Утверждена стратегия развития Северного Кавказа
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Сочи совещание по вопросу социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
«Наша стратегическая задача – кардинально изменить ситуацию на Северном Кавказе, повысить качество жизни людей, сделать регион по-настоящему привлекательным для инвестиций, для реализации перспективных бизнес-проектов».
Стенограмма начала совещания:
В.В.Путин: Добрый день! Мы с вами сегодня обсудим наши планы по развитию Северного Кавказа. Ситуация, как вы знаете, непростая, и об этом свидетельствуют и последние события – совершённые террористические акты. Но наши планы по развитию Северного Кавказа, по развитию экономики, социальной сферы тем более являются актуальными. Сегодня будем говорить именно об этом.
В июле этого года в Кисловодске на конференции «Единая Россия» мы обсуждали планы обустройства Северного Кавказа, укрепления его экономической, социальной базы. С учётом прозвучавших тогда предложений была подготовлена стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Мы сегодня эту стратегию утвердим.
Для реализации стратегии будет подготовлена специальная государственная программа, которая интегрирует в федеральные целевые программы крупнейшие проекты, осуществляемые частным бизнесом и государственными компаниями. Среди ключевых ориентиров стратегии – создание не менее 400 тыс. новых рабочих мест на Северном Кавказе.
Мы намерены активно развивать такие отрасли, как строительство, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, туризм, санаторно-курортные услуги, а также инфраструктуру, электроэнергетику, транспорт.
В социальной сфере главными остаются такие приоритеты, как образование, здравоохранение, библиотечное дело, культура. И, конечно, будем оказывать содействие гражданским и молодёжным инициативам, укреплять межнациональные и межконфессиональные отношения.
На этот счёт был дан ряд поручений. И прошу Александра Геннадьевича (А.Г.Хлопонин – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе) сегодня об этом рассказать – рассказать о том, как идёт работа, отчитаться.
Вновь подчеркну: наша стратегическая задача – кардинально изменить ситуацию на Северном Кавказе, повысить качество жизни людей, сделать регион по-настоящему привлекательным для инвестиций, для реализации перспективных бизнес-проектов. Здесь многое будет зависеть от эффективности инструментов развития, которые нам предстоит создать на Северном Кавказе.
Напомню, принято решение увеличить на 6 млрд рублей Инвестиционный фонд. Эти средства целевым образом пойдут на финансирование проектов на Северном Кавказе. Это и комплекс переработки газа Северного Каспия (общий объём финансирования – примерно 112 млрд рублей, из них из Инвестфонда почти 3 млрд- 2,6). Индустриальные парки Невинномысск и Будённовск: общее финансирование – 18,7 млрд рублей. Создание завода в Кабардино-Балкарской Республике – тоже около 10 млрд – 9,85 млрд. На Северном Кавказе также формируется представительство Внешэкономбанка, и сегодня прошу Вас, Владимир Александрович (В.А.Дмитриев – председатель Внешэкономбанка) доложить о том, как Вы предполагаете строить работу. Мы обсуждали в рамках конференции «Единой России» проекты, которые сейчас подготовлены на Северном Кавказе. Они интересные, на мой взгляд, перспективные, но, конечно, многие из них ещё сыроваты, и нужно конкретным компаниям будет оказать Вашу экспертную поддержку, содействие с тем, чтобы довести их до нужных стандартов.
Для стимулирования экономической активности в регионе мы приняли решение использовать инструмент государственных гарантий, и в качестве пилотного проекта планируется реализовать проект создания агропромышленного комплекса в Чеченской Республике.
Кстати говоря, с точки зрения борьбы с крайними проявлениями в Чечне как раз сегодня наиболее благоприятная ситуация, хотя и там деструктивные силы пытаются время от времени ситуацию дестабилизировать, о чём свидетельствует провалившаяся полностью попытка захватить село Центорой. И то мужество, с которым местные правоохранительные органы дали отпор, говорит о том, что ситуация там у нас находится в надёжных руках. Но повторяю: главный упор мы с вами должны сделать сегодня всё-таки на развитие социальной сферы и экономики этого региона.
