Для вузов наступают лучшие времена
Новый ректор нового университета. Пожалуй, легко почувствовать себя неопытным сотрудником, который еще не знает, что его ждет в стенах альма-матер. Но для нее, человека с большим опытом, жизненной мудростью и безграничной любовью к своей работе, это назначение стало еще одной возможностью привнести что-то новое и полезное в сферу образования. Алина Афакоевна ЛЕВИТСКАЯ-ЦОМАРТОВА в мае этого года распоряжением Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева была назначена на должность ректора Северо-Кавказского федерального университета, объединившего три крупных вуза региона в один. И уже сейчас, к середине первого семестра, часть планов из разряда «слов» перешла в «дела», реальные и заметные не только в СКФО.
О том, как идет учебный процесс в университете и что переживает сегодня отечественное образование в целом, Алина Левитская рассказала в беседе с «СО» во время недавнего своего рабочего визита в родную республику.
– Какие сюрпризы, приятные и не очень, преподнесло начало учебного года?
– В принципе все, что проявляется на старте у такого сложного организма, как федеральный университет, в подавляющем большинстве случаев нами было предсказуемо, в том числе и в отрицательных моментах. Так, например, изменение структуры прежних трех университетов, которые объединились в один, было связано, в том числе, и с перемещением вновь созданных структурных подразделений по укрупненным направлениям подготовки. И у каких-то коллективов студентов и преподавателей условия стали реально комфортнее, а у кого-то изменились не в лучшую сторону. Но такая мера – вынужденная, к тому же неудобства эти временные – уже совсем скоро введем в эксплуатацию новые корпуса. Изменения произошли и в нагрузках – пришлось укрупнить кафедры, так как их количество было просто запредельно и совершенно неоправданно для одного, пусть даже федерального, университета. И этот процесс сопрягался с тем, что кто-то с должности заведующего должен был переходить на другую, более низкую. В итоге у небольшой части коллектива настроения были не самые мажорные. Но, я надеюсь, ситуацию поправим. Потому что все эти процессы связаны со стремлением перевести образовательный процесс на качественно новый уровень, и даже недовольные чем-то члены коллектива должны понять, что реорганизация и реформирование происходят в интересах дела, а не в интересах отдельных личностей.
У студенчества тоже наблюдались разные настроения. Я периодически слежу за их общением в социальных сетях, где они выражают недовольство сменой аудиторий, здания, условий; а что касается собственно содержания образования, то на эту тему дискуссий особых нет, поскольку понятно, что за столь короткий срок оно поменяться кардинально в лучшую или худшую сторону не могло.
Из положительных моментов могу отметить, что большая часть коллектива, к моему приятному человеческому удивлению и профессиональному удовлетворению, с большим энтузиазмом включилась в работу по созданию нового университета. И меня это, конечно, радует, потому что ни одна, даже самая продуктивная, идея руководителя не будет реализована, если большая часть коллег не примет ее.
Среди основных нововведений – и создание управлений, которых не было раньше. Появились проректор по учебной работе и академическому развитию, проректор по имущественному комплексу, проректор по стратегическому и инновационному развитию, курирующий, в числе других, и управление капитализации нашего интеллектуального ресурса. Оно работает с потенциальными работодателями, готовыми взять наших выпускников на работу и использовать какие-то наши идеи, тем самым налаживая предметные контакты, нацеленные на результат. Каждый студент уже на первом курсе должен понимать, какая образовательная траектория его ожидает. Такое взаимодействие с предприятиями, которые участвуют в образовании студентов посредством тренингов, спецкурсов, производственных практик, используется во всех ведущих университетах мира, но ново для этих трех вузов, потому что так здесь не работали.
– Какими личными принципами вы руководствуетесь в работе?
– Для меня важнее всего в общении с коллегами профессионализм и порядочность. Два принципа, без которых невозможно выстраивать работу, потому что непрофессионализм – полная катастрофа на любом участке деятельности университета, а порядочность – категория абсолютная, человек не может быть порядочен по ситуации – либо он порядочен, либо нет.
– Учитывается ли особый подход к студентам и преподавателям в ведущем вузе такого непростого региона, как Северный Кавказ?
