Юрий ГУЛЯЕВ: «Микрофонные «шептуны» постепенно исчезнут…»
Театр одного актера. Гастроли из одного концерта… Оба этих словосочетания применимы к событию, произошедшему 50 лет назад, когда в конце ноября 1974 г. Владикавказ приветствовал популярнейшего в Советском Союзе певца, народного артиста СССР Юрия ГУЛЯЕВА.
О его выступлении (прозвучали русские, украинские народные и современные песни, романсы) и об овациях переполненного зала подробно рассказала тогда газета «Социалистическая Осетия», поместив также обстоятельное интервью с кумиром миллионов. Публикуем эту беседу с некоторыми сокращениями.
■ ■ ■
Афиша музыкального театра с именем народного артиста СССР Юрия ГУЛЯЕВА, впервые приехавшего в Северную Осетию, привлекла внимание широкой публики. Один из самых любимых современных певцов большинству известен, в основном, по записям радио и телевидения. Однако гораздо больше нас обогащает живое исполнение, когда произведение рождается сию минуту, в присутствии слушателей, и зрительный зал становится как бы коллективным участником этого волнующего процесса.
…Не успев оглянуться, мы оказались в плену у певца. Он ведет нас за собой. Вместе с ним кружит нас буйная «Метелица», легко качает на волнах плавная баркарола Готта «Помнишь, порою ночною», окутывает светлой грустью «Утро туманное». Нам улыбаются «Прелестные глазки» Гурилева и уносит вдаль его «Песнь ямщика». Прямо в душу льется нахлынувшая «Мелодия», и так и подмывает пуститься в пляс задорная «Семеновна».
Особое впечатление оставляют песни, написанные самим певцом на стихи С.Есенина «Над окошком месяц» и «Дорогая, сядем рядом». «Желаю вам» – на стихи Р.Рождественского. Первые две – тонкие лирические миниатюры, последняя – взволнованный монолог.
Концерт подходит к концу. Жаль расставаться с певцом, и публика настойчиво вызывает его. Он выходит снова и снова, улыбается устало, чуть застенчиво и радостно.
Мы встречаемся с ним за кулисами. Он еще взволнован впечатлениями от концерта…
– Как вам показалась наша публика?
– О, у вас слушатель особый! Темпераментный, эмоциональный. Я уж думал, меня и со сцены не отпустят. Устал, а чувствую – надо еще петь. С таким слушателем все забываешь.
– Юрий Александрович, вы поете и в театре, и в концертах. Так что вам все-таки ближе: опера или эстрада?
– Трудно сказать. Я стараюсь относиться в равной степени серьезно к обоим жанрам. Но театр ближе.
– В каких оперных партиях вы выступаете чаще всего?
– Пою Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, Эскамильо в «Кармен» Бизе, Ренато в «Бал-Маскараде», графа ди Луна в «Трубадуре» Верди, Роберта в «Иоланте», Елецкого в «Пиковой даме» Чайковского, Онегина…
– Какие же самые любимые?
– Наверное, все. А вообще мне как-то ближе Онегин, Фигаро, граф ди Луна.
– А из современных авторов кто вам нравится больше?
– Георгий Свиридов. У него много вокальных произведений. Я пою целую программу из его вещей. У Свиридова особая манера письма, сочетающая традиции русской вокальной музыки и свежесть современного музыкального языка. Нелегко пишет.
Люблю Пахмутову, Таривердиева, Френкеля. Иногда и у менее известных композиторов бывают удачные вещи.
– Наверное, это очень трудно – написать так, чтобы все сразу полюбили песню. А еще труднее донести ее до человека.
– Да. Тут уж все играет роль: и голос, и манера исполнения, и насколько глубоко ты понимаешь образ произведения.
– Вам эта проблема должна быть особенно близкой, Юрий Александрович. Ведь вы сами пишете музыку.
– Для меня такая работа – скорее своеобразный отдых. Хотя это увлечение началось еще с детства. Я написал около 30 песен. Привлекает сам процесс сочинения, возможность выразить себя наиболее полно, когда поешь свое. Но пока это только этюды.
– Вы не предполагаете попробовать свои силы в других, более крупных формах?
– Не знаю. Не думал об этом.
– А как вы относитесь к современной крупной форме вообще?
– Недавно я пел Фрола Скобеева в опере Т.Хренникова «Безродный зять». Пел с огромным удовольствием. Отличная музыка! Я вообще люблю музыку Хренникова. Может быть, потому, что она очень близка традиционной русской манере. Но время идет вперед, появляется потребность в новом языке. Он еще не сложился. Отсюда немалые трудности.
Пишут много опер. Но слушатели принимают далеко не все. Это сложный вопрос. Будем надеяться, что время разрешит его.
– Юрий Александрович, хотелось бы знать ваше отношение к современным музыкальным вкусам нашей молодежи.
– Вы имеете в виду увлечение песнями-однодневками? Прежде всего надо отметить, что оно уже перестает быть таким повальным, как, скажем, лет 5-6 назад. Всякая мода в конце концов проходит. А вот истинные ценности остаются. Сейчас молодежь снова потянулась к настоящему пению, к хорошим голосам. Я тут вижу и нашу заслугу, оперных и камерных певцов. Мы поем не только в театре, но и на эстраде, и даем возможность сравнивать разные манеры исполнения.
Думаю, победа будет за нами. Микрофонные «шептуны» постепенно исчезнут. Их просто никто не захочет слушать, так же, как и вульгарные крики вместо пения.
Вкусы выросли, люди хотят, чтобы певец и голосом обладал, и был хорошим актером-исполнителем. Да и репертуар уже привлекает другой. Возродился интерес к классике, старинному романсу. Особенно знаменательно возвращение на концертную эстраду песен 30-40 годов. Композиторы этой эпохи оставили нам неповторимые шедевры. Особенно много таких произведений родилось в годы войны. И сейчас самую большую популярность завоевывают песни, обладающие наиболее глубоким содержанием. И гражданские, и лирические.
Словом, здоровые вкусы побеждают. И это весьма отрадно.
– Вы бы это явление назвали всеобщим?
– Безусловно. Мне много приходится бывать за рубежом. И я часто замечаю, что молодежь тянется именно к содержательности.
– Юрий Александрович, последний вопрос: ваши творческие планы?
– Для меня это самый важный вопрос, так как планы самые ближайшие – очень интересные. В январе буду петь в спектаклях Большого театра: в «Трубадуре», «Севильском цирюльнике» и «Евгении Онегине». В феврале – концерт в Колонном зале Дома Союзов. А в мае должна быть поездка в Японию. Как видите, планы обширные. Уже сейчас готовлюсь к ним.
Беседу вела музыковед Н.ОСЕЛЕДЧИК