Осетия Квайса



Мирон ТЕМИРЯЕВ: «Без оператора «кина» точно не будет»

Залина ПЛИЕВА

027

Сегодня свое 75-летие отмечает известный кинооператор, заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания Мирон Темиряев. Родился и вырос он во Владикавказе. С малых лет познал трудности жизни. А другого выбора у него и не было, так как война поставила всю страну перед суровым испытанием, преодолеть которое могла только стойкость духа.

Суровые военные годы не сломили юношу. Он очень хотел связать свою судьбу с миром кино и упорно шел к намеченной цели. Темиряев поступил на кинооператорский факультет ВГИКа и окончил его с отличием. И, как оказалось, очень вовремя. Потому что именно он был у истоков профессионального становления Северо-Осетинской студии телефильмов. За долгие годы работы на студии им были сняты десятки документальных и несколько художественных фильмов, так полюбившиеся осетинскому зрителю и вошедшие в сокровищницу национального кинематографа – «Мелодии гор», «Капитан», «Последний снег», «Там, в горах – Цей», «Город на Тереке», «Камни истории», «Осетия встречает гостей», «Портрет на фоне гор» и другие.

Особняком в этом перечне стоит фильм «Человек-амфибия», который был снят на киностудии «Ленфильм» и явился  дипломной работой Темиряева. Этот цветной художественный фильм имел оглушительный успех в Советском Союзе, собрав в кинотеатрах миллионы зрителей. Премьера длилась на протяжении шести месяцев.

Кроме того, юбиляр принимал участие в съемках  таких знаковых для национального кинематографа фильмах, как «Сын Иристона», «Осетинская легенда», «Встреча с Ихтиандром», «Прощайте, коза и велосипед», «Мелодии Дагестана», «Костры на башнях» и другие.

Мирон Темиряев не только талантливый кинооператор, но и признанный мастер фотографии.  Его фотоархив, в котором за полвека запечатлены многие интересные события и известные люди, является уникальной исторической летописью.

В канун юбилея корреспондент сайта «Осетия-Квайса» встретилась с Мироном Михайловичем Темиряевым.

– Как в ваши юные годы вы разглядели кинооператорскую карьеру?

– Как и все мальчишки моего поколения, несмотря на трудное военное детство, «сдобренное» голодом, холодом и нищетой, мы были романтиками и мечтателями. Читали приключенческие книги, смотрели различные фильмы, даже лазали по деревьям, как Тарзан. Идеалами у нас были герои войны и герои книг, которыми мы зачитывались всю ночь до утра. Я также увлекался спортом, ходил в различные секции и кружки, хотел быть сильным и ловким.

Так вот, окончив тридцатую владикавказскую среднюю школу, у меня появилась идея поступить в институт кино. Но поначалу это оказалось совершенно нереальным для простого парня из Осетии. Тогда я выбрал авиацию, которая тоже была моей мечтой.  Поступил в Черниговское военное училище летчиков. Но летная карьера закончилась быстро, так как подвело зрение, сказались детские игры с взрывчатыми веществами. А летчик с плохим зрением – самоубийца.

– Но «благодаря» этому вы все-таки оказались в мире кино!

– Выйдя на «гражданку», задумался о своей дальнейшей жизни и снова вспомнил о киноинституте. Решил, несмотря ни на что, воплотить свою мечту в реальность. Засел за книги. К тому же в то время я работал экспедитором кинопроката, так что с кино был связан довольно близко.

Поехал поступать на кинооператорское отделение. Конкурс невероятный – 250 человек на место. Но я ни на минуту не сомневался в том, что поступлю. Все-таки учеба в военном училище дала какие-то знания, появились жизненный опыт и уверенность в себе.  Поступил с первого раза. Вы себе не можете представить, какое это было счастье – стать студентом такого учебного заведения.

Учился я с удовольствием. Каждый день получал новые знания, новые впечатления. Лекции выдающихся операторов, режиссеров, историков искусств и других специалистов были необходимой базой для дальнейшей творческой деятельности.

Кинооператор – профессия многопрофильная. Нужно быть мастером своего дела: хорошо владеть техникой, изобразительным мастерством, знать возможности кино, уметь работать с режиссером, художниками, актерами, осветительным цехом, разбираться в экономике кинопроизводства и т.д. Эрудиции нет предела, поэтому оператор учится всю жизнь. Без этого он может отстать от прогресса. Человеку моего возраста это особенно трудно, но все же стараюсь быть в курсе всех новинок в кино.

