Злата ЧОЧИЕВА: «У меня всегда свое мнение по поводу собственной игры – объективное и строгое»
Пианистка Злата ЧОЧИЕВА, прекрасная молодая леди, которой не устают восхищаться зрители, в свои юные годы успела достичь больших профессиональных высот. Каждая ее победа – это результат упорства, кропотливого труда, поддержки родных и близких и, самое главное – безграничной любви к музыке. Ей Злата посвятила всю свою жизнь.
Самая молодая за всю историю заслуженная артистка Северной Осетии-Алании Злата Чочиева впервые выступила на сцене в возрасте 5 лет. С тех публика встречает ее творчество бурными аплодисментами, восклицаниями «браво!», «бис!». Сегодня, в свои 25, она выступает сольно и с различными оркестрами в лучших концертных залах мира, является победителем и лауреатом многих российских и международных конкурсов, обладателем двух компакт-дисков, одним словом – человеком с большими творческими перспективами. И в какие бы далекие уголки земного шара ни приводил пианистку плотный гастрольный график, она всегда помнит о родной Осетии и гордится тем, что она осетинка.
В перерывах между перелетами и переездами Злата Чочиева рассказала корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ, каково оно, бремя популярности и повышенной творческой востребованности.
– Легко ли молодой красивой девушке находиться в режиме постоянных гастролей, жить в сверхплотном творческом графике?
– Это все же интересно, хотя иногда бывает физически сложно. Например, часто после тяжелых длинных перелетов надо сразу бежать на репетицию, готовиться к концерту… Все это очень изматывает, но планка ответственности не понижается. Мне такая напряженная жизнь нравится. Я ведь занимаюсь любимым делом.
– Недавно в составе ансамбля «Мессиан квартет» ты завоевала две победы на международных конкурсах камерной музыки в Польше и в Португалии. Что это были за конкурсы? Насколько они значимы в Европе?
– Первый конкурс, в котором мы участвовали, был конкурс современной музыки в городе Краков. Это солидное творческое состязание, который основал один из великих деятелей современной композиторской школы – польский композитор и дирижер Кшиштов Пендерецкий. Конкурс был посвящен исключительно современной музыке, нужно было исполнять пьесы, написанные в 20 веке, в том числе польских композиторов. Удача нам улыбнулась, и мы победили.
После этого в 2009 году мы поехали в Португалию на конкурс более классического направления, где можно было исполнять музыку разных эпох по желанию участника. Там выступали разные составы от стандартных и нестандартных камерных ансамблей до маленьких оркестров. Репертуар тоже у всех был разный. Поскольку состав «Мессиан квартета» достаточно необычен, и для такого ансамбля написана музыка в основном композиторов 20 века, мы исполняли преимущественно современные композиции, а также малоизвестные шедевры 18-19 веков. Победа вновь досталась нам.
После этого конкурса мы заключили контракт с концертным агентством Португалии и получили возможность выступать на лучших концертных площадках этой замечательной страны. Как раз в конце сентября 2010 года мы ездили в Порто, в Лиссабон и получили огромное удовольствие. Все было организовано на самом высоком уровне. Принимали нас тоже очень тепло.
– А когда был создан ансамбль «Мессиан квартет»?
– Вначале я начала играть дуэтом с необыкновенно одаренной скрипачкой Ксенией Березиной. Потом мы с ней решили расширить наш состав и пригласили одного из самых ярких и талантливых кларнетистов консерватории Алексея Михайленко. Получилось необычное трио – скрипка, фортепиано и кларнет. К 2007-му году, когда встал вопрос о репертуаре моего госэкзамене по камерному ансамблю, наши взоры устремились в сторону абсолютного шедевра 20 века – это квартет «На конец времени» французского композитора Оливье Мессиана. Так как этот квартет написан для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, мы пригласили фантастически интересного музыканта, виолончелиста Николая Шугаева. Он настолько гармонично влился в наш состав, обогатил его в плане идей и творческого потенциала, что мы уже не захотели с ним расставаться, было желание продолжить наше совместное творчество. С этой историей связано и название нашего ансамбля «Мессиан квартет» – произведение Мессиана стало первым и одним из самых значимых творений, которое мы исполнили нашим квартетом.