– Думаю, что каждый вуз в любом регионе нашей страны при общих закономерностях имеет свою специфику. Особенности северокавказских вузов прежде всего в том, что они отличаются более высокой концентрацией поликультурности, полилингвальности, поликонфессиональности, чем в любом другом российском учебном заведении, т.к. отражают демографическую ситуацию в данном федеральном округе. И, естественно, это предполагает, что и преподаватели, и администраторы должны быть профессионально подготовлены к работе с такой многонациональной аудиторией с учетом современных реалий ситуации на Северном Кавказе, с позиции обеспечения достаточного уровня воспитательной работы, формирования в студентах соответствующей культуры самоидентификации себя как российских граждан. Россия никогда не шла по пути механического мультикультурализма, от которого пострадала Европа, она всегда выбирала естественный, гармоничный сплав культур народов, живущих здесь. Сегодня это актуализировалось в свете событий постсоветского времени, а на Северном Кавказе это особенно важно, поскольку без понимания особенностей этнической, региональной идентичности молодых людей, здесь живущих, невозможно успешно формировать в их сознании общероссийскую гражданскую идентичность.
Добавлю еще, что СКФО в структуре населения стоит на первом месте в РФ по числу молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет и на последнем – по проценту охвата высшим профессиональным образованием людей этого возраста. И на фоне печально-внушительных цифр безработицы в СКФО, особенно среди молодежи, федеральный университет, несомненно, не может не озаботиться стремлением повлиять на эту ситуацию, чтобы больше людей могли получать образование, и не только высшее. У нас в перспективе – усилить практико-ориентированную составляющую среднего профессионального образования на те сферы народного хозяйства, становление которых планируется в стратегии развития СКФО до 2025 года.
– Вы сказали, что коллективам вузов объединение создало некие неудобства. А комфортно ли было вам самой сначала переехать из Владикавказа в Москву, а затем из столицы в Ставрополь?
– С бытовой точки зрения, я пока никак не обустроена. Но не чувствую этого, потому что все время нахожусь на работе. К тому же со мной приехала команда людей из Москвы, из Саратова. Они оставили свои престижные должности первых проректоров центральных вузов, потому что их привлекает перспектива создания нового мощного университета. И я как руководитель считаю своей задачей, в том числе и из этических соображений, прежде обустроить своих коллег. Некоторые из них живут пока в общежитии для преподавателей, другие – в съемных квартирах, я – в семье наших близких друзей, глава которой – школьный товарищ моего супруга. Конечно, у нас в ближайших планах приобрести служебное жилье не только для уже приехавших преподавателей, но и для тех молодых специалистов – выпускников университета, которых бы мы хотели оставить для работы в вузе, и тех, кого нам еще предстоит приглашать для сотрудничества из ведущих научных и образовательных центров России и мира. Мы увлеченно и очень много работаем, нашей команде действительно многое уже удалось сделать за короткий срок. Но, честно говоря, эта наша советская привычка жить, чтобы работать – не самая хорошая. Нужно находить радость в том, чтобы работать для жизни!
– Много ли среди студентов ваших земляков?
– Нет, немного. К счастью, на сегодня нет пока соотечественников, о которых бы до меня доходила информация как о плохих студентах, и это меня не может не радовать.
– Заработная плата педагогов не отличается высокими показателями. Как с этим обстоят дела в СКФУ?
– Мы уже подняли зарплату профессорско-преподавательскому составу на 39%, административно-управленческому аппарату – примерно на 30% и будем дальше над этим работать. Но все равно пока по тем задачам, которые преподаватели должны решать, по их нагрузкам зарплата несправедливо низкая. И малопривлекательна для молодых сотрудников, в которых сейчас заинтересованы все российские вузы. Университет, где на каждой кафедре нет молодых, перспективных, генерирующих идеи профессоров, доцентов, обречен. А чтобы таковые были, вуз должен располагать возможностями предоставить им служебное жилье, если они в этом нуждаются, обустроить их детей в детские сады, предложить им на период профессионального становления какие-то надбавки, доплату, чтобы человек мог закрепиться на кафедре и стать хорошим специалистом высшей школы. И мы тоже об этом думаем, есть кое-какие соображения, которые я публично пока не озвучиваю.
