Мирон ТЕМИРЯЕВ: «Без оператора «кина» точно не будет»
Залина ПЛИЕВА
Сегодня свое 75-летие отмечает известный кинооператор, заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания Мирон Темиряев. Родился и вырос он во Владикавказе. С малых лет познал трудности жизни. А другого выбора у него и не было, так как война поставила всю страну перед суровым испытанием, преодолеть которое могла только стойкость духа.
Суровые военные годы не сломили юношу. Он очень хотел связать свою судьбу с миром кино и упорно шел к намеченной цели. Темиряев поступил на кинооператорский факультет ВГИКа и окончил его с отличием. И, как оказалось, очень вовремя. Потому что именно он был у истоков профессионального становления Северо-Осетинской студии телефильмов. За долгие годы работы на студии им были сняты десятки документальных и несколько художественных фильмов, так полюбившиеся осетинскому зрителю и вошедшие в сокровищницу национального кинематографа – «Мелодии гор», «Капитан», «Последний снег», «Там, в горах – Цей», «Город на Тереке», «Камни истории», «Осетия встречает гостей», «Портрет на фоне гор» и другие.
Особняком в этом перечне стоит фильм «Человек-амфибия», который был снят на киностудии «Ленфильм» и явился дипломной работой Темиряева. Этот цветной художественный фильм имел оглушительный успех в Советском Союзе, собрав в кинотеатрах миллионы зрителей. Премьера длилась на протяжении шести месяцев.
Кроме того, юбиляр принимал участие в съемках таких знаковых для национального кинематографа фильмах, как «Сын Иристона», «Осетинская легенда», «Встреча с Ихтиандром», «Прощайте, коза и велосипед», «Мелодии Дагестана», «Костры на башнях» и другие.
Мирон Темиряев не только талантливый кинооператор, но и признанный мастер фотографии. Его фотоархив, в котором за полвека запечатлены многие интересные события и известные люди, является уникальной исторической летописью.
В канун юбилея корреспондент сайта «Осетия-Квайса» встретилась с Мироном Михайловичем Темиряевым.
– Как в ваши юные годы вы разглядели кинооператорскую карьеру?
– Как и все мальчишки моего поколения, несмотря на трудное военное детство, «сдобренное» голодом, холодом и нищетой, мы были романтиками и мечтателями. Читали приключенческие книги, смотрели различные фильмы, даже лазали по деревьям, как Тарзан. Идеалами у нас были герои войны и герои книг, которыми мы зачитывались всю ночь до утра. Я также увлекался спортом, ходил в различные секции и кружки, хотел быть сильным и ловким.
Так вот, окончив тридцатую владикавказскую среднюю школу, у меня появилась идея поступить в институт кино. Но поначалу это оказалось совершенно нереальным для простого парня из Осетии. Тогда я выбрал авиацию, которая тоже была моей мечтой. Поступил в Черниговское военное училище летчиков. Но летная карьера закончилась быстро, так как подвело зрение, сказались детские игры с взрывчатыми веществами. А летчик с плохим зрением – самоубийца.
– Но «благодаря» этому вы все-таки оказались в мире кино!
– Выйдя на «гражданку», задумался о своей дальнейшей жизни и снова вспомнил о киноинституте. Решил, несмотря ни на что, воплотить свою мечту в реальность. Засел за книги. К тому же в то время я работал экспедитором кинопроката, так что с кино был связан довольно близко.
Поехал поступать на кинооператорское отделение. Конкурс невероятный – 250 человек на место. Но я ни на минуту не сомневался в том, что поступлю. Все-таки учеба в военном училище дала какие-то знания, появились жизненный опыт и уверенность в себе. Поступил с первого раза. Вы себе не можете представить, какое это было счастье – стать студентом такого учебного заведения.
Учился я с удовольствием. Каждый день получал новые знания, новые впечатления. Лекции выдающихся операторов, режиссеров, историков искусств и других специалистов были необходимой базой для дальнейшей творческой деятельности.