Государственные гарантии, о которых я уже упомянул, будут покрывать 70% от общей стоимости проектов. Предложения по формированию такого механизма мне бы хотелось сегодня услышать от Министра финансов.
Считаю, что процедура получения госгарантий не должна быть излишне громоздкой и забюрокраченной. У нас с вами есть и положительный, и негативный опыт, особенно в ходе борьбы с кризисными явлениями. Мы тогда – если вы помните, а вы наверняка это помните – эту систему госгарантий вводили, но она на первом этапе работала явно неэффективно. Хотелось бы, чтобы мы учли эти недоработки прошлого года и в этом случае действовали гораздо более оперативно. Но в то же время, безусловно, нужно минимизировать любые риски для государственного бюджета.
Герман Оскарович (Г.О.Греф – глава Сбербанка), Вас бы попросил сегодня рассказать о том, как банковское сообщество видит эту возможную форму сотрудничества с государством по госгарантиям.
Давайте приступим к работе, пожалуйста, слово Хлопонину Александру Геннадиевичу. Прошу Вас.
А.Г.Хлопонин: Уважаемый Владимир Владимирович, с учётом задач по развитию Северного Кавказа, которые были поставлены Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию, и в соответствии с Вашими поручениями был организован и реализуется комплекс первоочередных мер, направленных на решение ключевых экономических, социальных и политических задач региона в контексте приоритетов национальной безопасности нашей страны.
Хочу Вам доложить, что федеральными и региональными органами власти доработана и сегодня представлена на утверждение Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Стратегическими задачами документа являются обеспечение опережающего развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа, повышение уровня жизни и занятости населения региона, совершенствование и развитие межнациональных отношений.
Приоритетными направлениями стратегия предусматривает: активное развитие базовых отраслей экономики региона (промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленного комплекса, строительного и туристического комплекса), обеспечение динамичного развития социальной сферы (здравоохранение и образование), жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, повышение эффективности использования сырьевого природно-климатического и рекреационного потенциала Северного Кавказа, сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа как укрепление общегражданской идентичности и межнациональных отношений.
Реализация вышеуказанной стратегии позволит субъектам округа расширить собственную доходную базу для поддержки и дальнейшего развития социальной и инженерной инфраструктуры. В стратегии поставлены достаточно амбициозные задачи. К 2025 году предусмотрено обеспечить достижение ежегодных темпов роста валового регионального продукта в округе в объёме 7,7%, повысить в 4 раза доходы региональных бюджетов и в 2,5 раза – с 9,6 до 23,8 тыс. рублей – реальную среднемесячную заработную плату.
Также предполагается создать, как Вы сказали, свыше 400 тыс. новых рабочих мест, а также снизить уровень регистрируемой безработицы с 16 до 5% – это очень непростая задача. По Российской Федерации, соответственно, прогнозы – снижение в этот период с 6 до 3%.
Реализовать данную стратегию планируется в два этапа. Первый этап – это улучшение инвестиционного климата путём создания новых финансовых стимулов для развития экономики и привлечение средств инвестиционного фонда Российской Федерации, государственных банков и частных инвесторов для реализации промышленных и инфраструктурных проектов, совершенствование системы государственного управления и законодательной базы.
Второй этап – это содействие реализации инвестиционных проектов и масштабная реализация социальных программ.
В соответствии со стратегией основным инструментом государственной поддержки социально-экономического развития Кавказа должна стать государственная программа. Цель данной программы – сконцентрировать все средства на решении приоритетных задач развития округа, повысить оперативность управления бюджетными средствами и контроль за их целевым использованием.
Следует отметить, что помимо мероприятий федеральных целевых программ – это «Юг России», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия», а также 23 отраслевых федеральных программ, направленных на развитие экономики и социальной сферы Северного Кавказа, – на территории округа уже реализуется ряд достаточно крупных инвестиционных проектов.
Осуществляется строительство стеклотарного завода «Анжи-Стекло» в Республике Дагестан, создается, как Вы уже упомянули, агрохолдинг в Чеченской Республике общей стоимостью до 10 млрд рублей.
Компания «Лукойл» реализует проект создания газохимического комплекса в Ставропольском крае «Ставролен». Общая стоимость проекта – около 112 млрд рублей, в том числе 2,6 млрд рублей планируется направить из Инвестиционного фонда.
