Дивный талант, чудный голос и доброе сердце
Как по-разному складываются творческие судьбы артистов! Одни – единожды выйдя на сцену – наутро, как говорится, просыпаются знаменитыми. Но, ярко вспыхнув, такие «звезды», зачастую так же быстро, как появились, навсегда исчезают с творческого горизонта и из памяти зрителей.
Другие идут к всеобщему признанию шаг за шагом, постоянно совершенствуются, ставят перед собой все более и более высокие цели, чтобы, взойдя на вершину, уже никогда не покидать ее. Именно такие устремленные к намеченной цели люди становятся истинными Мастерами.
Имя Ларисы ТЕДТОЕВОЙ уже более 30 лет не сходит с афиш ведущих оперных театров страны. Ее голос всегда собирает на оперные постановки, в которых она участвует, и на сольные концерты, которые проводит регулярно, полные залы восторженных почитателей и в нашей стране, и за ее рубежами. Ее гастрольный график расписан на многие месяцы вперед, и везде ее с нетерпением ждут, чтобы вновь насладиться звучанием божественного голоса.
В семье Тедтоевых, в которой росло четверо детей, профессиональных музыкантов не было, но была огромная любовь к музыке. Лариса любила петь с самого детства, и окружающие ее взрослые удивлялись красоте голоса маленькой девочки.
Творческий дебют юной певицы на сцене состоялся, когда она училась в первом классе школы № 5 г.Орджоникидзе. Это была знаменитая «Санта Лючия». Несмотря на то, что пухленькая малышка от волнения забыла слова песни, а по щекам текли слезы, ее серебристый голосок заворожил и вызвал восторг слушателей … Быть может, именно тогда и зародилась у нее мечта стать певицей.
После окончания музыкальной школы по классу скрипки Лариса стала учащейся дирижерско-хорового отделения музпедучилища в Орджоникидзе. Именно там она получила первые уроки вокала, за что и сегодня с благодарностью вспоминает своего педагога Замиру Антоновну Кабисову. Закончив училище, Лариса поступила в Московский институт культуры на факультет хорового дирижирования. Но ей хотелось петь, она чувствовала, что именно пение – ее судьба.
Поэтому вполне логичным было поступление в 1972 году на вокальное отделение Ленинградской консерватории, где ее педагогом стала профессор Ираида Павловна Левандо. Именно она, как опытный ювелир, сумела превратить голос Ларисы в настоящий бриллиант!
В 1978 году после окончания консерватории Лариса вернулась в родной город, полная творческих планов и неуемного желания петь. Но в Музыкальном театре, солисткой которого она стала, работы, на которую рассчитывала молодая певица, почти не было: лишь главная партия в «Царской невесте» Римского-Корсакова, маленькие партии в операх «А зори здесь тихие», «Чио-Чио-сан» и «Керменисты»…
… В середине 1970-х годов после окончания Московской и Ленинградской консерваторий, Гнесинского института, других ведущих консерваторий страны во Владикавказ вернулась целая плеяда прекрасных музыкантов: Александр Сухарников и Людмила Ефимцова, Римма Джагиаева, Сергей Песьяков, Лариса Канукова, Павел Секлер, Александр Надельсон, Александр Протас …
Несколько лет учебы в лучших творческих вузах главных музыкальных центров страны сделали их страстными пропагандистами музыки. Они просто рвались донести свое искусство до публики, заявить о себе, искали новые формы выступлений, интересные слушателям новые концертные площадки.
По инициативе Сергея Песьякова и Александра Сухарникова, к примеру, в только что отреставрированном здании Суннитской мечети, которое было тогда филиалом республиканского музея краеведения, прошла серия концертов камерной музыки, в которых принимали участие все молодые музыканты, чьи имена я вспомнил.
Лариса Тедтоева сразу стала примой в этой когорте молодых музыкантов. Именно под сводами Суннитской мечети я впервые и услышал ее голос: божественное меццо-сопрано, потрясшее и заворожившее широтой диапазона, богатством тембральной палитры, казалось, заполнило все пространство мечети. Ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» прозвучала совершенно безукоризненно, с такой удивительной чистотой и отточенностью звучания, с таким глубочайшим проникновением в образ…. Потрясение от концерта осталось на всю жизнь!
Переломным в судьбе Ларисы стал 1982 год, когда Сергей Песьяков (в то время художественный руководитель Северо-Осетинской филармонии) настоял на ее участии во Всесоюзном конкурсе вокалистов, который проводился в Ленинграде. Вместе с ней сформировал и подготовил конкурсную программу. «Ты поедешь и победишь», – сказал он. И не ошибся.
Конкурс собрал более трехсот вокалистов со всех концов страны, из всех самых знаменитых оперных театров. Но первый же тур показал, что Лариса Тедтоева – явный фаворит конкурса. Она успешно прошла все три его этапа и заслуженно получила диплом лауреата первой премии и Гран-при за артистичность. И сразу со всех концов страны из ведущих оперных театров посыпались приглашения на главные партии.
Не заметили успеха Ларисы только в Осетии. На аншлаговом сольном концерте, который она как лауреат конкурса с триумфом провела в зале филармонии, не было ни одного официального представителя Министерства культуры республики.
