Алан ДОГУЗОВ: «Сердцем я всегда нахожусь в Осетии»
Алан Догузов – человек, уже известный в мире российского кино. Родился и вырос он во Владикавказе, здесь же началась его карьера артиста. В подростковом возрасте Алан впервые вышел на сцену Северо-Осетинского государственного драматического театра им. В. Тхапсаева, и она пришлась ему по душе. Невозможно было не влюбиться в театр, ведь Догузов постоянно видел перед собой выступления таких знаменитых артистов, как Бибо Ватаев, Николай Саламов, Коста Сланов. А затем сам с каждой ролью, с каждым новым сценическим образом понимал, что это и есть его предназначение в жизни. Помогала ему в этом и мама – народная артистка РСО-Алания Замира Меликова.
После школы перед Аланом вопрос выбора не стоял: он поступил в театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Будучи еще студентом, с успехом снялся в телесериале «Тайный знак. Возвращение хозяина» в роли Аслана. Именно с этого момента и стала расти фильмография нашего талантливого земляка: «Парни из стали», «Цвет неба», «Повезло вам», «Бомжиха», «Молодой Волкодав», «Десантура», «Капитанские дети», «Голос матери» и другие, в которых он запомнился зрителю. Но главная его творческая жизнь связана с московским театром «Ромэн».
О разных сторонах российского кино, об интересах вне съемочной площадки и о планах на будущее Алан ДОГУЗОВ рассказал корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Залине ПЛИЕВОЙ.
– Расскажите о своем творческом пути до выхода на сцену Осетинского театра?
– Все началось со школьной скамьи, точнее с драматического кружка, который создала моя мама. Я всегда принимал активное участие в различных литературно-музыкальных вечерах, республиканских и городских конкурсах. Особенно любил праздники, посвященные Коста Левановичу Хетагурову, читал на них его стихи, и это нравилось зрителям. Любовь не только к творчеству Коста, но в целом к осетинской литературе мне привила еще в детстве бабушка – учительница осетинского языка и литературы Зильгинской средней школы. А в школе у меня даже прозвище было – «Артист», так как все время придумывал какие-то сценки, а затем на переменах демонстрировал их.
– Кто еще из осетинских писателей вам близок?
– Трудно кого-то выделить. Раньше, на мой взгляд, каждого хорошего писателя и поэта и читали, и почитали. К ним люди прислушивались, с их мнением считались. Но сейчас общество изменилось.
– Не хотите ли сказать, что сегодня большинство писателей не очень-то соответствуют своему высокому званию?
– Сегодня поэтом может назвать себя едва ли не каждый. И Осетия – не исключение. Но многих ли люди знают? Многих ли читали? Нынче произошла писательская девальвация. С другой стороны, как я уже говорил, мир изменился. И многие представители творческой интеллигенции сникли. Писателей это касается в большей мере. Их не видно ни на страницах газет, ни на экране телевизора. Между тем именно деятели культуры обязаны работать с народом, говорить с людьми умным и мудрым словом о том, что их сегодня волнует. Вот что требуется! А не сидеть в своих организациях, как в «футлярах». Нас «нашпиговывают» западной масс-культурой, эгоистическими ценностями, а мы бездействуем. Все это может привести к деградации не только отдельно взятых людей, а нации в целом. Так быть не должно.
– Приятно удивлена, что вы, несмотря на то, что большую часть времени проводите далеко от родины, так переживаете за ее судьбу…
– Это тело мое далеко, а сердцем я всегда в Осетии. Малейшая возможность приехать в родной город – для меня огромное счастье. Стараюсь следить за тем, какие спектакли ставятся в осетинских театрах, какие книги издаются. Более того, по приезду уже успел посмотреть «Богатый дом» в постановке Тамерлана Сабанова. Да и в Москве общаюсь с нашими ребятами. Это и студенты Щепкинского училища, и актеры. Дружу, например, с Артуром Смайлиевым, которого зрители хорошо помнят по фильму «Девятая рота».
– Артур ведь в «Тайном знаке» играл вместе с вами?
– Да. Это была моя первая роль в кино. Никогда не забуду, как волновался на пробах в киностудии им. Горького. Со мной на первой же встрече поздоровались как-то по-особенному.
– Как?
– Как со своим. Директору и режиссеру нужен был кавказец в «чистом виде» – молодой, кудрявый, обросший, высокий брюнет. Как раз на тот момент я так и выглядел. После проб мне сказали, что через две недели позвонят. Но я почему-то не поверил. Подумал, кому нужен без пяти минут актер. Однако ровно через 14 дней мне сообщили, что моя кандидатура утверждена. Радость, конечно, была неописуемая.
– В чем был замысел предназначенной вам роли?
