Эдуард КИРГУЕВ: «Сердцем мы чаще бываем в Осетии»
Осетины вне Осетии. Эта тема, несомненно, всегда вызывает особый интерес. Мы искренне радуемся успехам наших земляков, которые своим трудом, знаниями, интеллектом прославляют свою малую Родину, мы с гордостью и благоговейным трепетом произносим имена людей, которые составляют «золотой фонд» нашей нации. И где бы мы ни жили, куда бы ни забросила нас судьба, мы всегда помним, кто мы, откуда и какой народ представляем. Этой философии стараются придерживаться и члены многочисленной Ростовской осетинской диаспоры.
Как сейчас живут ростовские осетины? За ответом на этот вопрос журналист Аслан СЛАНОВ направился к председателю Ростовского регионального «Культурно-просветительского общества «Алания-Ир», бизнесмену Эдуарду КИРГУЕВУ, которого главой осетинского общества избрали в 2006 году и который, несмотря на молодость, хорошо знает историю ростовской осетинской диаспоры.
– Осетины на Дону живут издавна. Но костяк нынешнего осетинского землячества начал складываться в 60-е годы прошлого века. В то время много представителей осетинской молодежи приезжали учиться в Ростов. Естественно, не все выпускники вузов возвращались обратно в Осетию. Так начала расти диаспора. Ее основу составляли благородные, высокообразованные люди – инженеры, педагоги, военные, представители других профессий. Одним из самых интересных периодов был в годы, когда в Ростове жил и работал выдающийся военачальник, командующий Северо-Кавказским военным округом Исса Плиев. Двери генеральского дома всегда были широко открыты – осетины здесь часто собирались.
В разные годы нашим землячеством руководили Александр Рамонов (выпускник Тимирязевской сельхозакадемии, директор одного из совхозов), Сафарбек Хаблиев (военный пенсионер), другие уважаемые люди. Как известно, тогда официальные национальные общества не создавались, но ростовские осетины стремились к единству, берегли родной язык и национальные традиции…
Численность ростовских осетин заметно увеличилась в 90-е годы – тогда часть беженцев, спасавшихся от грузинской агрессии, осела на Дону. В настоящее время, по моим подсчетам, в Ростове проживает более двух тысяч осетин. Помимо этого, они есть в Таганроге, Азове, Шахтах, других городах области.
– Вы коснулись темы грузинской агрессии в начале 90-х. Но, к сожалению, эта война была не последней. Когда в августе 2008 года грузинская армия вновь вторглась на территорию Южной Осетии, тысячи жителей республики снова стали беженцами. Как известно, часть этих людей приютили ростовчане…
– Да, это так. Тогда большая группа беженцев из Южной Осетии была временно размещена в трех санаториях Ростовской области. Пострадавшие от войны старики, женщины, дети были под опекой областного Правительства, городской администрации. На совещании в Ростовской мэрии (где присутствовал и я), состоявшемся в один из августовских дней, обсуждались вопросы помощи беженцам: безопасность мест их размещения, питание, медицинское обслуживание…
Помимо этого, разные организации и отдельные граждане начали собирать гуманитарную помощь. Не только осетины, но и представители других национальностей приходили в наш офис: одни приносили детскую одежду, постельные принадлежности, другие – продовольствие, деньги. За короткое время целый «КамАЗ» был снаряжен к отправке в Южную Осетию. В эти трудные дни мы продемонстрировали наше единство. И в эти тяжелейшие минуты особенно ярко проявилось то, что вся Россия – вместе с нами. Такая поддержка не забывается.
– Что для вас теперь является главным в общественной деятельности? Над чем работают активисты осетинского землячества?
– И прежде, и теперь своей главной задачей считаю сохранение того доброго, уважительного отношения к осетинам со стороны жителей Донского края, которое складывалось десятилетиями. Такую честь представители нашего народа заслужили своим добросовестным трудом, хлебосольством, дружелюбием.
Старшие представители нашей диаспоры внесли достойный вклад в развитие области. Теперь это предстоит делать нам, молодым. В какой бы сфере ни трудились наши земляки, везде стараются проявить ответственность и профессионализм.
Скажу только о некоторых из активистов. Вячеслав КАРАЕВ руководит автотранспортным предприятием «АТП-3», деятельно участвует во всех мероприятиях землячества. Керим ТИБИЛОВ – директор Школы борьбы братьев Самургашевых. Профессор Заурбек ГИОЕВ преподает в Университете путей сообщения. Предприниматель Гаврил ЧЕХОВ занимается производством осетинского сыра, причем, такого качества, что его везут даже в Осетию. А здесь из этого сыра вкуснейшие пироги выпекают Олег КОЧИЕВ с сестрой. Алик КОКОЕВ работает преподавателем в Школе милиции, он – профессиональный спортсмен, проводит большую воспитательную работу с молодежью. В Шахтах крупным птицеводческим комплексом «ЕвроДон» руководит Вадим ВАНЕЕВ. Студент Академии госслужбы Алан МАКИЕВ еще совсем молод, но хорошо знает осетинские обряды, очень помогает мне в общественной работе.
Конечно, тот факт, что Осетия и Ростовская область географически не столь сильно удалены друг от друга, накладывает свой отпечаток на ростовских осетин. Тем не менее, мы все стремимся к тому, чтобы деятельность нашего национального общества была заметной и, главное, полезной.
– На чем конкретно строится эта работа? Осетинские традиции, родной язык – ваше отношение к этим и другим стоящим рядом с ними вопросам?
