Осетия Квайса



Нодар ГУЦАТИ: «Пока бьется сердце осетина – будет звучать и осетинская музыка»

Нодар Гуцати 1Нодар Гуцати – заслуженный артист Республики Южная Осетия, лауреат республиканских фестивалей «Песня года-2007, 2008», обладатель высшей музыкальной награды Кавказа «Золотой микрофон-2008», дипломант международного конкурса вокалистов «Золотой Голос БО-НА-МИ». Гуцати активно содействует развитию межнациональных отношений в нашем непростом регионе.

Родился и вырос артист в сел. Дзукатыкау Ленингорского района Южной Осетии. Свою музыкальную карьеру начал в пять лет. Именно в таком возрасте Нодар впервые вышел на сцену и с тех пор ей ни разу не изменил.

В канун праздника – Всемирного Дня культуры – с Нодаром ГУЦАТИ встретилась корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Залина ПЛИЕВА.

– Как вам удалось уже в пять лет получить музыкальную награду?

– Благодаря моему покойному отцу, который сам обладал великолепным голосом. Он пел в хоре, исполнял героические песни. И со мной занимался. А отличился я на районной олимпиаде по музыке. Я исполнил народную осетинскую песню, играя на трехструнной гармошке. Занял первое место. Это был своего рода сигнал для моего дальнейшего музыкального развития.

– Кроме национальной гармошки, на чем еще играете?

– На фортепиано, кларнете, национальных флейтах, балалайке, гитаре. У меня она была 12-ти струнная.

–  Как сложился ваш творческий путь?

–  Я продолжил заниматься, работал над собой, приходилось в чем-то себе отказывать. Здесь как в спорте, нужно прилагать много усилий, чтоб быть в тонусе и чего-то добиться.

Будучи девятиклассником, попал на республиканский конкурс молодых исполнителей под руководством директора ДК Ленингорского района Шевита Биченова. Исполнил композицию на стихи известного осетинского поэта-лирика Герсана Кодалаева и вновь стал победителем. Тем самым автоматически отобрался на областной фестиваль, проходивший в самом Цхинвале. В общем, еще в далекой юности я неоднократно становился победителем всевозможных музыкальных конкурсов. Но хотелось стать профессионалом, запастись достаточным багажом теоретических знаний. В селе учиться музыкальной грамоте возможности у меня не было. Поэтому после окончания школы я поехал в Иркутск, чтоб поступить в вуз.

–  Почему для этого вы выбрали далекую Сибирь?

– Это была инициатива старшего брата, который на тот момент жил в Иркутске. К сожалению, в первый год мне не удалось поступить туда, куда хотел, но времени зря терять не стал и сдал документы в сельскохозяйственный институт на агронома. Вот туда сразу прошел. Я не отчаивался и в следующем году вновь решил испытать судьбу. Во второй раз удача была уже на моей стороне. Я стал студентом Иркутского института культуры, хотя и хореографического отделения. В сельхозе же я перевелся на заочное, чтоб мог подрабатывать в ресторанах и помогать брату. Прекрасные были времена! Жаль, что пролетели так быстро. Окончив оба вуза, я вернулся в Южную Осетию.

– А как  вы оказались в государственной филармонии Грузии?

– Случайно… Поехал в Тбилиси, чтобы проведать сестру, которая до сих пор там живет. У нее познакомился с неким Адиком Авановым, который работал в филармонии. Его мама была осетинка. Он чисто говорил по-осетински, хорошо понимал наш национальный колорит. Одним словом, очень любил осетинский народ.

Кстати, именно Адику принадлежит известная сегодня песня «Мадина». Прослушав меня, он сказал: «Голос хороший, но не поставленный, нужно над этим поработать». Тогда я обратился к специалисту, который привел мой голос в нужную форму.

При Советском Союзе Тбилисская филармония котировалась высоко, по своей популярности уступала только московской и киевской. Мы гастролировали не только по стране, но и выезжали за границу. Мне однажды даже посчастливилось выступать на одной сцене с известным британским рок-певцом Яном Гиллоном, после его рукопожатия я долго не хотел руку мыть (смеется). Он давал сольный концерт во Дворце спорта, а наша группа «Зеленая планета» ему в хоре помогала. В то время артисты очень ответственно подходили к творчеству, следили за своими голосами, ставили их в нужный момент.

