Кукольная магия от Земфиры ДЗИОВОЙ
…«Куклы не умирают – в них просто перестают играть», – заметил в одном из своих произведений Виктор Пелевин. А историки, этнографы и культурологи авторитетно заявляют: в куклы человечество с увлечением играет вот уже около 40 тысяч лет – если не больше.
Правда, для наших предков, охотников каменного века, кукла, любовно вырезанная из мамонтового бивня, сшитая из кусочков шкур или сплетенная из бересты, тогда была вовсе не игрушкой. А священным ритуальным предметом – изображением духа-покровителя рода, магическим талисманом-оберегом. Не случайно мифы о том, как боги на досуге мастерили для себя из самых разных «подручных материалов» кукол, а те потом оживали, чтобы положить начало роду человеческому, встречаются у очень и очень многих народов мира – от Африки и Южной Америки до Ближнего Востока и Китая…
И у нас в Осетии еще не так давно одним из подарков, которые во время свадебного сговора семья невесты торжественно преподносила семье жениха, обязательно была самодельная детская тряпичная кукла в красиво и изящно сшитом национальном наряде. Это должно было звучать как доброе пожелание: пусть благословит небо молодую чету наследниками… А когда дети в семье появлялись, мамы и рукодельницы-бабушки делали им кукол для игр сами: никаких игрушечных лавок ведь тогда в осетинских селах, понятно, и в помине не было, да и очень мало кто из горцев мог позволить себе роскошь побаловать дочку или сына дорогой фабричной игрушкой. Народные умельцы мастерили таких кукол и на деревянном каркасе, и из остатков войлока и шерсти, обшитых снаружи разноцветными лоскутками. Иногда у них даже не было специально прорисованного лица: головку куклы просто обматывали крест-накрест цветными нитками…
Сегодня «эстафету» этих самобытных творческих традиций, которым «набежал» не один век, в нашей республике продолжают наследники старых осетинских мастеров и мастериц – современные художники-прикладники, создатели авторских и сувенирных кукол. Продолжают талантливо и ярко. И среди тех из них, чьи имена обрели известность уже далеко за пределами родной Осетии – владикавказская художница и дизайнер Земфира Дзиова.
…Обычно, когда мы, журналисты, дотошно выпытываем у таких «кукольных дел мастериц»: «А как же все-таки получилось, что вы «заболели» этим сложным и достаточно экзотическим жанром декоративно-прикладного искусства?», в ответ следует озорная улыбка: «Наверное, в детстве досыта в куклы не наигралась – теперь наверстываю…». Почти так же ответила на этот вопрос, с которого началось наше интервью, и Земфира.
– Первую свою самодельную куклу – простенькую, из палочек – я смастерила под руководством бабушки. В магазинах ведь тогда выбор игрушек был далеко не такой широкий, как сейчас, – улыбается она. – Вот так и втянулась в это дело…
…Добавим: не могло, конечно, не сыграть здесь свою роль и то, что родилась Земфира Дзиова в хорошо известной у нас в республике творческой семье. Ее отец – заслуженный художник России, живописец, график, самобытный и талантливый иллюстратор произведений Коста Батраз Дзиов – не раз становился героем публикаций «СО». И в его дочери солнечная творческая искорка тоже вспыхнула очень рано. Земфира с успехом окончила Детскую художественную школу имени Тавасиева, потом – Владикавказское художественное училище, из стен которого выпустилась с дипломом дизайнера. После училища год проработала бутафором в Республиканском ТЮЗе «Саби». И там, как она сама признается, окончательно окрепло ее увлечение кукольным делом…
В 1994 году талантливая девушка оканчивает еще и отделение изобразительного искусства СОГУ. Сегодня Земфира Дзиова – художественный редактор журнала «Ногдзау». Оформила ряд выходивших в разные годы в республике детских книг… «А к созданию кукол я долгое время относилась просто как к хобби. К тому, что делаешь исключительно для удовольствия. И даже не думала, честно говоря, что мои работы могут кого-то серьезно заинтересовать, и, тем более, иметь спрос, – рассказывает моя собеседница. – Профессионально я ведь этому не училась, до всего пришлось доходить путем экспериментов. Каких только материалов не перепробовала – и тряпичных кукол делала, и из керамики…».
Все изменилось около десяти лет назад, когда подруга привезла Земфире из Москвы номер журнала «Кукольный мастер» – очень авторитетного российского специализированного издания, посвященного кукольному делу. Этот журнал сначала помог владикавказской художнице найти в других регионах России и единомышленников по духу, и заказчиков. А потом его редакция обратилась к Земфире с предложением: «Можно ли опубликовать у нас подборку фотографий ваших кукол?». И – опубликовала. Совершенно бесплатно – хотя обычно вот так «засветиться» на страницах этого солидного издания новичку из «глубинки» очень непросто.
