Есть в песнях бардов неизбывное устремление души…
Стихи Евгения Евтушенко о том, что провинций нет, а есть люди, похожие на провинции, как есть и личности, подобные столицам, процитировала одна из участниц творческой встречи с бардами Валерием ПОПОВЫМ, Муратом ЕЛЕКОЕВЫМ и Валерием АЛЕКСЕЕВЫМ, которая состоялась во Владикавказе на малой сцене Русского театра. «Личности, подобные столицам» – это будто сказано о наших авторах-исполнителях, к творчеству которых прикоснулись поклонники их таланта. А еще произнесшая эту фразу девушка добавила: «Я рада, что у нас есть вы и что мы не провинция».
Уровень, который показали трое, пожалуй, самых известных представителей клуба бардовской песни Республики Северная Осетия-Алания «Вертикаль», действительно, уж никак не назовешь провинциальным. Двое из них – Валерий Попов и Валерий Алексеев – представители Русского театра. Валерий-первый – главный режиссер, Валерий-второй – актер. Третий из великолепной троицы Мурат Елекоев, хотя никакого отношения к театру не имеет, но тоже человек творческой профессии – художник-ювелир.
А объединила всех их любовь к бардовской песне и клуб «Вертикаль», организованный во Владикавказе более года назад под рабочим названием «Юг-ВВ». «Новое наименование «Вертикаль» – это не только название известной песни Владимира Высоцкого, но и наши энергетические устремления, и даже гитарные струны, которые расположены вертикально», – поделилась своим виденьем председатель клуба Анна Евдокимова.
А Валерий Попов поведал тут же другую историю. Оказывается, нынешняя творческая встреча – это всего лишь первая ласточка проекта «Русский дом», реализуемого на базе театра, малая сцена которого превратилась в экспериментальную площадку, где теперь будут проходить не только спектакли, но и выступления различных творческих организаций и коллективов. Подобное стало возможным после того, как театр выиграл грант по федеральной программе.
«Вертикаль» в этом проекте – первая творческая организация, решившая громогласно заявить о себе. Один концерт владикавказских бардов, в котором приняли участие 17 авторов-исполнителей, на этой сцене или, если хотите, экспериментальной площадке уже состоялся. И вот теперь публику ожидало более подробное знакомство с творчеством пока троих владикавказских бардов.
Первым на сцену вышел Валерий Алексеев. Свое выступление он начал, конечно же, с песен. Потом еще читал стихи и отвечал на вопросы ведущей встречи Анны Евдокимовой и собравшихся в зале слушателей. На традиционный для всех участников вечера вопрос, с чего, собственно, все начиналось, Валерий Алексеев признался, что в музыкальной школе он не учился. За гитару взялся в 1980 году, исполнял песни Высоцкого, Окуджавы. Когда учился в университете (по первому образованию он филолог), начал писать стихи. Потом появились песни, пьесы и все остальное. В результате, столько всего уже написано.
А потом опять полились песни – о Цхинвале, солнцем осиянном («Над Цхинвалом белый голубь летит, это мирная восходит заря»), о кавказском гостеприимстве, о хорошо знакомых всем проблемах бытия, о преданном друге Цее и еще о многом другом.
За каждой песней своя история. Песня о Цхинвале, например, была написана как отклик на трагедию, произошедшую в августе 2008-го. Исполняется она сегодня и в самом городе, опаленном войной, Леной Газаевой – только на другую мелодию. А вот песня «Звуки тишины» – это не песня даже, а романс, поэтому исполнялся он не только под гитару. Сама ведущая встречи Анна Евдокимова подыгрывала Валерию на скрипке (это она делала на протяжении концерта еще не один раз)…
А темы – они разные, и их много: социальные, о любви, об искусстве, о нашем месте в этой жизни, где, несмотря ни на что, всегда найдется место романтике. Как раз ей, этой загадочной и прекрасной даме, верой и правдой служит своим творчеством автор-исполнитель и профессиональный актер Валерий Алексеев.
Другого Валерия – Попова, который вслед за своим тезкой вышел на сцену, если и можно с натяжкой назвать романтиком, то «романтиком мужественным». Лирический герой его песен – этакий несломленный аутсайдер, человек со стержнем, стойко переносящий все выпавшие на его долю испытания.
Песни, названные самим Валерием наблюдениями-размышлениями, по правде говоря, поражают своей глубиной и философским подтекстом. И будь то раздумья о времени, о стране, за которую больно и обидно, об обесцененных сегодня вечных ценностях – мечтах, любви, что пропиты давно, автор поющихся стихов пытается докопаться до самой сути и, в первую очередь, понять самого себя. А иначе как же можно понять других?
Тексты песен настолько пронзительны, что у слушателей даже возник вопрос о философской основе, присутствующей в мировоззрении барда. Заговорив о философии, Валерий Попов упомянул только одну фамилию – Бергсон. Анри Бергсон, действительно, один из крупнейших философов ХХ века, идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. Есть у него, поделился Валерий, понятие о пути в бесконечность, который мы проходим отрезками. Поэтому так важно пропеть себя, осознать свое место в этой жизни.
Кстати, темы, что волнуют, что так или иначе затронуты в песнях, Валерий Попов, по его собственному признанию, старается выносить и в спектакли, которые ставит.
В заключение своего выступления бард-режиссер исполнил по просьбе ведущей песню «Куда уходит грусть?», потом еще одну – «Я напишу когда-нибудь» и уже по просьбам слушателей песню о Владикавказе, цепляющую за душу каждого, кто любит наш город.
Третьим перед поклонниками бардовской песни выступал человек-оркестр Мурат Елекоев, который поет, играет на гитаре, губной гармошке, аккомпанирует себе с помощью каких-то бубенчиков, одеваемых на руку. В общем, Мурат, и правда, – человек-оркестр, у которого, как заметила Анна Евдокимова, «высокие отношения с блюзом».
И в самом деле, Мурат Елекоев начал свое выступление с «Владикавказского блюза». Потом поделился впечатлениями о прочитанном, пропев песню «Мастер и Маргарита», из которой вполне получилась бы театральная мини-постановка. Дальше был джаз – песня «Веди меня, звезда». А потом опять блюз – песня на стихи дочери Кристины, «Кристинкин блюз», которую вполне можно было бы назвать «О, как же хочется любить» или «И хочется такого рая, в котором можно, как в аду, пылать».
Завершил свое выступление человек-оркестр, у которого, как удалось выяснить в процессе встречи, отправная точка в творчестве все-таки музыкальная (тексты приходят потом), песней «Я еду домой» и своей «визитной карточкой» «Ставлю свечи к образам».
Последнюю песню, по мнению Анны Евдокимовой, будто и проиллюстрировала театральный художник Светлана Володина, когда создавала баннер клуба бардовской песни «Вертикаль». Вертикаль – вечное, неизбывное устремление души к горнему. А горящая свеча, словно напоминание о старой истине, гласящей, что лучше один раз зажечь свечу, чем постоянно проклинать потемки.