Древнее искусство Виталия ЦАХИЛОВА
Определение «резчик по дереву» для ювелирного творчества Виталия ЦАХИЛОВА звучит непозволительно грубо. Выпускник Владикавказского художественного училища дружит с утонченным «деревянным» ремеслом на протяжении десяти лет. Из живописи, которой посвящено четверть жизни, Цахилов умчался в увлекательное измерение народного промысла, превратившегося в истерзанных ножами руках мастера в настоящее искусство.
Последний шедевр Виталия – вырезанный из липы знаменитый «Пир нартов» Махарбека Туганова.
«В детстве любил «ковать» мечи, – углубляется в происхождение необычного увлечения Цахилов. – Всегда стремился работать с деревом. Материал мне по душе, особенно привлекают светотени. И подхода дерево требует чрезвычайно основательного, тонкого. Только для покрытия «Пира нартов» понадобилось больше двух месяцев, поэтапно, слой за слоем. Для правдоподобности и большей выразительности добавил в краску железа. В общей сложности получилось больше двадцати слоев».
Эффект, которому в современном кино придумали броское название 3D, достигался долгим трудом. Цахилов стремился показать объемность изображения, тонкий переход от переднего плана к заднему. Задумка стопроцентно удалась.
«Бывает, что в процессе неудачных проб и долгого употребления растворителей дерево портится. Необходимо учитывать и данный момент, внимательно относиться к каждой детали, кажется, самой мелкой и незначительной, иначе цельность впечатления находится под угрозой», – с отеческой заботой рассказывает Цахилов.
К творчеству Махарбека Туганова деревянных дел мастер обращается не впервые. «Дебютный» «Пир нартов» появился на свет восемь лет назад.
«Тогда толщина работы оказалась около четырех сантиметров, а сейчас больше двадцати, – обозначает существенные детали мастер. – Главная особенность нынешнего варианта – объемное изображение, глубокая резьба. Видны мельчайшие детали. Акцент, естественно, сделан на центральной фигуре, но «дышит» даже самый незначительный персонаж. Отмечу вклад моего ученика Сергея Худжиева, работавшего над рамой».
Популярность национальной тематики в среде товарищей по цеху В. Цахилов объясняет просто: осетинский колорит востребован. А спрос, как известно, вызывает предложение. Художник ведь тоже должен зарабатывать.
«Выбор картин сегодня очень большой. От масла не отказываюсь окончательно, правда, в основном берусь за кисть по просьбам близких и друзей. Любое «окно» использую для поездки в горы, пастелью пишу пейзажи. Но предпочитаю «сотрудничать» с деревом».
Переход от живописи в нетривиальный деревянный мир случился неожиданно. Хотя внешняя случайность зачастую является отнюдь не слепой прихотью судьбы.
«В Москве предложили выполнить заказ, с которым никто не мог справиться, – о переломном моменте творческой биографии Виталий рассказывает с долей иронии. – Столу из каштана для требовательного депутата Государственной думы необходимо было придать оригинальность и легкость. С заданием справился довольно быстро, правда, приходилось работать по двенадцать часов непрерывно. Творчество с деревом понравилось, и вскоре последовали первые значительные работы – иконы Девы Марии, Иисуса Христа, Андрея Первозванного. Из последних произведений отмечу святого Георгия. Стараюсь придать иконам своеобразие, больше человечности, характера. Ни одна сделанная мной икона не похожа на оригинал. Немаловажно ощущение реализма. Даже «Пир нартов» в дереве должен говорить, чувствоваться. Всего «в копилке» более 30 работ, в основном – изображения святых. Бывали случаи, когда заказы забирали «сырыми», даже краска не успевала высохнуть».
Осетинский мастер опирается на художников эпохи Возрождения. Вдохновляют творения Микеланджело и флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти. На просьбу поделиться впечатлениями от современного искусства Цахилов крепко задумался. И спустя минуту с нескрываемым безразличием сообщил:
«К современному искусству отношение терпимое. Просто недопонимаю. Понимаю Мане, Пикассо, Малевича. Модные сегодня художники иногда предлагают хорошие вещи, но восприятие картин отсутствует».
Об ингредиентах «вкусного блюда» Виталий говорит без утайки:
«Основную роль играют практика и внимание к нюансам. Длительная пауза чревата. Если я беру отпуск даже на две недели, руки начинают «забывать», пальцы перестают слушаться. Когда человек постоянно в деле, он чувствует тонкости, которые в комплексе составляют целостность и красоту.
В ближайшее время собираюсь вырезать иконы Николая Чудотворца и Александра Невского. Времени катастрофически не хватает, надеюсь когда-нибудь изобразить в дереве осетинскую невесту. Показать перспективу, глубину ущелья, как девушка поднимается по склону с кувшином.
Но нужно немного передохнуть, настроиться. Полезен определенный адаптационный период, так сказать, проветривание взгляда. «Пир нартов» отнял много времени и сил. Вы знаете, даже закончив работу, я каждый день нахожу какие-то мелочи – подойду что-то подкрасить, подчертить».
Идея воспроизвести в дереве фундаментальную работу прославленного осетинского мастера кисти родилась спонтанно. Но реализация грандиозного проекта потребовала трех долгих лет каждодневных стараний. На провокационный вопрос художник отвечает моментально:
«Согласился бы сделать копию за огромный гонорар? Дело не в деньгах. Когда я работаю, не оглядываюсь на размер вознаграждения. В первую очередь думаю о качестве, о совершенстве. Дерево должно быть «живым». Думаю, даже за самый сумасшедший гонорар я бы отказался. От такой трудной работы необходимо отдохнуть как физически, так и морально. Возможно, в будущем…».
В.ТУГАНОВ, Фото Владимира МАЙОРОВА,
«Северная Осетия», 27.07.2012