– Что это значит – «ставить» голос?

– А то, что любому певцу раз в год нужно проверять или же чистить голос, даже самому маститому. Иначе голос «уходит». Поставленный намного лучше звучит. И песня уже приобретает совершенно другой вид. Но речь идет только о живом звуке…

– Намекаете на фонограмму, которой грешит современная осетинская эстрада, да и российская в целом?

–   Именно. Но меня больше волнуют наши «звезды». Зачем фонограммному певцу чистить голос, когда компьютер сам за него это сделает, а потом выдаст такой продукт, что артист удивляется собственному исполнению?! Я очень хочу, чтоб наша эстрада была поющей, а не фонограммной. Пока такого рода концерты не запретят – мы будем топтаться на одном месте. Как можно выйти на сцену и так спокойно «фальшивить» перед теми, кто относится к тебе с уважением и любовью?! Даже стыдно.

– Что, тем не менее, скажете о перспективах осетинской песни? Сегодня ведь проблема не только в фонограмме. Уровень текста и музыки стал настолько примитивным, что просто обидно…

–  Нам – артистам нужно перестать копаться в прошлом, тогда в настоящем   сможем создавать качественные мелодии и тексты. В Осетии много хороших поэтов, к ним и к их творчеству стоит хотя бы иногда обращаться, а не самому черкать что попало, а потом выдавать это за шедевр. Пора забыть и про бесконечные междометия в песнях: «Ой!», «Ай!», «Эй!».

Есть у нас еще один минус: смешивать народную песню с эстрадной. Слушатель нередко не может понять смысл той или иной композиции. Если будет так продолжаться, настоящие звезды на музыкальном небосклоне Осетии еще долго не появятся.

– Вы ругаете других, но и сами пишете себе и музыку, и тексты?

– Да, но потом обязательно сверяю их с более компетентными в этой области людьми. К тому же у меня это – не правило. Мне писал в свое время талантливейший поэт Ботаз Тасоев, потом Леонид Харебов, а сейчас – Реваз Асаев. Что касается, мелодий, то у меня, по крайней мере, есть хоть какие-то навыки.  А слова сами «приходили» ко мне еще в 90-х не по собственной прихоти, а по «милости» грузин.

– В период первой агрессии с Грузии против Южной Осетии?

– Да. Как уже говорил, я работал в государственной филармонии в Тбилиси. Но это продолжалось ровно до тех пор, пока Гамсахурдиа не встал у власти и не начал вести политику крайнего национализма, направленную не только против осетин, но и против всех негрузин.

Меня, например, вызвали в отдел кадров и прямо сказали, чтоб я на время перестал ходить на работу. А «на время» – значит, навсегда. Мне и трудовую книжку домой прислали. На это я им ответил: «Я не воин и не политик, а музыкант». Наверно, про себя они, ухмыльнувшись, подумали: «Зато ты – осетин…»

Естественно, я тут же поехал домой, в родное село. Мне предложили возглавить районный Дом культуры. Я, конечно, согласился.

Сейчас говорят, что во всем виноват Гамсахурдиа. Но ведь если бы люди не проголосовали за него, не поддерживали его экстремистские лозунги (это, в первую очередь, относится к грузинской интеллигенции), все, возможно, обстояло бы совсем по-другому.

Рассказываю это к тому, чтоб ответить на ваш вопрос. Тогда-то я и написал свои первые стихи, которые впоследствии стали песнями.  Например, «Сл?у ирон ?м? азар». А стихи к другой популярной песне «Ирон к?й д?н – ц?м?н м? марыс ум?н» написала наша известная поэтесса Людмила Галаванова. В них выражены горе и боль осетинского народа. В такой ситуации невозможно было не взять в руки карандаш и не написать, когда видишь, как ни за что гибнет целая нация.

– В те годы и образовался ваш ансамбль «Ир Ис». Почему дали такое название?

– В переводе с осетинского языка означает: «Осетия есть». Другими словами, Осетия была, есть и будет! И пока бьется сердце осетина – будет звучать и осетинская музыка.

– Кто, кроме вас, стоял у истоков его создания?