Уральская горно-металлургическая компания: осуществляется коренная реконструкция завода «Электроцинк» в Северной Осетии-Алании. Объём инвестиций – около 3 млрд рублей. В 2012 г. в республике предусмотрено строительство Алагирского цементного завода, общий объём – 6 млрд рублей.
В Карачаево-Черкесии в 2012-2013 гг. намечено освоение Худесского медно-колчеданного месторождения, объём инвестиций – 13 млрд рублей.
Ведётся подготовка и реализация проектов, которые были одобрены на конференции партии «Единая Россия» в Кисловодске, в числе которых – создание индустриальных парков в Невинномысске и Будённовске (общая стоимость – 19 млрд рублей), завода по производству изделий из полиэтилена для пищевой промышленности в Кабардино-Балкарии (около 9,8 млрд рублей), предприятия по выпуску фотоэлектронных приборов, аппаратуры в Северной Осетии-Алании (около 2,8 млрд рублей).
Планируется кластер строительных материалов в Дагестане – 1,3 млрд рублей, а также представлен ряд других инвестиционных проектов, которые мы планируем рассмотреть вместе с Банком развития, с нашими финансовыми институтами.
В рамках реализации инвестиционных проектов компанией «Роснефть» в 2011-2013 гг. предусмотрено строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн тонн нефти в год в Чеченской Республике (объём инвестиций – около 17 млрд рублей).
Ведутся работы по восстановлению нефтяного комплекса Республики Ингушетия.
Компанией «РусГидро» ведётся строительство каскада Зарамагских ГЭС в Северной Осетии-Алании, Зеленчукской ГЭС в Дагестане, гидростанции на реке Черек в Кабардино-Балкарии.
Компанией ФСК России осуществляются меры по развитию электросетей в Чеченской Республике, в Дагестане, в Северной Осетии-Алании, в Ставропольском крае.
Объём инвестиций «Газпрома» в субъекты округа в 2010 г. составил более 1,7 млрд рублей.
В реализации проекта участвуют наши ведущие российские банки – Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Сбербанк.
Я хочу сказать, что общий объём кредитного портфеля данных банков по Северному Кавказу на сегодняшний момент составляет около 166 млрд рублей. В настоящее время банками осуществляется кредитная поддержка 27 инвестиционных проектов.
В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации в стратегии предусмотрен комплекс мер по созданию туристического кластера с использованием природно-климатического и рекреационного потенциала Северного Кавказа, определён список перспективных территорий, предусматривающих создание и дальнейшее развитие туристических рекреационных зон: в Северной Осетии-Алании – Мамисон, в Кабардино-Балкарии – Эльбрус, в Дагестане – Матлас, в Карачаево-Черкесии – Архыз, в Республике Адыгее и Краснодарского края – Лаго-Наки.
По предварительным оценкам, расходы федерального бюджета на создание инфраструктуры туристического кластера могут составить порядка 60 млрд рублей. В этом году по Вашему поручению на поддержку проекта предусмотрены федеральные средства в размере 3 млрд рублей на увеличение уставного капитала открытого акционерного общества «Открытые экономические зоны». Помимо прямого финансирования развития инфраструктуры планируется использование дополнительных форм государственной поддержки, в том числе придание курортам статуса туристическо-рекреационных особых экономических зон с предоставлением дополнительных налоговых и таможенных льгот. Это будет способствовать привлечению частных инвестиций в размере более 400 млрд рублей. В настоящее время проходит согласование проект постановления Правительства по созданию шести туристических рекреационных зон. Принятие решения Правительства необходимо осуществить уже в сентябре текущего года. Просьба поддержать это решение на Правительстве.
Стратегия предусматривает ряд дополнительных мер, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Северного Кавказа. Одной из первоначальных мер является создание института развития Северо-Кавказского федерального округа. Здесь предлагается задействовать значительный опыт Внешэкономбанка в части реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением государственных и внебюджетных средств. (Более подробно об этом доложит Владимир Александрович Дмитриев.)
