Осетия Квайса



Чародей танца

«Если бы я в детстве танцевал так же, как ты, то из меня бы вышло два Махмуда Эсамбаева», – с этими словами 14 лет назад великий и несравненный патриарх мировой хореографии Махмуд Эсамбаев вручил юному танцору из североосетинского ансамбля «Маленький джигит» личный приз от своего имени. Увы, маэстро не дожил до момента, когда этот юнец вырос и буквально в вихре танца ворвался в современный мир хореографии, заполучив первое место на конкурсе имени своего кумира…

С придыханием в голосе и с замиранием сердца. И хотя Алан КОКАЕВ стоит лишь в начале своего творческого пути, говорить о нем и смотреть на него хочется именно так. Без принужденного восторга и тенденциозного восхищения, он объективно заслуживает оваций: этот парень сумел создать из своего появления на сцене праздничное шоу. И очередными зрителями этого праздника хореографии в сольном исполнении стало жюри V Международного фестиваля-конкурса сольного танца имени Махмуда Эсамбаева под председательством редактора журнала «Балет» Валерии Уральской.

«Еще будучи студентом ГИТИСа, я не раз получал приглашения поучаствовать в этом конкурсе, но мне не хотелось представлять Москву. Поэтому решил для себя, что непременно поеду на юбилейный конкурс и буду выступать под знаменами родной Осетии. Кстати, я даже флаг с собой повез, – рассказывает Алан. – О моем участии знали лишь близкие люди, а также председатель правительства республики Сергей Такоев. Он всегда поддерживал меня, и этот раз не стал исключением: я знал, что дома, помимо родных, за меня болеет Сергей Керменович, и эта моральная поддержка придавала особую силу».

60 танцоров из России, Абхазии, Болгарии, Алжира и Казахстана, съехавшиеся на конкурс в г. Грозный. Три номинации, самая престижная из которых – «Соло», так как сам Махмуд Эсамбаев выступал в этом направлении. И 11 соперников непосредственно у Алана Кокаева.

«Соорганизатором конкурса является Государственный ансамбль Игоря Моисеева, представители которого также судили выступления участников. Каждый из моих конкурентов – с профессиональным образованием танцора, а я сам образование профессионального танцовщика не получал никогда. Учился на профессионального хореографа-режиссера-постановщика, а не на исполнителя. Просто волею судьбы танцую с детства. Но все это время участвовал в конкурсах хореографов-постановщиков, и мне хотелось проверить свои силы, посмотреть, на что я способен, и потягаться именно с сильными исполнителями. Отчасти я пошел на риск, потому что после ряда побед проигрывать не хотелось. Но осознанно понял, что на самом деле мне не важен результат: просто хотелось принять участие в конкурсе, посвященном такому великому человеку».

И этому великому человеку он посвятил свой танец-постановку «Элегия» – историю сломанного судьбой танцора. Вторым конкурсным номером у Алана Кокаева был заводной танец «Платок счастья», окончательно убедивший притязательное жюри в том, кто взойдет на пьедестал почета. «Многие спрашивали меня, почему я не выступил с осетинским танцем. Но чтобы выдержать стиль и самого маэстро, и формат конкурса, я вынужден был сделать такой ход. И он себя оправдал. Вот представитель Карачаево-Черкесии исполнил национальный танец и особо никого не удивил. Конечно, я не говорю, что наш танец не произвел бы впечатления, но я интуитивно чувствовал, что мне нужно выступить с чем-то более нейтральным».

Чувствовал… Пожалуй, это определяющее слово для Алана – одного из тех редких сегодня людей, кто по-настоящему чувствует содержание танцев. Безупречное исполнение, яркие костюмы, многослойная хореография… Но все это меркнет, если на сцене нет ощущения волшебства, нет чувства полета, которое танцор передает зрителю. Когда танцует Алан Кокаев – меркнет все, кроме него и его танца. В эти минуты жизнь не вокруг, а здесь – на сцене, где вдохновенно парит этот парень, так легко и непринужденно чародействующий в хореографии. «На гала-концерт, во время которого состоялось и вручение наград, пришли такие именитые гости, как Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Магомед Даудов, министр культуры Дикалу Музакаев. И каково же было мое удивление, когда мне передали личное почтение Рамзана Ахмадовича! Конечно, это было приятно. Как невыразимо приятно было и то, что мои коллеги-соперники признали, что я достоин завоеванной победы. Это самое главное. Я бы отметил доброжелательность всех участников. Ведь чем больше ты дилетант, тем больше в тебе зависти и агрессии. А здесь была искренняя радость за каждого, кто удостоился призового места».

Он надеялся, но не ожидал. Он хотел быть достойным уровня мэтра. И до последнего не мог осознать, каково это – выиграть конкурс имени человека, который буквально благословил тебя на танец еще в детстве. «Во-первых, есть некое удовлетворение от того, что я приехал на родину этого великого человека, которого боготворит весь мир. И приятно, что его земляки поняли необходимость в проведении конкурса, который позволил бы еще раз и напомнить об этом человеке, и под его знаменем организовать такую площадку для просвещения и развития танцоров и хореографов. Во-вторых, это мощное по силе и огромное по масштабу чувство, что сначала я получил приз из рук самого Махмуда Алисултановича, а спустя столько лет – первый приз на конкурсе его имени. Это к тому же и очень символично». Об этой символике и своем знакомстве с Махмудом Эсамбаевым Алан Кокаев рассказал и на пресс-конференции, честь принять участие в которой ему оказали еще до оглашения результатов. «К журналистам вышли председатель жюри Валерия Уральская, министр культуры ЧР Дикалу Музакаев, представитель ансамбля Игоря Моисеева и участница из Казахстана. И я не просто сказал о том, что Эсамбаев отлично знал, кто я, но и показал наше совместное фото, которое храню как дорогую мне память об этом удивительно талантливом человеке».

Есть люди, которые оставляют за собой эпохи. Таким был Махмуд Эсамбаев. А есть те, кто в этой оставленной гением эпохе растет – в личном и творческом плане. И это – Алан Кокаев. Сегодня у актера и режиссера-хореографа Театра- школы драматического искусства, аспиранта ГИТИСа много планов, желаний и, что самое важное, возможностей. И он стремится, чтобы его язык танца, такой легкий, выразительный и обжигающий душу, мог быть понят каждым.

М.МАКОЕВА
«Северная Осетия», 25.10.2013