Владимир ТАУТИЕВ: «Художник, как любовь, – либо он есть, либо его нет»
Нынешний год – год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. А недавно в Москве вышла в свет книга «100 великих побед России». В ней впервые в хронологическом порядке изложено описание важнейших сражений княжеской, царской России, Советского Союза, оказавших воздействие на ход мировой истории. Иллюстративный материал издания представлен великолепными архивными фотографиями и работами военных художников студии им. М.Б.Грекова, среди которых и представитель школы изобразительного искусства Осетии, народный художник России Владимир ТАУТИЕВ.
О том, что его картина «Рейхстаг взят» включена в столь солидное издание, проживающий в Москве В.Таутиев с удивлением узнал от корреспондента сайта «Осетия-Квайса» Марины КАДИЕВОЙ. Впрочем, беседа с Владимиром Бадчериевичем раскрыла и многие другие интересные факты творческой биографии художника, его безграничной любви к родине.
– Тема войны и победы, судя по многим Вашим работам, является главной в Вашем творчестве. Почему Вы стали военным художником?
– Я не только военный, но и гражданский художник. А тема войны всегда красной нитью проходила через все мое творчество. Мой отец Бадчери Агубеевич Таутиев погиб во время Великой Отечественной войны под Москвой, а дядя Ахметка (он был кавалеристом) – в Харькове на Украине. Да и вообще столько родственников тогда не вернулось с поля боя…
С годами память не ослабевает. Часто идешь или едешь в транспорте и думаешь, что бы еще изобразить на эту извечную тему?
– Тем более в год 65-летие Победы. Не может быть, чтобы Вы ничего не писали нового к этой дате?
– Сейчас я работаю над картиной «Май 1945-го», где из окна видна цветущая яблоня и вернувшийся с войны солдат в объятиях счастливой жены. А еще я начал новую работу «Едут по Берлину наши казаки». Помните, есть такая песня? Я подумал, песня есть, а картины с таким названием нет, и решил исправить ситуацию. На ней на фоне рейхстага – генерал Исса Плиев на коне в окружении казаков. Если успею, то завершу ее к 9 мая.
– Владимир Бадчериевич, Вы родом из Владикавказа. Можно ли сказать, что Осетия сформировала Вашу любовь к живописи?
– Нужно! Я родился 6 марта 1937 года во Владикавказе и уже в 11 лет сам себя устроил в детскую художественную школу им. С.Тавасиева. Мне преподавали замечательные педагоги Борис Серов и Николай Жуков. Говорят, там до сих пор хранятся мои рисунки.
Однажды, когда мне было семь лет, в доме на нынешнем проспекте Коста, где я жил, поселился некий художник. Я за ним часто с интересом наблюдал: то он рисует что-то, то лепит из глины… Мне это так нравилось, что вскоре мы стали лепить вместе!
Позже это увлечение продолжилось в Верхней Санибе, где я часто гостил у родственников. Там у реки почва глинистая, и мини-скульптурки получались особенно красивыми.
У нас во Владикавказе есть замечательный музей имени Махарбека Туганова, который я в юности любил посещать. Позже музейные работники мне рассказывали: «Мы помним, как маленький мальчик в белой рубашке постоянно приходил сюда и внимательно разглядывал картины великих мастеров». Я всегда мечтал раскрыть секреты творческого письма этих художников. Очень хотелось быть похожими на них.
– Как вам удалось осуществить свою мечту?
– В 1959 году я поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, что и тогда, и сейчас считалось очень престижным. Окончил мастерскую народного художника РСФСР Виктора Григорьевича Цыплакова. Я весь отдавался учебе. Да впрочем, как и все мои земляки осетины. У нас было большое общежитие на знаменитой Трифоновской улице, где жили и художники, и артисты… Мы тесно общались и очень радовались успехам друг друга.