В целях увеличения объёма привлекаемых инвестиций в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2011-2013 гг. Минфином готовится предложение, предусматривающее при реализации инвестиционных проектов предоставление специальных государственных гарантий, а также дополнительные требования по залоговой базе, в том числе передачу в залог Российской Федерации объектов или иных активов, созданных в результате реализации проектов. Для реализации мер по предоставлению гарантий необходимо также предусмотреть в федеральном бюджете выделение средств на 2011 г. в объёме 60 млрд рублей. Здесь также, Владимир Владимирович, большая просьба поддержать данное предложение. Я хотел бы сказать, что мы провели совещание с Алексеем Леонидовичем Кудриным, обсудили все эти вопросы, и я думаю, что мы достигли положительных решений по этому поводу.
Вопрос дальнейшего развития Кавказских Минеральных Вод в настоящее время прорабатывается в Правительстве. Действительно, многие объекты сегодня находятся в высокой степени готовности, цена вопроса – около 3 млрд рублей, из них треть необходима в 2011 г. Финансирование строительства этих объектов возможно осуществить в 2011-2012 гг. в рамках федеральной целевой программы «Юг России», предусмотрев на её реализацию выделение дополнительных бюджетных ассигнований. Эффективная реализация стратегии невозможна без существенного снижения уровня коррупции в органах власти и повышения эффективности управления в целом.
Вами была поддержана идея создания в округе особой системы управления. Речь идёт об укреплении территориальных органов, придании им окружного межрегионального статуса, с тем чтобы «вырывать» их из системы местных интересов и непрозрачных взаимоотношений.
Процессы организации соответствующих территориальных подразделений идут полным ходом. При этом на особом контроле находится вопрос максимального обеспечения доступности для граждан услуг, предоставляемых им указанными органами власти.
Министерство регионального развития сегодня наделено полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Создаётся соответствующее подразделение министерства в Пятигорске.
В своём докладе мне бы хотелось остановиться ещё на одном вопросе. В настоящее время ведётся активная подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году. В этой связи в соответствии с Вашим поручением на Северном Кавказе будет проходить в октябре этого года ежегодный фестиваль «Кавказские игры». Цель ежегодного фестиваля – пропаганда национальных видов спорта и сохранение культурного наследия народов Северного Кавказа. Этот фестиваль планируется провести в Карачаево-Черкесии. В целях стимулирования дальнейшего развития культуры и национальных видов спорта на Северном Кавказе считаю целесообразным поручить Минспорттуризма, Минкультуры, Минрегиону, Минфину внести в Правительство предложения по финансированию ежегодного фестиваля «Кавказские игры», предусмотрев при этом возможность направления федеральных средств на развитие материально-технической базы фестиваля.
Тоже хочу поддержать это предложение. Действительно, отклик на это предложение очень серьёзный. Практически все республики сегодня готовят свои команды. Мы даже сами не ожидали, что это мероприятие будет таким массовым.
И в заключение, Владимир Владимирович, хочу доложить о ходе выполнения тех поручений, которые были даны Вами на конференции партии «Единая Россия» в городе Кисловодске 6 июля текущего года.
О Ваших поручениях относительно стратеги Института развития и государственных гарантий мной уже доложено. Что касается других Ваших поручений, то соответствующими федеральными органами исполнительной власти ведётся активная работа по выполнению их в установленные Вами сроки.
Вместе с тем следует отметить, что по ряду Ваших поручений необходимо предусмотреть в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов выделение средств. Во-первых, на развитие в округе материальной базы образовательных учреждений начального и среднего образования на сумму 1 млрд рублей – Вы давали такое прямое поручение – и на поддержку молодёжных проектов всекавказского молодёжного форума в виде грантов на сумму 100 млн рублей.
На продолжение реконструкции аэропорта «Минеральные Воды» – 800 млн рублей в 2011 году и строительство аэропорта в Нальчике – это 190 млн рублей в 2012 году и 1 млрд 200 млн рублей в 2013 году.
Прошу поддержки и Вашего решения. Все остальные поручения идут в точности с поставленными задачами, с графиками. Я по мере наступления буду Вам уже докладывать отдельно.
Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое.
Сайт Председателя Правительства РФ (premier.gov.ru)