Огромную помощь и поддержку нам оказывают наши педагоги – профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист России Александр Зиновьевич Бондурянский и заслуженная артистка России Наталья Александровна Рубинштейн. Они готовят нас ко всем концертам и музыкальным конкурсам. Дают нам творческий импульс к дальнейшему росту.
– То есть вы планируете и дальше выступать вместе?
– Да, мы полноценный коллектив, и у нас уже есть серьезные предложения в плане концертов в России и за рубежом. Концертная практика у нас, к счастью, большая.
– А что тебе больше по душе, выступать сольно или же в составе ансамбля? Когда ты чувствуешь большую ответственность?
– На этот вопрос мой ответ прост. Я не отделяю камерное музицирование от сольного, для меня это один творческий процесс, единое целое.
– Сегодня, оглядываясь в детство, не удивляешься, что в таком раннем возрасте – в 5 лет – оказалась в музыкальной школе им. Я. Флиера? Как музыка стала главным делом твоей жизни?
– Для меня это не так уж удивительно, потому что подобных примеров много. Вот в Японии детей учат музыке аж с трех лет.
Изначально в музыкальную школу ходил мой старший брат (он получил музыкальное образование, но не пошел по этой линии, стал юристом). Меня не с кем было оставлять дома, и мама забирала меня на фортепианные уроки брата. Так как я была достаточно активным ребенком, мне захотелось попробовать заниматься тем же, чем занимался мой брат. Так все и началось, точнее сложилось.
– Считается, что дети, с раннего возраста серьезно занимающиеся музыкой, спортом, наукой, бывают лишены нормального детства. Ты можешь так о себе сказать?
– Я бы не сказала. Если даже я и хотела сделать что-то или чему-то научиться раньше, но не успевала, я занимаюсь этим сейчас. Может быть, недостаток в общении поначалу и был, но потом я поступила в Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, где у меня появилось много друзей, коллег. Вообще, никаких проблем у музыкантов с общением нет. Иногда многим кажется, что мы очень замкнутые люди, в силу нашей профессии. Это заблуждение. У музыкантов почти всегда бывает много друзей и знакомств. Это очень веселый и открытый для общения народ.
– Для тебя абсолютно важно было учиться именно в Московской консерватории им. П.И. Чайковского? Оправдались ли твои ожидания за время учебы?
– Это была мечта всей моей жизни. С детства я обожала Большой зал консерватории, это чудесное здание, само место и Б. Никитскую улицу, на которой консерватория расположена. Для меня это был храм музыки, я восхищалась ее залами и всегда белой завистью смотрела на студентов, которые ходили туда на занятия. Слава Богу, мечта моя сбылась и надежды оправдались. Это было замечательное время – пять лет учебы, потом аспирантура… Я обрела много друзей, в том числе в лице профессуры – любимых педагогов, которые меня многому научили. Никогда их не забуду и очень им благодарна.
– Какую из первых творческих побед можешь назвать самой запоминающейся?
– Не могу ответить однозначно. Если говорить о конкурсах, то это нечто специфическое, похожее на лотерею. Естественно, если человек хорошо готов к конкурсу и выступает на высоком уровне, у него больше шансов победить. Но раз на раз не приходится. Для меня победы на конкурсах не являются показательными. Скорее всего, у меня есть какие-то особо запоминающиеся концерты в хороших залах, с хорошими оркестрами и дирижерами.
Никогда не забуду свое первое выступление с Российским национальным оркестром под управлением моего любимого музыканта, с которым мне посчастливилось заниматься три года, Михаила Плетнева. Это было незабываемое время и удивительное ощущение совместного творчества на сцене. Михаил Васильевич – гениальный музыкант, который посылает необыкновенную энергетику слушателям в зал, музыкантам и солистам. Играть с ним – неописуемое удовольствие.