– Я должен был играть кавказца, который приехал в столицу поменять свою жизнь к лучшему и столкнулся с расовой ненавистью со стороны скинхедов. Некоторые кадры снимали именно в тех местах, где их было в огромном количестве. Они даже дрались не так, как это бывает в фильмах, а по-настоящему. Тогда я продюсеру поставил ультиматум: либо их успокаивают, либо я ухожу с площадки. Иначе бы они меня искалечили. Моя главная миссия заключалась в том, чтобы разрушить тот стереотип, который сложился в центральных городах России. Я пытался донести до всех, что на Кавказе тоже умеют любить, что тут мирные и очень славные народы… Меня по сценарию убивают, но, думаю, со своей задачей я все-таки справился.
– Лично вам легче играть отрицательных или положительных персонажей?
– Однозначно тут не ответишь. Например, в «Голосе матери» я был злодеем, и, откровенно признаться, на экране самому себе понравился. А в телесериале «Кармелита. Цыганская страсть» мне дали роль влюбленного цыгана.
– А там не понравились?
– Тут дело в другом. Прежде моими героями были одни наркоторговцы, воры в законе, бандиты. А тут я играл влюбленного «Ромео» только с другим именем – Тагарри. Вот и все.
– А по-честному цыганку Лилию не полюбили?
– Секрет! Раскрывать его не буду. Одно могу сказать, Алеса Качер, это ее настоящее имя – очень милая и привлекательная девушка. Играть с ней было одно удовольствие.
– Для вас есть принципы в киноискусстве, или сегодня актеры ради роли должны быть готовы на все?
– Нравственность ничем не заменишь. Я не раз отказывался от съемок, хотя гонорары были хорошие. Но зато роли – донельзя унизительные. Например, такие, которые порочили самобытность не только осетин, но и всех кавказцев. А меня мои старшие в Осетии не учили изменять себе. Да, я, как и многие в нашей стране, пережил непростые времена, не всегда мог позволить себе куртку от Пьера Кардена, но зато никогда не позволил себе опустить голову.
– Сейчас тоже кризис – только мировой. Можно ли в наше кризисное время жить на одном энтузиазме?
– Понятное дело, что за свой труд каждый человек должен получать справедливую оплату. В мире искусства тоже. Но все должно быть в меру. Меня другое возмущает – когда слышу от сытых актеров, что они самые «крутые», поэтому и суммы они должна получать соответствующие. Не стану отрицать и того, что голодный и плохо одетый актер никому не нужен. Это, к сожалению, правда, и ничего тут не поделаешь.
– Что можете сказать об уровне современного кино – как российского, так и осетинского?
– Ни для кого не секрет, что качественное кино давно не в моде. Об этом говорят многие специалисты. Поэтому в последнее время на наших экранах вся продукция рассчитана на массового телезрителя. А это, сами понимаете, что такое. Об осетинском и говорить не стоит. У нас нет кино. Если бы здесь были созданы нужные условия для развития этой отрасли, я вас уверяю, самые лучшие фильмы были бы наши. Так как осетинские актеры ни на йоту не уступают ни голливудским, ни российским. Просто им нужна поддержка.
– Получается, если нет качественного кино, то не так остра и конкуренция в кинематографе?
– Как раз наоборот. Сейчас у нас «чемпионат СССР», куда попасть чрезвычайно сложно. На одно место по 40-50 человек. Даже стали привлекать и непрофессиональных актеров.
– Чтоб меньше надо было платить?
– Возможно. Этот вопрос не ко мне.
– Сыграна ли главная роль в жизни?
– Сейчас играю только на сцене в театре «Ромэн». И предпочитаю больше те роли, которые бы меня развивали. Ведь совершенству нет предела.
– Слышала, вы в последнее время увлеклись режиссерской и сценарной работой.
– Почти. Написал сценарий о войне в Южной Осетии. Назвал будущий фильм так: «Улицы героев». Он о патриотизме и героизме осетинских ребят.
– Как планируете реализовать свой проект?
– Пока необходимо получить поддержку со стороны правительства Южной Осетии, а после видно будет.
– Кто ваш главный критик?
– Народ. Мне мой мастер в училище Г.Г. Кознов всегда говорил: «Спорт и искусство – одно и то же. Либо отдавайся профессии полностью, либо завязывай». Иногда его замечания были чересчур резкими, но всегда шли на пользу.
– В каком фильме мечтаете сыграть?
– В историческом. Но больше всего – в кинокартине о Великой Отечественной войне, где бы непременно играл своего дедушку.
– Что в канун празднования Дня Победы пожелаете Осетии?
– Мира, добра, процветания. А всем ветеранам, хочу сказать огромное спасибо за их подвиг и счастье, подаренное нам.