Осетия Квайса



«Установление межгосударственных отношений между Грузией, Абхазией и Южной Осетией – иного варианта в ближайшие десятилетия я не предвижу»

Интервью статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Григория КАРАСИНА интернет-изданию «Russia Direct»

Вопрос: Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на Кавказе, спустя пять лет после признания Россией суверенитета Абхазии и Южной Осетии, в свете недавней Грузинской ноты протеста в связи с рабочим визитом Президента Российской Федерации В.В.Путина в Пицунду?

Ответ: Россия признала независимость и суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Мы не скрываем, что решение о признании Сухума и Цхинвала было трудным. Но оно принято, оно безотзывно и создало в Закавказье новые геополитические реалии. Визит Президента РФ еще раз подтвердил, что признание Россией Абхазии и Южной Осетии пересмотру не подлежит.

Кое-кому в Грузии психологически все еще трудно смириться с реалиями. Но винить в сложившемся статус-кво следует избранного народом Грузии президента Михаила Саакашвили, отдавшего в августе 2008 г. приказ о хладнокровном расстреле российских миротворцев, развязавшего преступную авантюру, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения. Убежден, итоги парламентских выборов в Грузии, которые М. Саакашвили уже проиграл, и президентских, предстоящих в конце октября, лишь подтвердят, что неконструктивная и провокационная линия в региональных и международных делах всегда ведет к трагедиям и краху политика. Это мы сейчас и наблюдаем.

Если бы меня спросили, какая «дорога ведет к Храму» для Тбилиси, я бы ответил так: «Эта дорога абсолютно однозначная – установление нормальных добрососедских межгосударственных отношений между Грузией, Абхазией и Южной Осетией и подписание с ними документа о неприменении силы». С этого надо начинать. Иного варианта в ближайшие годы и десятилетия я не предвижу. Это, кстати, хорошо понимают некоторые грузинские политики. Ноты же протеста, ныне через посредство Швейцарии, на мой взгляд, уже стали дежурным демаршем Тбилиси на посещение этих республик Закавказья любым российским политиком или государственным деятелем.

Вопрос: Как идет постконфликтное восстановление РЮО и РА?

Ответ: В помощь республикам Россия выделяет существенные материальные и финансовые средства. Признав суверенитет РЮО и РА, мы взяли на себя ответственность не только за их безопасность, но и в значительной мере за их успешное становление как современных демократических, социально и экономически благополучных государств. Российская поддержка будет необходима еще известное время: слишком велики последствия военных разрушений и многолетней блокады со стороны Грузии.

Конечная цель нашего содействия – выход молодых экономик на уровень самодостаточности. На это направлены реализуемые при содействии РФ и разрабатываемые на перспективу стратегические планы их социально-экономического развития.

Наряду с обеспечением строго целевого и эффективного использования российской госпомощи, выделяемой на различные инфраструктурные проекты, не меньшее, а порой определяющее значение имеет создание в РА и РЮО условий, в том числе законодательных, для роста деловой активности и притока зарубежных инвестиций.

Главное же – сегодня мирное существование этих республик надежно обеспечено предоставленными Россией гарантиями безопасности. Ничто не в силах помешать их народам свободно строить то будущее, которого они для себя желают.

Вопрос: Григорий Борисович, есть ли подвижки к восстановлению разорванных Грузией пять лет назад дипотношений с Россией?

Ответ: Мы всегда были сторонниками активных, добрососедских отношений с Грузией, отвергающих «установку» М.Саакашвили «стараться забыть о России». После формирования правительства Бидзины Иванишвили и назначения им своим спецпредставителем по отношениям с Россией Зураба Абашидзе, мы по указанию Президента РФ вошли с ним в контакт и поддерживаем диалог в тех областях, где нормализация возможна – торговля, транспорт, гуманитарные аспекты, контакты между людьми.

Я делаю эту оговорку, ибо грузинское руководство все еще не готово восстанавливать с нами дипотношения, которые они же и разорвали в августе 2008 года, после признания нами Абхазии и Южной Осетии.

Диалог начат в декабре 2012 г. в Женеве, где состоялась моя первая встреча с Зурабом Абашидзе. Еще две прошли в Праге в марте и июне. Сегодня, спустя немногим более полугода, уже видны конкретные плоды диалога. По итогам проверочных процедур Роспотребнадзора на российский рынок возвратились грузинские вина и минеральная вода, ожидаются поставки сельхозпродукции.