После окончания института в 1965 году меня распределили в Осетию, но там категорически заявили, что мастерских нет и в ближайшие два года не будет. А жить-то надо…
В министерстве культуры помогли составить письмо, рассказывающее о моей непростой ситуации, с которым я вернулся обратно в Москву. Распределение еще продолжалось, так что отправил свои работы в московский Союз художников. В основном это были этюды, посвященные Осетии, один из которых «Куртатинское ущелье». Картины очень понравились, и, благодаря этому, я устроился в комбинат живописного искусства, стал получать заказы, работал и для души. А в 1968 году меня приняли в Союз художников Москвы.
– А как вы оказались в рядах военных художников студии им. М.Б.Грекова?
– В 1969 году в газете «Красная звезда» студия Грекова объявила конкурс. Мой товарищ предложил: «Слушай, а давай попробуем свои силы?» В конкурсе участвовало 13 человек, но прошли только трое: я и два моих однокурсника – Николай Соломин и Анатолий Сасонов. Это была фантастика, ведь мы и институт вместе оканчивали! Кстати, недавно нашей студии исполнилось 75 лет. В связи с этим в выставочном зале Манежа состоялась юбилейная выставка. Нам было, что показать. Ведь многие из моих коллег снискали признание не только в России, но и за ее пределами.
– Кстати об этом… Случалось ли Вам работать за рубежом?
– Раньше я часто выезжал за границу и принимал участие в разных выставках. Был в Югославии, где написал несколько картин, в Болгарии… В Плевне с группой художников работал над панорамой «Плевенская эпопея». Потом эта картина, где написаны имена всех, кто над ней трудился, была подарена одной болгарской школе. Мои полотна находятся и во многих частных коллекциях Китая и Хорватии.
– Когда и за что вам было присвоено звание народного художника России?
– В 1994 году. Как было сказано в указе Б.Н.Ельцина «за большие заслуги в области изобразительного искусства». Звание, конечно, обязывает еще более ответственно относиться к своей работе. Но в целом в этом нет ничего сверхъестественного. Творчество не зависит от званий.
– Когда последний раз были в Осетии?
– Очень давно. Пока мама была жива, я часто приезжал домой, а потом уже нет, хотя во Владикавказе до сих пор живут мои двоюродные братья и сестры. С ними я поддерживаю связь. Одна из них – Лидия Таутиева. Я ей как раз сегодня утром позвонил и спросил: «Ты на меня журналистов натравила?» Она удивленно: «Нет, не я…». Вы ее должны знать, Лида пишет книги.
Должен вам сказать, что очень скучаю по малой родине. И бывал бы там чаще, если бы не больной сын, за которым нужен постоянный уход. Свободного времени катастрофически не хватает, постоянно кручусь, работаю…
– Тоску по родине, наверное, изливаете на холсте?
– Картин, посвященных Осетии, у меня много. Среди них «Снежные вершины», «Горный пейзаж», «Без вести пропавший»… Сейчас я задумал несколько полотен, посвященных осетинским традиционным праздникам.
Также недавно завершил картину о трагических событиях в Южной Осетии «Цхинвал. Август 2008». Это еще одна страница героической летописи нашего народа, об этом нельзя забывать.
– Сотрудничаете ли Вы с осетинскими художниками?
– Сейчас, к сожалению, нет. Раньше часто общался с выдающимся скульптором Черменом Дзанаговым. А Юрий Дзантиев – блестящий художник, мастер с большой буквы был вообще для меня хорошим старшим другом! Я к нему часто приезжал домой на Осетинскую слободку, знал и его маму, и отца…
– Да, это было поколение великих мастеров… А что бы Вы пожелали сегодня начинающим осетинским художникам?
– Пожелал бы учиться! Учиться и набираться мастерства у художников эпохи Возрождения. Это самое великое искусство!
Иной раз говорят: молодой художник, старый художник… Неправильно все это. Художник, как любовь – либо он есть, либо его нет.
Нужно брать пример и с русских художников замечательного Серебряного века – Серова, Коровина, Репина, Врубеля, Сурикова… И не бояться экспериментировать, ведь искусство безгранично!