– Ты гастролируешь с российскими и зарубежными филармоническими оркестрами. Легко ли тебе находить общий язык с другими музыкантами? Иностранными языками владеешь?
– Только английским и этого пока достаточно. В общении с иностранцами у меня нет никаких проблем. Я не вижу особой разницы между национальностями и быстро нахожу общий язык с любыми людьми. Мне это нравится.
– Чью похвалу ты ценишь больше всего?
– Наверно, я уже вышла из того возраста, чтобы ждать чьей-то похвалы или чтобы она имела для меня такое же большое значение, как, например, для ребенка. У меня всегда есть свое мнение по поводу собственной игры, и оно достаточно объективное и строгое. Поэтому, если меня кто-то хвалит, но при этом я собой недовольна, я, скорее, больше прислушаюсь к себе.
– Была ли в твоей творческой практике неудача?
– Это абсолютно нормальный процесс в жизни любого музыканта. Есть какие-то светлые страницы, а есть неудачи, которые, в общем-то, приносят больше пользы, чем победы. Такое случается, и я этого не скрываю. Артист не может всегда всем нравиться. Главное – найти собственное я, не бояться критики и идти своей дорогой.
– В твоей копилке наград – «Mozart prize», завоеванный на конкурсе «ARD» в Мюнхене. Что это за приз?
– Это был знаменитый старый конкурс «ARD» в Мюнхене. Я получила приз за лучшее исполнение концерта Моцарта, да еще в год 250-летия со дня рождения великого композитора, которого я очень люблю и который близок мне по духу. Поэтому приз мне дорог вдвойне. Само исполнение концерта мне тоже запомнилось, потому что, каким бы ответственным ни был концерт или конкурс, мне всегда огромную радость доставляет исполнение вечной музыки Моцарта.
– В твоем богатом репертуаре – произведения не только Моцарта, но и Баха, Бетховена, Листа, Шопена, Рахманинова, Прокофьева… Кого из этих великих мастеров можешь выделить? Какое произведение тебе нравится исполнять больше всего?
– Насчет произведений ответить не могу, а что касается композиторов, скажу, что помимо Моцарта, мне близок Бах, Шопен, Рахманинов и Чайковский. Это те композиторы, которые особо дороги моему сердцу.
– А как относишься к современной эстрадной музыке? Что слушаешь в свободное время?
– Люблю разную музыку, главное, чтобы она была талантливой. Всегда очень нравился Майкл Джексон, группа Queen, Стинг, кельтская музыка в современных аранжировках.
– Кстати, Злата, откуда такое красивое имя?
– Имя славянское. Оно понравилось маме, и она решила меня так назвать.
– Вообще ты из творческой семьи?
– На сто процентов. Моя мама – музыкант, а папа работает на телевидении. Могу с полной уверенностью сказать, что творчество у нас в доме просто витает в воздухе. Мама – пианистка, она преподает, работала в музыкальной школе, в которой я училась. Она прекрасно разбирается в музыке и в фортепианном исполнительстве, впрочем, как и мой отец, потому что он большой меломан и обладает необыкновенной музыкальной интуицией. Папа очень хорошо разбирается в классике и в джазе. Мне это тоже передалось. Последнее время я стала увлекаться джазом, иногда играю его сама. Кстати, в репертуаре нашего квартета есть не только академическая музыка, но и близкая к джазу и так называемому crossover стилю. Наш первый, достаточно успешный опыт в этом плане состоялся, когда мы участвовали в крупном фестивале «Терем-квартет». С тех пор мы пробуем себя в джазе и в crossover-е – переходном стиле от академической музыки к джазу и разным его направлениям.
– На одной из страничек своего Интернет-сайта ты признаешься, что без ума от Венеции, и этот город больше всего тебя впечатляет. Почему? Путешествовать любишь?