На круглосуточный режим работы переведен пункт пропуска на российско-грузинской границе «Верхний Ларе». Начались консультации соответствующих ведомств о возобновлении регулярного транспортного сообщения. Оживились гуманитарные, культурные, спортивные и религиозные связи, контакты между деловыми кругами, ранее блокировавшиеся насаждаемой в Грузии режимом М.Саакашвили атмосферой русофобии и шпиономании. В России мы существенно расширили практику выдачи гражданам Грузии соответствующих виз.

Прорабатываем возможности гибкого подхода к оформлению виз для частных поездок, в том числе в целях поддержания семейных и родственных связей. Вместе с тем в отсутствие дипотношений о полной отмене визового режима говорить не приходится. Наш диалог проходит в неформальном ключе, без жесткого графика. Считаем его полезным и намерены продолжать.

Вопрос: Можно ли рассчитывать на сотрудничество с Грузией в обеспечении безопасности Олимпийских Игр в Сочи?

Ответ: Мы с удовлетворением узнали о решении Олимпийского комитета Грузии и руководства Грузии принять участие в Зимних Олимпийских играх в Сочи. Это означает, что различные аспекты, в том числе вопросы безопасности спортсменов и гостей, будут интересовать наших грузинских коллег не меньше нас.

Такое взаимодействие вполне возможно и было бы полезно. Первым шагом в этом направлении должно стать недопущение любой антиолимпийской деятельности, включая отказ от муссирования темы «геноцида черкесов», искусственно раздувавшейся в период правления Саакашвили.

Вопрос: Как Вы оцениваете недавний визит в Москву Католикоса-патриарха всея Грузии Илии II?

Ответ: В России испытывают особые чувства к Грузинской Православной Церкви и ее Предстоятелю – Католикосу-Патриарху Илии II. Межправославные связи – важный фактор, скрепляющий традиционную дружбу и добрососедство народов двух стран. Диалог двух церквей способен сыграть весьма позитивную роль и в преодолении нынешнего непростого этапа в российско-грузинских отношениях. Это подтвердили контакты двух Патриархов в рамках торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси.

Вопрос: Каковы перспективы российско-грузинских отношений в свете трансформации Грузии от президентской к парламентской республике, а также в свете предстоящих 27 октября в Грузии президентских выборов, где все кандидаты декларируют «территориальную целостность Грузии» в условиях непризнания РЮО и РА?

Ответ: У нас нет предпочтений в отношении той или иной политической модели, это решать грузинскому народу. Для нас главное – чтобы политические процессы в Грузии не проецировались негативно на наши двусторонние отношения и ситуацию в регионе.

Важно, что на прошлогодних парламентских выборах грузинский народ «показал красную карточку» агрессивному антироссийскому курсу М.Саакашвили. Надеемся, что дальнейшее политическое развитие Грузии пойдет в сторону здравомыслия и реализма, укрепит позиции политиков, искренне стремящихся к налаживанию добрых отношений с РФ и другими соседями по региону, включая РА и РЮО.

Вопрос: Сколь эффективен формат Женевских международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье с равным участием Абхазии, Грузии, Южной Осетии, России, США и при коллективном сопредседательстве ЕС, ООН и ОБСЕ?

Ответ: 15 октября с.г. этому формату исполняется пять лет. Так сказать, малый юбилей и повод для подведения первых итогов. На сегодня Женевские встречи – единственный международный формат прямого равноправного международного диалога Абхазии и Южной Осетии с Грузией. Они позволяют снимать взаимные озабоченности и обмениваться мнениями по ситуации в Закавказье, прежде всего в сфере безопасности.

Главный итог Женевских дискуссий – стабилизация в регионе, альтернативой чему было бы сползание к конфронтации. Стабильность на грузино-абхазской и грузино-югоосетинской границах – также результат эффективного сотрудничества в охране госграниц РА и РЮО национальных и российских пограничных структур, основанного на соответствующих межгосударственных соглашениях.

Свой весомый вклад вносят и созданные в рамках женевского формата «Механизмы предотвращения и реагирования на инциденты», ставшие практическим инструментом обмена оперативной информацией, постепенного формирования доверия и усиления транспарентности непосредственно в приграничных районах.

Увы, линия грузинской делегации на Женевских дискуссиях (в том числе и нового состава) пока не дает оснований для большого оптимизма. Вместо конструктивной подготовки соглашений о неприменении силы с соседними республиками, грузинская сторона который год пытается использовать этот формат для получения от России обязательств не применять силу против Грузии.