– Операторское искусство для вас ремесло или творчество?

– И то, и другое. Без владения ремеслом, о каком творчестве можно говорить… Это относится и к фотографии, к которой я также неравнодушен.

– А что вас больше привлекает – камера или фотоаппарат?

– Мне сложно дать однозначный ответ, так как фотография и кино – это ближайшие родственники. Как отец и сын. Они оба стали мне родными. Я не представляю без них свою жизнь. К тому же фотография стала настолько необходимой человечеству, что и телефоны «умеют» снимать.

Фотография дала людям кино, телевидение, «влезла» в науку, искусство и даже внутрь человека. Без нее не обойтись.

В настоящее время я в основном снимаю событийные материалы, для нужд музеев, людей искусства, друзей, своих детей, прелестных внучек, а также для разных журналов.

– Кстати, ваша дочь ведь тоже стала творческой личностью. Как вы отнеслись к ее выбору профессии?

– С пониманием, а по-другому нельзя. Ведь это ее жизнь и она вправе сделать свой выбор. Мадина с детства была любознательным и целеустремленным ребенком. Сейчас она успешно работает руководителем корпункта Российского телевидения на Украине. Я ею горжусь.

– Вы были оператором известной кинокартины «Человек-амфибия». Вы предполагали, что фильм получится необычным для тогдашнего советского зрителя?

008– Он действительно был необычным как по жанру, так и по сюжету. Фильм дал возможность простому зрителю впервые увидеть, что происходит в подводном мире.

До этих пор под водой снимали только документальные фильмы о рыбах, о животных. А нам предстояло снимать актерские сцены. Опыта не было, проблем – «выше крыши». Мы добились у руководства студии финансирования экспериментального периода, чтобы подготовить группу для работы, разработать съемочную технику, добыть водолазное снаряжение.

Одним словом, начали тренировки в бассейне института физкультуры им. Лесгафта, а затем выехали на Черное море в г. Судак. Мы погружались под воду и пробовали снимать наших инструкторов в качестве актеров. В результате мы показали нашему руководству киноролик «Внимание! Съемка под водой». Так началась серьезная подготовка к созданию настоящего фильма. Съемки велись с мая по декабрь 1961 года. А премьера была в 1962 году в Москве.

В этом же году я был приглашен руководством Осетии – Б.Е.Кабалоевым и И.А.Гапбаевым – на работу в Северную Осетию, где пришлось все начинать с нуля – телевизионное кино и телевидение вообще. Столько было приложено усилий для создания студии телевизионных фильмов, и теперь выяснилось, что все напрасно. Ведь сейчас из нее сделали мастерскую для покраски автомобилей. Обидно до глубины души.

Существует выражение «операторское видение». Что это значит?

– Оно включает в себя многое. К примеру, оператор-документалист, приступая к работе, должен сориентироваться на месте события. Его вкус определит ракурсы кадров, места, героев, крупность планов, ритмику панорам, освещение и другие компоненты.

Что же касается оператора актерского кино, то здесь все начинается со сценария. Необходимо вникнуть в суть предлагаемой истории, образов, эпохи, географических и прочих обстоятельств. У профессионального оператора работы всегда много. Он может обойтись без режиссера или художника, а вот без него – «кина не будет». Оператор – первый зритель фильма, и поэтому его ответственность огромна.

– Удается ли вам просматривать свои фильмы? Чтоб вы хотели в них изменить?

– К сожалению, очень редко. Это современные технологии предоставляют колоссальные возможности в любой отрасли, в том числе и в кино. Раньше такого не было. Мы сдавали свои работы безвозвратно – они становились государственной продукцией. Последний раз смотрел ретроспективу снятых мною фильмов на свое 70-летие. Многое хотелось бы снять иначе, но, как говорят, поезд ушел.

– Вы преподавали на факультете журналистики Северо-Осетинского государственного университета. А был ли в вашей жизни человек, который выступил в роли наставника?

– За свои 75 лет я познакомился со многими интересными людьми, уроки которых были для меня очень значимы и полезны. Во-первых, моя мама. Ее совет «Запомни, ты учишься только для себя», остался в моей голове на всю жизнь.