С тех пор авторские куклы Земфиры Дзиовой дважды с успехом выставлялись в Москве. В последний раз – в прошлом, 2010 году на одном из проходивших в столице России международных художественных салонов. Экспонировались они и в Санкт-Петербурге, на международной выставке «Время кукол». А в начале июля этого года персональная выставка кукол молодой осетинской художницы открылась в Пятигорском государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова. На ней представлены, главным образом, авторские и сувенирные куклы Земфиры Дзиовой из серий, названия которых красноречиво говорят сами за себя: «Осетинка», «Осетинская невеста», «Кабардинская невеста», «Перед праздником»… И у гостей, и жителей Кавминвод эта выставка тоже вызвала просто огромный интерес.
– Сколько уже из моих рук вышло кукол? – услышав этот вопрос, Земфира задумывается. – Если считать и сувенирные – что-то около пары сотен. Это и куклы в костюмах народов Кавказа, и куклы фантазийные, и куклы из серии, темой для которой стали зарисовки из старого осетинского быта… Идею создать такую серию, резко отличающуюся по стилю от остальных моих работ, мне, можно сказать, подал случай. Несколько лет назад меня попросили сделать елочные игрушки в национальном стиле для салона «Осетинский сувенир». В итоге получились несколько кукол, изображающих этаких добродушно-колоритных осетинских бабулек. Сдала я их в салон. Не успела доехать до дома, как мне звонят на мобильный: «Ваших кукол уже раскупили, несите еще!..». Ну, а потом, как говорится, заработала фантазия, и границы замысла разрослись…
…Куклами Земфиры Дзиовой не просто любуешься и восхищаешься – кажется, они дышат и живут. И у каждой – свой характер и своя душа. Вот гордо выступает с ритуальным зеркалом в руках статная молодая скифская жрица в белоснежной, вышитой золотом накидке и высокой конусовидной шапке-клобуке. Вот застенчиво улыбается, потупив ресницы, осетинская невеста в богатом национальном свадебном наряде – разгёмттё. Вот плавно раскинула руки, творя магический танец, сказочная фея в струящихся одеяниях из белой кисеи и серебряной парчи, украшенных летящими птицами. А вот переливается сполохами ярких сочных красок наряд томной восточной красавицы, словно сошедшей со страниц «Тысячи и одной ночи»…
А еще создание каждого такого маленького шедевра – это огромный труд. Сложный и очень кропотливый. Головка, руки и ноги куклы лепятся из специального пластика, который мастерица заказывает через Интернет: такие современные пластики позволяют, во-первых, добиваться максимальной выразительности в проработке мелких деталей (особенно когда лепишь кукольное лицо), а во-вторых – вносить изменения в работу практически на любом ее этапе. Что уже никак не получится, если работаешь, к примеру, в той же керамике. Туловище куклы выполняется в технике папье-маше. Расписывать и сушить ее – процесс тоже долгий. Не говоря уже о том, сколько фантазии, творческой увлеченности и, наконец, просто терпения нужно, чтобы куклу изысканно «одеть». К примеру, только на отделку роскошного серебристо-голубого платья куклы «Утро», созданной Земфирой несколько лет назад, ушла не одна сотня искусственных жемчужинок!
А толчком к рождению серии авторских кукол Земфиры Дзиовой «Костюм народов Северного Кавказа» стало участие молодой мастерицы в работе над художественным фильмом «Легенда горы Тбау» по роману Икскуля, главную мужскую роль в котором играл Феликс Царикати. Земфиру и ее однокурсницу Агунду Тандуеву пригласили на съемки этой картины в качестве художниц по костюмам. И здесь им очень много дала работа в богатых фондах Национального музея Северной Осетии.
…Осенью, в октябре, в Москве пройдет очередной международный салон кукол. Представит на нем свой стенд и журнал «Кукольный мастер» – и на этом стенде планируется выставить работы Земфиры Дзиовой. Работы, в которых магия древних осетинских традиций народного творчества щедро сплавлена со смелой, летящей изысканностью современного декоративно-прикладного искусства… А на вопрос: «А какая кукла у вас – самая любимая?» Земфира отвечает просто, без всякой рисовки: «Любимая – это та, которая пока еще не сделана…».
Е.ТОЛОКОННИКОВА,
«Северная Осетия», 12.08.2011