– В свете последних нашумевших событий интересно, есть ли в СКФУ дресс-код?
– В желтой прессе и Интернете на меня уже совершались нападки по поводу того что я публично говорила о внешнем виде. Когда в первый день вышла на работу в университет, в Ставрополе было очень жарко. Передо мной предстала картина: все студенты – и мальчики, и девочки – ходят в каких-то пляжных цветных трусах и шортиках, совсем уж открытых маечках, сланцах… «У них у всех массовая полевая практика, что они в таком виде?» – подумала я. Оказалось, нет – они всегда так в теплое время года ходят. Не являясь пуританкой или консерватором, все же я убеждена, что какая-то культура внешнего вида в соответствующей академической среде вуза должна присутствовать. Она может быть демократичной, и я абсолютно не против джинсов, как меня попытались обвинить в социальных сетях. Как мама троих детей (одиннадцатиклассницы, студентки и молодого преподавателя вуза) понимаю, что такое молодежный стиль. Но уверена в том, что просто дурной тон – приходить в пляжном виде в храм науки и образования. Конечно, впадать в крайность и требовать одеть всех в черные сюртуки и наглухо застегнутые платья до пят недопустимо, но и идти по пути полного равнодушия к внешнему виду студентов – тоже крайность. Как оказалось, на сегодняшний день это дискуссионный вопрос. Но думаю, что и здесь мы найдем компромисс, потому что понимание требований к внешнему виду как к элементу общей поведенческой культуры тоже нужно воспитывать.
– Госдумой в первом чтении принят новый закон «Об образовании», утверждена государственная программа развития образования, продолжает реализовываться приоритетный нацпроект в этой сфере. Как вы считаете, сможет ли российское образование вернуть себе прежний высокий статус в первую очередь в сознании самих россиян?
– Я не согласна с тем, что былые слава и статус советского высшего образования утеряны полностью. Реформирование системы образования, которое так болезненно идет на всех ее уровнях, объективно вызвано серьезными причинами: низкое качество образования во многих вузах РФ, коррупция, запредельный возраст профессуры высшей школы, застой во многих вузах, устаревшая материально-техническая база и ряд других факторов требуют реформирования. Другое дело, что реформы тоже могут быть разными, и решения, которые принимаются руководством страны, должны быть более системными, с анализом возможных эффектов не только на ближайшую перспективу, но и в более отдаленные сроки. Одной из причин, что не все так гладко идет в ходе реформирования системы отечественного образования, в немалой степени является то, что само профессиональное сообщество людей, работающих в образовании, недостаточно активно и принципиально заявляет о своем согласии или несогласии, о своем видении того, в каких преобразованиях реально нуждаются сегодня все уровни российского образования. А когда случаются отрицательные эффекты при реформировании, во всем обвиняются руководители! У нас в стране не выработана культура действенного диалога между профессиональным сообществом и тем звеном руководства, которым принимается решение.
Поверьте, придет время, и те, кто ставил «двойку» за реформы Андрею Александровичу Фурсенко, поймут, что он на свои плечи взвалил огромную ношу по реальному изменению дел и в школе, и в вузах, начал огромный сложный процесс реформирования на тех направлениях, где уже просто нельзя было бездействовать. К примеру, куда дальше с этим огромным количеством филиалов непонятно какого качества, негосударственных вузов, университетов, которые не дают никаких «выходов» в науку, в реальное производство и т.д.?! Изучая положительный опыт других государств в этом плане, нам есть над чем задуматься… Понимаете, когда много десятилетий государством по разным причинам в развитие вузов не вкладывалось достаточно средств, то ожидать чудесным образом внезапно образовавшихся всплесков в науке, фантастического уровня качества образовательного процесса по крайней мере странно. Но будем надеяться, что перемены к лучшему наступают, и если Правительство РФ создает федеральные университеты и вкладывает в них значительные ресурсы, значит, что-то действительно начинает меняться. Не так ли?
Беседовала М.МАКОЕВА
«Северная Осетия», 9.11.2012