Кинооператор – профессия многопрофильная. Нужно быть мастером своего дела: хорошо владеть техникой, изобразительным мастерством, знать возможности кино, уметь работать с режиссером, художниками, актерами, осветительным цехом, разбираться в экономике кинопроизводства и т.д. Эрудиции нет предела, поэтому оператор учится всю жизнь. Без этого он может отстать от прогресса. Человеку моего возраста это особенно трудно, но все же стараюсь быть в курсе всех новинок в кино.
– Операторское искусство для вас ремесло или творчество?
– И то, и другое. Без владения ремеслом, о каком творчестве можно говорить… Это относится и к фотографии, к которой я также неравнодушен.
– А что вас больше привлекает – камера или фотоаппарат?
– Мне сложно дать однозначный ответ, так как фотография и кино – это ближайшие родственники. Как отец и сын. Они оба стали мне родными. Я не представляю без них свою жизнь. К тому же фотография стала настолько необходимой человечеству, что и телефоны «умеют» снимать.
Фотография дала людям кино, телевидение, «влезла» в науку, искусство и даже внутрь человека. Без нее не обойтись.
В настоящее время я в основном снимаю событийные материалы, для нужд музеев, людей искусства, друзей, своих детей, прелестных внучек, а также для разных журналов.
– Кстати, ваша дочь ведь тоже стала творческой личностью. Как вы отнеслись к ее выбору профессии?
– С пониманием, а по-другому нельзя. Ведь это ее жизнь и она вправе сделать свой выбор. Мадина с детства была любознательным и целеустремленным ребенком. Сейчас она успешно работает руководителем корпункта Российского телевидения на Украине. Я ею горжусь.
– Вы были оператором известной кинокартины «Человек-амфибия». Вы предполагали, что фильм получится необычным для тогдашнего советского зрителя?
– Он действительно был необычным как по жанру, так и по сюжету. Фильм дал возможность простому зрителю впервые увидеть, что происходит в подводном мире.
До этих пор под водой снимали только документальные фильмы о рыбах, о животных. А нам предстояло снимать актерские сцены. Опыта не было, проблем – «выше крыши». Мы добились у руководства студии финансирования экспериментального периода, чтобы подготовить группу для работы, разработать съемочную технику, добыть водолазное снаряжение.
Одним словом, начали тренировки в бассейне института физкультуры им. Лесгафта, а затем выехали на Черное море в г. Судак. Мы погружались под воду и пробовали снимать наших инструкторов в качестве актеров. В результате мы показали нашему руководству киноролик «Внимание! Съемка под водой». Так началась серьезная подготовка к созданию настоящего фильма. Съемки велись с мая по декабрь 1961 года. А премьера была в 1962 году в Москве.
В этом же году я был приглашен руководством Осетии – Б.Е.Кабалоевым и И.А.Гапбаевым – на работу в Северную Осетию, где пришлось все начинать с нуля – телевизионное кино и телевидение вообще. Столько было приложено усилий для создания студии телевизионных фильмов, и теперь выяснилось, что все напрасно. Ведь сейчас из нее сделали мастерскую для покраски автомобилей. Обидно до глубины души.
– Существует выражение «операторское видение». Что это значит?
– Оно включает в себя многое. К примеру, оператор-документалист, приступая к работе, должен сориентироваться на месте события. Его вкус определит ракурсы кадров, места, героев, крупность планов, ритмику панорам, освещение и другие компоненты.
Что же касается оператора актерского кино, то здесь все начинается со сценария. Необходимо вникнуть в суть предлагаемой истории, образов, эпохи, географических и прочих обстоятельств. У профессионального оператора работы всегда много. Он может обойтись без режиссера или художника, а вот без него – «кина не будет». Оператор – первый зритель фильма, и поэтому его ответственность огромна.
– Удается ли вам просматривать свои фильмы? Чтоб вы хотели в них изменить?
