Губач написал в Чехии пьесу о тоталитаризме, Константинов поставил во Владикавказе спектакль о любви
Ольга РЕЗНИК
Сегодня и завтра в столице Северной Осетии на сцене академического Русского театра им. Е. Вахтангова – премьера комедии чешского драматурга Иржи Губача «Корсиканка» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Марий-Эл Владислава Константинова. После «Танго на закате» («Зойкина квартира) М. Булгакова и «Сосед – соседка» Д. Чодорова это уже третья по счету постановка приглашенного режиссера на владикавказской сцене. Правда, на сей раз Константинов, хорошо знающий труппу Русского театра, сделал главную ставку на индивидуальность ведущих актеров, занятых в спектакле.
Свою пьесу Иржи Губач, по словам Владислава Константинова, которому посчастливилось встречаться с автором, писал к такой скорбной дате, как годовщина ввода советских войск в Чехословакию. То есть автора волновала, в первую очередь, проблема тоталитаризма и его апологетов, которые, даже потеряв былую власть, никак не могут смириться с тем, что все рухнуло, живут прошлым, начисто забыв о настоящем. Образ Наполеона, как нельзя лучше, подошел для раскрытия затронутой драматургом темы.
Вот только «Корсиканка» Владислава Константинова – это спектакль, рассказывающий, скорее, о любви, чем об утратившем власть диктаторе. И выбор на комедию Иржи Губача пал отнюдь не случайно. Постановка была намечена к грядущему юбилею директора Русского театра, народного артиста России Владимира Уварова, который и играет в комедии роль Наполеона. Его Наполеон – человек, которому довелось не только пройти сложный путь к вершине власти, но и достойно пережить падение, что является своеобразным символом мужества и человеческой самоотверженности.
Но, поверьте, и это в созданном образе далеко не главное. Главное, однако, то, что Наполеон-Уваров способен чувствовать, жить сердцем, любить. Пребывая в этом возвышенном состоянии, он освобождается от всего ненастоящего, наносного, ненужного, становится по-юношески смел и отважен, по-человечески сердечен. По замыслу режиссера, только любовь делает человека человеком.
Вымышленная драматургом история разворачивается на острове Святой Елены, ставшем последним пристанищем великого Наполеона. Там, где отбывает наказание опальный император, вдруг нежданно-негаданно появляется женщина из простонародья, кухарка-корсиканка Жозефина Пантеу (заслуженная артистка России Наталья Серегина), этакая бой-баба, умеющая болтать без устали и сквернословить. Что тут начинается! Жозефина-Серегина, само собой, переворачивает все вверх дном. И в то же время она правдива и искренна в своих чувствах и порывах. В глазах ее светится та же любовь, что сияет в глазах Наполеона.
История, где ирония и фарс мирно уживаются с мотивами серьезными и лиричными, разворачивается на фоне лазурного моря, которое поет и стонет, вторя настроениям героев. Великолепные декорации, выполненные приглашенным художником Борисом Голодницким, манят в заоблачную даль и придают привкус романтики даже моментам зрелищно-игровым (спектакль изобилует комическими выходами), не говоря уже о ситуациях приглушенно-психологических.
Слаженный творческий ансамбль, состоящий из ведущих актеров театра (это народный артист России Вячеслав Вершинин, народный артист РСО-Алания Юрий Хафизов, заслуженный артист Северной Осетии Владимир Карпов, актер Антон Морозов) делают постановку заметной, если не сказать знаковой. Ведь во Владикавказе, который так полюбился Владиславу Константинову, по его собственному наблюдению, до сих пор ходят на актеров, интересуются их творческой жизнью.
«Корсиканка», поставленная Константиновым во Владикавказе, по собственному признанию режиссера, значительно отличается от другой его же постановки на сцене Малого театра в 2002 году. Там сценография другая, и много еще чего другого. А если правда, что вся соль заключается в мелочах, то как не сказать, что даже куры на владикавказской сцене настоящие, а не бутафорские. «Пока идет «Корсиканка, они зачислены во в помсостав»,– шутят сегодня актеры.
Однако шутки шутками, но, как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Несмотря на то, что комедия как будто предполагает счастливый финал, ожидаемый happy end в «Корсиканке» так и не наступает. Жозефина покидает остров Святой Елены, а раздавленный ее исчезновением Наполеон, неожиданно познавший радость и боль настоящего чувства, одиноко стоит на берегу и смотрит куда-то вдаль. Все как в жизни, где вдоволь понамешано смешного и грустного.