– Я крайне редко путешествую как турист. В основном мои путешествия связаны с работой. Я больше предпочитаю поездки, связанные с творческой деятельностью, потому что имею возможность не только смотреть на города, знакомиться с их культурой, но и общаться с интересными людьми.
Венеция… У меня с детства была мечта там побывать, потому что этот город для меня очень загадочен и необычен. И связано это, во-первых, с необыкновенной его историей. Там творили великие музыканты, живописцы, скульпторы, архитекторы – это весьма заманчиво. Во-вторых, Венеция – город загадок, масок и карнавала. Я, наконец-то, там побывала и безмерно довольна, потому что увидела все воочию.
– Злата ты родилась и выросла в Москве. А что для тебя Осетия? Как часто бываешь на исторической родине?
– Я с детства проводила каждое лето в Цхинвале вместе со своими родными – бабушкой, дедушкой, тетей, двоюродными братьями и сестрой. Каждый год мы всей семьей ездили туда, отдыхали, проводили по два месяца. И эти воспоминания для нас с братом – самые светлые, самые дорогие. Мы питаем огромную нежность к Осетии не только потому, что проводили там лето, а потому, что чувствуем близость, родство. Я никогда не забываю о том, что осетинка и всегда с гордостью рассказываю об этом всем и везде.
Сейчас приезжаю в Осетию практически каждый год, может, уже не на такой большой отрезок времени, но все же. С большим удовольствием даю концерты во Владикавказе и в Цхинвале.
– В 2005 году ты стала самым молодым за всю историю республики творческим представителем, удостоенным почетного звания заслуженного артиста Северной Осетии. Как восприняла это событие?
– С большой радостью. Для меня это честь.
– Есть ли в твоей библиотеке книга Ф. Алборова «Музыкальная культура осетин»? Как относишься к осетинской музыкальной культуре?
– Феликса Алборова я знала лично. Это был бесподобный человек. Он знал мою маму, потом познакомилась с ним и я. Очень люблю его музыку. Мне также знакомо творчество Тамерлана Хосроева. Считаю его музыку богатой и очень талантливой.
Недавно в июне 2010 года в Москве состоялся концерт «Прерванная песня» памяти восхитительного осетинского композитора Заура Гаглоева, на котором были исполнены почти все его творения. Этот концерт был подготовлен известным осетинским музыковедом Татьяной Батаговой. Заур Гаглоев учился в Ленинградской консерватории и был одним из любимых учеников Шостаковича. Потом началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт и погиб в сентябре 1941 года при обороне Ленинграда. Но успел оставить после себя ряд музыкальных произведений. Самое значимое – трио для скрипки, виолончели и фортепиано, мы исполнили его совместно с Николаем Шугаевым (виолончелист из «Мессиан квартета») и чудесным скрипачом Иваном Субботкиным. Нам настолько понравилось это произведение, что мы решили сыграть его еще на фестивале «Собираем друзей» в Рахманиновском зале Московской консерватории. Это трио, кстати, впервые исполнялось в Москве нашим глубоко почитаемым профессором Александром Зиновьевичем Бондурянским и его всемирно известным ансамблем «Московское трио». Это было, наверно, лет 15 назад. Александр Зиновьевич очень высокого мнения о творчестве Заура Гаглоева.
– Что для тебя в жизни важнее всего? Есть ли что-то, ради чего ты могла бы пожертвовать любимой профессией?
– Честно говоря, вопрос страшный. Я бы не хотела ничем жертвовать. Есть жизнь, а в жизни есть и семья, и профессия и еще много всего интересного… Для меня все составляющие важны.
– Твои ближайшие творческие планы?
– Будет несколько концертов в Москве, а в ноябре я уезжаю в Швецию на фестиваль «Аврора», в этом же месяце состоится мой сольный концерт в Амстердаме.
– О чем мечтаешь в будущем?
– Чтобы все жили дружно, со светом и добром в душе, чтобы не было войн. Это мое самое главное пожелание. Если хотите, можете назвать его моей мечтой.