– К сожалению, очень редко. Это современные технологии предоставляют колоссальные возможности в любой отрасли, в том числе и в кино. Раньше такого не было. Мы сдавали свои работы безвозвратно – они становились государственной продукцией. Последний раз смотрел ретроспективу снятых мною фильмов на свое 70-летие. Многое хотелось бы снять иначе, но, как говорят, поезд ушел.
– Вы преподавали на факультете журналистики Северо-Осетинского государственного университета. А был ли в вашей жизни человек, который выступил в роли наставника?
– За свои 75 лет я познакомился со многими интересными людьми, уроки которых были для меня очень значимы и полезны. Во-первых, моя мама. Ее совет «Запомни, ты учишься только для себя», остался в моей голове на всю жизнь.
Потом во время учебы во ВГИКе моим мастером был А. В. Гальперин, который формировал из нас личности, способные в любой ситуации находить верное решение. Огромное влияние оказал на меня мой другой наставник – знаменитый кинооператор М. Н. Кириллов, работавший на киностудии им. Горького.
Особо хочу отметить еще одного учителя, выдающегося оператора Андрея Николаевича Москвина. Он является одним из основателей «Ленфильма». Я проходил у него практику после третьего курса, и каждый день был для меня настоящей академией. А вообще я встречал в жизни много хороших людей, добрых, отзывчивых, умных. Например, прославленного арктического капитана Юрия Кучиева, выдающегося художника Азанбека Джанаева. Именно такие люди мне всегда были по душе: честные, порядочные, верные своему слову. С Азанбеком мы вместе снимали фильм «Осетинская легенда».
– Расскажите об этом подробнее…
– Впервые мы встретились в 1959 году на съемках фильма «Сын Иристона». Он познакомил меня с идеей кинокартины «Осетинская легенда». Я с недоверием отнесся к нему, думал, что может поставить в кино художник-график, пусть и выдающийся. Однако я ошибся. Азанбек оказался разносторонне одаренным человеком. Одинаково виртуозно владел и графикой, и станковой живописью, и скульптурой.
Удивительно было то, что писал он довольно-таки безграмотно по-русски. Зато много читал. Я постоянно восхищался его эрудированностью в литературе, истории, философии и музыке. Однажды я застал его в мастерской за рисованием на куске оберточной бумаги, он слушал музыку. Когда увидел меня, восторженно проговорил: «Шопен – это гениально!». Меня удивило это. Ведь он плохо слышал и нередко просил повторить сказанное. А тут довольно слабый звук приемника – и мой друг наслаждается музыкой. Действительно, талантливые люди талантливы во всем.
Джанаев «нарисовал» весь будущий фильм «Осетинская легенда» – каждый эпизод, каждый кадр, каждый крупный план. И все настолько профессионально, что приходилось удивляться. Он был и гример, и костюмер, и реквизитор. Его мастерская стала маленькой киностудией. Фильм финансировал тоже он сам. Именно поэтому «Осетинская легенда» снималась семь лет. За это время наша героиня – Клара Джимиева – сильно изменилась, и нам приходилось ее гримировать. Труд был громадный, так как не было ни техники, ни пленки, ни транспорта, ни костюмов. Но убежденность и терпение Азанбека Джанаева нас вдохновляли.
Мы трудились в поте лица, не то, что сегодня, когда практически все картины сняты поточным методом. Снимают постельные сцены, бесконечные перестрелки, жестокость, преступность и т. д. Это разве кино? Даже смотреть не хочется. Беда нынешних кинематографистов в том, что у них нет глубоких сценариев, а те, что есть – «высосаны» из пальца.
– Праздничное ли у вас в канун юбилея настроение?
– Скорее, будничное, так как нет перспективных, творческих планов. А я, между прочим, пенсионер с 56-летним трудовым стажем. Но нахожу себе дела на службе и даже строю дачный домик.
– Какой подарок ждете от родных?
– Чтобы в доме было хорошее настроение, мир и согласие. Чтобы внуки росли в здоровой обстановке.