этого прославленного коллектива. На наши концерты приходил сам командующий Северо-Кавказским округом, генерал армии И. А. Плиев, с кем я лично был знаком и у которого бывал дома. Когда ансамбль давал правительственные концерты в Доме офицеров, то Исса Александрович всегда был желанным и почетным гостем. У него даже была специальное место, которое так и называлось – «Ложа Плиева». Его присутствие заставляло еще ответственней подходить к выступлениям. У меня до сих пор хранится дембельская афиша с пожеланиями полководца.
– А каким генерал Плиев был в жизни?
– Несмотря на большую разницу в возрасте, мне очень интересно было с ним беседовать.
Он был очень простым и располагал к себе. Двери его особняка, расположенного по ул. Чехова 60, для любого человека были всегда открыты.
– Вы – бессменный руководитель ансамбля «Иристон», 35 лет со дня основания которого отметили в прошлом году. Кто автор названия? Какие танцы входят в репертуар ансамбля?
– Название придумал солист первого поколения, замечательный танцор, ныне покойный, Олег Томаев. Что касается репертуара, то откровенно признаюсь, сегодня нам похвастать особо нечем. На то есть определенные причины. Трудное нынче время. Но скажу следующее: именно в нашем «Иристоне» одними из первых в республике стал использоваться театрализованные сцены в танцах – это «Семь черкесок», «Амазонки», «Девушки гор» и др. Это были целые танцевальные спектакли со специально сделанными для них декорациями. И сегодня те мои задумки остаются востребованными, так как зрителю нужно шоу. Поэтому стараемся отходить от шаблонности, но это не так просто и не всегда удается. В нашем творческом багаже не только традиционные осетинские, но и болгарские, цыганские, греческие танцы.
– Есть ли нынче возможность участвовать в фестивалях?
– Когда был еще Советский Союз, мы с концертными программами посетили Америку, страны Африки, побывали в Италии, в Англии, Чехословакии, Венгрии, Румынии. В настоящее время больше приглашают на конкурсы внутри страны, а она у нас большая.
– Наверно и наград у «Иристона» немало?
– Как студенческий коллектив мы являемся лауреатами различных международных и всероссийских конкурсов, награждены почетными грамотами практически всех северокавказских и прибалтийских республик.
– По каким критериям отбираете желающих в ансамбль? С какого возраста лучше заниматься танцами?
– Прежде всего, важен рост, осанка, походка и, конечно же, большое желание. Но если у будущего танцора нет элементарных осетинских понятий, то таких лучше не брать – пустая трата времени и сил. Безусловно, заниматься танцевальным искусством нужно с 9-10 лет, тогда и закладывается фундамент. Позже каждое движение дается с неимоверным трудом, а это не всем под силу.
– Часто ли приходится менять состав ансамбля?
– Как раз сейчас я этим и занят, набираю ребят в основной состав. У меня дефицит сильного пола, поэтому в «Иристоне» каждый парень, как говорится, «на вес золота».
– Ваши ближайшие творческие планы?
– Ничего грандиозного пока не намечается, но ряд интересных новинок планирую поставить. Думаю, зрители очень скоро их увидят.