Потом во время учебы во ВГИКе моим мастером был А. В. Гальперин, который формировал из нас личности, способные в любой ситуации находить верное решение. Огромное влияние оказал на меня мой другой наставник – знаменитый кинооператор М. Н. Кириллов, работавший на киностудии им. Горького.

Особо хочу отметить еще одного учителя, выдающегося оператора Андрея Николаевича Москвина. Он является одним из основателей «Ленфильма». Я проходил у него практику после третьего курса, и каждый день был для меня настоящей академией. А вообще я встречал в жизни много хороших людей, добрых, отзывчивых, умных. Например, прославленного арктического капитана Юрия Кучиева, выдающегося художника Азанбека Джанаева. Именно такие люди мне всегда были по душе: честные, порядочные, верные своему слову. С Азанбеком мы вместе снимали фильм «Осетинская легенда».

– Расскажите об этом подробнее…

–  Впервые мы встретились в 1959 году на съемках фильма «Сын Иристона». Он познакомил меня с идеей кинокартины «Осетинская легенда». Я с недоверием отнесся к нему, думал, что может поставить в кино художник-график, пусть и выдающийся. Однако я ошибся. Азанбек оказался разносторонне одаренным человеком. Одинаково виртуозно владел и графикой, и станковой живописью, и скульптурой.

Удивительно было то, что писал он довольно-таки безграмотно по-русски. Зато много читал. Я постоянно восхищался его эрудированностью в литературе, истории, философии и музыке. Однажды я застал его в мастерской за рисованием на куске оберточной бумаги, он слушал музыку. Когда увидел меня,  восторженно проговорил: «Шопен – это гениально!». Меня удивило это. Ведь он плохо слышал и нередко просил повторить сказанное. А тут довольно слабый звук приемника – и мой друг наслаждается музыкой. Действительно, талантливые люди талантливы во всем.

Джанаев «нарисовал» весь будущий фильм «Осетинская легенда» – каждый эпизод, каждый кадр, каждый крупный план. И все настолько профессионально, что приходилось удивляться. Он был и гример, и костюмер, и реквизитор. Его мастерская стала маленькой киностудией. Фильм финансировал тоже он сам. Именно поэтому «Осетинская легенда» снималась семь лет. За это время наша героиня – Клара Джимиева – сильно изменилась, и нам приходилось ее гримировать. Труд был громадный, так как не было ни техники, ни пленки, ни транспорта, ни костюмов. Но убежденность и терпение Азанбека Джанаева нас вдохновляли.

Мы трудились в поте лица, не то, что сегодня, когда практически все картины сняты поточным методом. Снимают постельные сцены, бесконечные перестрелки, жестокость, преступность и т. д. Это разве кино? Даже смотреть не хочется. Беда нынешних кинематографистов в том, что у них нет глубоких сценариев, а те, что есть – «высосаны» из пальца.

– Праздничное ли у вас в канун юбилея настроение?

–  Скорее, будничное, так как нет перспективных, творческих планов. А я, между прочим, пенсионер с 56-летним трудовым стажем. Но нахожу себе дела на службе и даже строю дачный домик.

– Какой подарок ждете от родных?

– Чтобы в доме было хорошее настроение, мир и согласие. Чтобы внуки росли в здоровой обстановке.

046

Съемки фильма "Человек-амфибия" проходили на Черном море – и на берегу...

... и с аквалангами под водой.

... и с аквалангами под водой.

Снимать же арктического капитана Ю.Кучиева пришлось в заполярных льдах.

Снимать же арктического капитана Ю.Кучиева пришлось в заполярных льдах.

Почетный гость Владикавказа космонавт В.Быковский в кольце кинооператоров.

Почетный гость Владикавказа космонавт В.Быковский в кольце кинооператоров.

С Азанбеком Джанаевым (крайний справа) на съемках фильма "Осетинская легенда".

С Азанбеком Джанаевым (крайний справа) на съемках фильма "Осетинская легенда".

Танцует ансамбль "Баркад". Фото М.Темиряева.

Танцует ансамбль "Баркад". Фото М.Темиряева.

Народный артист России, первый осетинский оперный режиссер Юрий Леков. Фото М.Темиряева.

Народный артист России, первый осетинский оперный режиссер Юрий Леков. Фото М.Темиряева.