Что не только абсурдно, но и цинично, учитывая признанный международным сообществом факт, что именно грузинская сторона развязала военный конфликт на Кавказе в августе 2008 года, напав на наших миротворцев и мирных жителей Цхинвала. Ежегодно представляемые Грузией в ГА ООН лишенные практического смысла, проекты резолюций по беженцам и внутренне перемещенным лицам не способствуют обсуждению этой темы в Женеве. Ибо абхазы и югоосетины, отстраненные в силу систематического отказа им во въездных визах США от дискуссий в Нью-Йорке, справедливо отказываются обсуждать это в Женеве. Так что повышение эффективности формата зависит от конструктивности грузинской стороны, ее готовности заняться решением вопроса, для которого и созывались Женевские дискуссии, – безопасностью Абхазии и Южной Осетии.

Большая ответственность лежит и на сопредседателях от ЕС, ООН и ОБСЕ. Их задача – беспристрастный поиск приемлемого для Сухума, Тбилиси и Цхинвала компромисса на основе договоренностей Д.А.Медведева и Н.Саркози. Пока они не дорабатывают.

Вопрос: Авантюризм М.Саакашвили в известной мере подогревался тогдашним госсекретарем США Кондолизой Райс …. Изменился ли подход новой Администрации США?

Ответ: Не только Кондолизой Райс. Соединенные Штаты и многие страны Евросоюза создавали вокруг режима Саакашвили обстановку вседозволенности, как бы провоцируя этого» мягко говоря, несдержанного политика на авантюры. Поездки, встречи с представителями США, телефонные беседы накануне известных августовских событий подтверждают, что именно ощущение безнаказанности и подтолкнуло М.Саакашвили к кровавой авантюре, закончившейся для Грузии потерей около 20% своей территории.

И сейчас по этому поводу можно переживать, много говорить, но обратного хода у истории нет. Мне хотелось бы верить, что американские политики сделали выводы из произошедшего в августе 2008 года, стали осмотрительнее в контактах с командой Саакашвили. Разумную альтернативу, насколько я могу понять, сейчас в мире, в том числе и в Вашингтоне, видят в правительстве Бидзины Иванишвили.

Вопрос: Реальна ли заинтересованность США, стран-членов ЕС в урегулировании российско-грузинских отношений? Как с этим коррелируется продолжающаяся модернизация военных строительства и потенциала Грузии силами США и НАТО?

Ответ: Разумеется, мы не найдем на международной арене никого, кто выступал бы открыто за сохранение кризиса в отношениях между Россией и Грузией. Все приветствовали те обоюдные шаги к нормализации, которые были сделаны сторонами после прихода Бидзины Иванишвили.

Вместе с тем складывается впечатление, что некоторые на Западе видят в позитивных процессах ослабления напряженности в российско-грузинских отношениях прежде всего возможность продолжить ту самую политику втягивания Тбилиси в НАТО, которая, собственно, и подпитывала антироссийскую политику М.Саакашвили, подталкивала его на преступные авантюры в регионе.

Продолжающееся обсуждение перспектив присоединения Грузии к НАТО вызывает у нас закономерную обеспокоенность, и политические перемены в Тбилиси не дают оснований для смягчения нашей позиции в данном вопросе. Натовская перспектива привела бы к росту напряженности в Закавказье и имела бы серьезные последствия для геополитической стабильности в регионе.

К тому же грузинское членство негативно отразилось бы на всем комплексе отношений России с альянсом. От членов НАТО мы ожидаем максимально ответственного подхода к данному вопросу. Свои усилия в отношении Тбилиси им следовало бы сосредоточить на содействии стабильности и безопасности региона, включая, безусловно, мирное сосуществование с соседями Грузии, в первую очередь с РА и РЮО.

В этой связи считаем недопустимым и крайне опасным перевооружение Тбилиси, в том числе под предлогом подготовки к операциям НАТО в Афганистане, а также возможное оседание в Грузии выводимого из Афганистана вооружения. К чему приводит наличие у Грузии излишков оружия – ясно на примере событий августа 2008 года.

Вопрос: Чреват ли дестабилизацией Кавказа возможный силовой сценарий в отношении Сирии?

Ответ: Я бы не стал ограничивать Кавказом негативные последствия, которые возможны в случае несанкционированного ООН силового сценария по Сирии. Убежден, пострадает не только Кавказ, но и Ближний, Средний Восток, отголоски будут слышны по всему миру. И речь не о позиции России, Китая, Ирана, ряда стран Арабского Востока.

Речь о бурном характере прений по этим вопросам в столицах Европы. Обсуждение сирийского вопроса в Палате общин Великобритании показало, что британские парламентарии не забыли уроков Ирака. То, что сделал Тони Блэр десять лет назад, вряд ли пройдет столь же спокойно и мягко сегодня. Словом, мир делает выводы.

Официальный сайт МИД РФ, 05.09.2013