– Валерий Хинчагов, Вадим и Тимур Харебовы, Леонид Тибилов, Казан Казиев,  Игорь Чибиров. Потом к нам уже здесь, в Северной Осетии, присоединились Руслан Гаджинов и Василий Кудухти. Начали мы с четырех человек, а сегодня нас – пятнадцать. Многих ребят, к сожалению, нет в живых, другие сольно стали петь, поэтому состав совсем другой.

– Что входит в ваш репертуар?

– Сегодня я уже не хочу петь о войне. Ведь после грозы всегда выглядывает солнце, так и я, хочу говорить в своих композициях только о мире, любви, дружбе, честности… Хочу согреть холодные и разбитые сердца моего народа. У меня в конце мая запланирована концертная программа в Южной Осетии.

– Разве многим бездомным в Южной Осетии сейчас до песен и плясок?

– Война тем и разрушительна, что после нее, люди долго не могут прийти в себя. Надо забывать прошлое и стараться смотреть вперед. То есть зажить назло противнику. Мне после августовской войны звонили с Юга знакомые и благодарили за  «военные»  песни. Значит, эти песни не зря были написаны, раз мои братья утешаются ими. Это уже успех для меня как для осетинского певца и как для гражданина.

– Вы поете только на родном языке?

– Я не националист, наоборот очень мирный человек, не терплю конфликтных людей. Но, думаю, лучше русского я по-русски не спою. Надо, прежде всего, поднимать свою культуру.

Если бы и наша девочка из Беслана Светлана Валаева спела по-осетински, было бы потрясающе. Пусть она и не прошла бы в финал Евровидения, зато многие бы узнали, что на Кавказе не только с автоматами ходят, а и с микрофонами на сцене. Почему грузинам можно петь по-грузински, армянам по-армянски, а осетинам это должно быть зазорно?

– Карьерный рост вас как-то изменил?

– Звездной болезни, слава Богу, у меня нет. Кем бы ты ни был, нужно всегда оставаться самим собой. Задирать нос и кичится своим положением – не мой метод.

– Удается ли при вашей занятости уделять время семье?

– Стараюсь не обделять близких вниманием. Как только появляются свободные минуты, провожу их только с любимой супругой и сыновьями, которых у меня трое. Мы часто бываем в горах, выезжаем также на побережье Черного моря. Но сам большее предпочтение отдаю нашим местам: Фиагдону и Цейскому ущелью.

– Чем, кроме музыки, увлекаетесь?

– Спортом. Я сам каждую неделю играю в волейбол с друзьями, также люблю футбол.

– А с вашим однофамильцем, известным футболистом Владимиром Гуцаевым, знакомы?

– Это мой двоюродный брат, но я с ним очень редко вижусь и практически не общаюсь.

– Жизненное кредо Нодара Гуцати?

– Идти вперед, несмотря на годы и обстоятельства.

– Ваши ближайшие творческие планы?

– 21 апреля во Владикавказе у меня состоится объединенный концерт с кабардинскими артистами. А еще вот-вот должен выйти мой седьмой сольный альбом.

– Уже седьмой!?

–  Это за период с 1989 года по сегодняшний день. Разве многовато?

– Нет. Но раз уж вы затронули эту тему, тщательно ли вы подходите к выбору песен?

– В альбоме у меня бывает не более 13-ти песен и если хотя бы одна из них сразу полюбится – это уже большое достижение. Считаю, петь одно и то же неправильно. В музыке застоя быть не должно, наоборот все время надо совершенствоваться, а затем выдавать творческую продукцию на суд слушателей.

– Чем этот альбом будет отличаться от предыдущих?

– Здесь совершенно другой стиль звучания, более качественный. И конечно, технической стороной. Первые мои записи были сделаны на кассетах. В то время таких возможностей как сегодня не было – все приходилось делать в полевых условиях.

– Сегодня записать хоть одну песню финансово не так легко, а тем более – целый альбом. Как вам это удается?

– С Божьей помощью, получается…

– И где вы это делаете?

– На радио «Алания» и радио МСС.

– Что пожелаете Осетии и своим коллегам?

– Осетии желаю мира, любви – чтобы наша нация была здоровой, чтобы народ жил счастливо. А коллегам – быть более ответственными и добросовестными, то есть творчески состоятельными.