Не помогли Ларисе и тогда, когда у нее был шанс стать участницей Международного конкурса им.Чайковского – одного из самых престижных конкурсов вокалистов в мире. В Минкульте СОАССР лишь руками развели: «Ничем не можем помочь». Даже просто поддержать кандидатуру не смогли (или не захотели?!). «Не сама же я должна была рекомендовать себя для участия в конкурсе», – и сегодня повторяет Лариса.
Вот тогда-то она и приняла нелегкое решение уехать из Осетии: после настойчивых предложений из различных оперных театров страны согласилась стать солисткой Куйбышевского академического театра оперы и балета. За неполные пять лет работы в Куйбышеве она спела в тех операх, о которых мечтала долгие годы, – и Азучену, и Аиду, и Леля в «Снегурочке», и Кончаковну в «Князе Игоре»…
Вместе с Куйбышевским театром, который много гастролировал, Лариса побывала в Болгарии, Греции, Голландии, Италии, США, Португалии, во Франции… И в каждом городе, в каждой стране рецензенты отмечали ее уникальный голос, восторженно отзывались о сыгранных ею ролях.
Во время гастролей Куйбышевского театра в Ленинграде Ларису, которую ленинградские любители музыки помнили по ее триумфальному выступлению на Всесоюзном конкурсе вокалистов, пригласили выступить на сцене одного из лучших концертных залов страны – Большого зала Ленинградской филармонии. Она полностью использовала эту прекрасную возможность еще раз доказать искушенным ленинградским слушателям, своим учителям, что стала Мастером. В тот вечер она исполнила сложнейшие партии мирового меццо-сопранового репертуара: арию Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского, свою коронную Далилу из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, Азучену, которая просто потрясла слушателей …
Сегодня, по прошествии многих лет, перед ней практически нет непреодолимых преград в творчестве. Оперный и камерный репертуары певицы поистине огромны. Она исполняет почти все меццо-сопрановые партии мирового классического оперного репертуара, очень любит и часто составляет программы своих сольных концертов из русских народных песен и романсов русских композиторов. Особая страница ее творчества – исполнение сложнейшего и тончайшего музыкального цикла Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины».
Сама певица признается, что особенно любит исполнять партии в ораториях Баха и Генделя, в произведениях итальянцев – Понкиелли, Масканьи, Доницетти.
Большим уважением и авторитетом Лариса пользуется и в профессиональной среде. После концертов пленума Союза композиторов СССР, проходившего в Ленинграде, композитор Тихон Хренников, новые произведения которого исполняла Лариса, подарил ей свою фотографию с надписью: «Бог дал Вам дивный талант, чудный голос и доброе сердце!»
Как-то великая певица Галина Вишневская, известная своими подчас резкими, как приговор, высказываниями по адресу коллег, после концерта Ларисы Тедтоевой сочла необходимым лично прийти к ней за кулисы, чтобы выразить восхищение ее голосом и мастерством.
Ларису приглашают принять участие в своих гастрольных турне самые известные оперные певцы страны. Именно так, вместе с солистом Большого театра Владиславом Пьявко, она впервые попала на гастроли в Японию и в Южную Корею. Утонченные японцы поняли и приняли ее искусство, а Южная Корея, кроме восторженного приема и предложения ежегодных гастролей по стране, пригласила стать преподавателем вокала. С марта 1999 года Лариса Александровна Тедтоева – почетный профессор Южно-Корейской музыкальной академии. Ее ученики участвуют и побеждают в многочисленных международных конкурсах вокалистов. Совсем недавно ее ученица-кореянка завоевала 2-е место на Международном конкурсе вокалистов в Куала-Лумпуре (Малайзия). Ее портреты украшают обложки ведущих музыкальных журналов, которые отслеживают и рецензируют буквально каждый гастрольный шаг певицы по лучшим концертным площадкам страны.
Сегодня Лариса Тедтоева – заслуженная артистка России, народная артистка Северной Осетии, лауреат I премии Всесоюзного конкурса вокалистов, солистка Санкт-Петербургского Малого оперного театра им. Мусоргского, в котором поет уже 24-й сезон. Не оставляя выступлений на оперной сцене и на концертных площадках, Лариса Александровна уже много лет передает свой опыт вокалистки студентам Санкт-Петербургской консерватории. Выпускницы ее класса поют в различных оперных театрах страны, в том числе в знаменитой «Мариинке».
С 2000 года Л.Тедтоева проводит мастер-классы в Китае. С 2007 года она – профессор Международного университета «Манахайм» в Нью-Йорке, где дважды в год дает мастер-классы, на которые съезжаются не только начинающие студенты-вокалисты со всех концов света, но и профессиональные певцы.
Но, видимо, как всегда, права народная мудрость, которая гласит, что «нет пророка в своем Отечестве». В Северную Осетию, где начиналась ее творческая биография, на Родину, которую она беззаветно любит, Ларису Тедтоеву приглашают очень редко. За долгие годы (теперь уже и педагогической деятельности!) Ларисе Александровне Тедтоевой не поступило ни одного приглашения провести во Владикавказе мастер-классы ни в училище искусств, ни в музпедучилище (ныне уже – в колледжах).
… Совсем недавно Лариса Тедтоева, вернувшаяся из очередного турне по США, в телефонном разговоре со мной попросила лишь об одном: «Передай большой привет моей любимой Северной Осетии»…
Не пришло ли время собирать камни?!
Н.СМОЛИН,
«Северная Осетия», 21.10.2011