– Вековые традиции, родной язык – это наша гордость, критерий нашей национальной самоидентификации. Сохранению этого духовного богатства, приобщению младших к истокам, мы уделяем постоянное внимание.
По инициативе одного из старейшин нашей диаспоры Руслана КАЧМАЗОВА под Ростовом, в селе Буденновском, построили осетинское святилище. У этого святого места Руслан вместе с другими старшими ежегодно собирал своих земляков на общий праздник. К сожалению, Руслана больше нет с нами, но традиция не прерывается, каждую осень мы собираемся там же – праздничные столы, танцы, песни… В позапрошлом году, к примеру, на такое торжество я отвез полный автобус осетинских студентов, обучающихся в ростовских вузах – молодежи там очень понравилось.
Нельзя не сказать и о вдове Руслана – Вере. Она и теперь живет в Буденновском. Являясь по крови русской, эта удивительная женщина сердцем восприняла осетинские традиции. Как при жизни мужа, так и теперь она радушно принимает нас в своем доме, каждый раз искренне радуется, когда ее навещают члены нашей диаспоры. Односельчане ее так и зовут – Вера-осетинка.
На примере таких старших мы и воспитываем молодежь.
А прошедшей осенью мы решили организовать праздник Джеоргуыба. Подготовка любого большого мероприятия, конечно же, требует и времени, и сил. Но я рад, что у нас все получилось. Причем, мы позаботились не только об угощении, но и о развлекательно-познавательной программе праздника: пригласили из Владикавказа хор героической песни под руководством Ольги Джанаевой, прочитали собравшимся лекцию по истории нашего народа, о связях Осетии и Ростовской области. Джеоргуыба вместе с нами отметили русские, грузины, представители других народов.
Такие встречи, несомненно, укрепляют единство членов нашей диаспоры, способствуют дружеским отношениям с другими национальными обществами.
Мы активно участвуем в общественной жизни города и области. Скажем, представители «Алании-Ир» вместе со всеми национально-культурными центрами Дона заложили Аллею дружбы, принимали участие в Дне города…
– Для проведения праздника или какого-либо другого мероприятия необходимо еще и место…
– К сожалению, у осетинского землячества своего специального помещения нет. В разрешении этой проблемы мы рассчитываем на содействие городской администрации (органы власти нам постоянно и во всем помогают, за что мы благодарны). А пока собираемся в моем офисе или в областном Доме народного творчества (к примеру, праздник Джеоргуыба мы отмечали там же).
– А каковы ваши взаимоотношения с представителями других кавказких национальностей и общин? Старшим, которые жили в одной стране, делить нечего. А как ведет себя молодежь, выросшая во времена или после межнациональных конфликтов? Насколько она терпима, толерантна?
– Это важная проблема. Молодое поколение нуждается в нашем особом внимании, нам необходимо оберегать каждого молодого человека от необдуманного шага, который может испортить юноше всю дальнейшую жизнь (особенно в условиях, когда он далек от родительского дома).
Один пример. Как-то мне стало известно о том, что произошла неприятная стычка между осетинскими и ингушскими студентами (как впоследствии выяснилось, были в этой истории и подстрекатели). Не решив проблему словесным спором, молодые люди договорились встретиться на следующий день, чтобы уже с помощью физической силы определить правых и виноватых. Не трудно догадаться, к чему привела бы подобная «встреча». Нам пришлось потратить много усилий не только для того, чтобы сделать невозможным этот «разговор», но и, главное, для примирения спорящих. Тогда я и познакомился с представителем президента Ингушетии в Ростовской области. В повседневной работе мы стараемся поддерживать контакты с руководителями ингушского, грузинского и других землячеств.
Жизнь есть жизнь, всякое случается, но в том, что любую проблему лучше решать мирными методами, мы единодушны.
Недавно я провел встречу с осетинскими студентами, обучающимися в Ростове, у нас состоялся полезный разговор. У нас хорошая молодежь, которой и учеба, и все остальное по силам. Нужны ей только наше внимание и помощь. Я предложил в каждом вузе, где учатся наши земляки, избрать старост, чтобы поддерживать постоянную связь. Только так мы будем информированы обо всех студенческих проблемах, только тогда мы сможем оказывать своевременную помощь.
– Чем вы намереваетесь заняться в ближайшей перспективе?
– Сделанное, конечно же, несравнимо меньше того, что нам предстоит сделать. Пока нам не удалось создать ансамбль осетинского танца, открыть школу осетинского языка. Мы планируем учредить общественный благотворительный фонд, есть у нас и другие идеи. Обо всем этом и пойдет разговор на общем собрании членов общества «Алания-Ир». Эта встреча сейчас готовится и состоится в ближайшее время.
Хочу еще раз подчеркнуть, что проживающие в Ростовской области осетины и впредь будут делать все от них зависящее, чтобы достойно представлять наш народ в Донском краю. Да, мы живем в Ростове, но сердцем остаемся и в родной Осетии…
* * *
Эдуард КИРГУЕВ родился в с. Дур-Дур Дигорского района Северной Осетии. После окончания средней школы поступил в Ростовский госуниверситет, где получил профессию журналиста. Живет и работает в Ростове-на-Дону, занимается издательским бизнесом, с супругой воспитывает дочь Зарину.
Родители Эдуарда – пенсионеры, проживают в родном селе, отец Костантин КИРГУЕВ работал председателем сельсовета, на других ответственных должностях, мать Земфира 43 года проработала учителем начальных классов в местной школе.