Ахсар ЕСЕНОВ: «Творческие люди умудряются без конца изобретать велосипед, несмотря на то, что он давно изобретен»
Сегодня свой сорокалетний юбилей отмечает заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания Ахсар ЕСЕНОВ. Ахсар – один из тех немногих, кто сумел сказать свое новое слово в живописи.
У Есенова свой почерк, свой стиль. А созданные им образы поистине незабываемы. Работы живописца находятся сегодня в республиканском художественном музее им. М. Туганова, в частных коллекциях не только России, но и США, Англии, Франции, Германии, Испании. Ахсар Есенов – участник многих, в том числе и международных выставок, победитель республиканской художественной выставки-конкурса «В горах мое сердце».
Но главное – он из тех художников, кто непрерывно растет, не в том смысле, что становится выше ростом. Растет как мастер, в то же время не изменяя себе и продолжая творить в своих излюбленных стилях – «романтический символизм» и «декоративный реализм».
Мир красок художника не прост. Говорят даже, что, глядя, на картины Есенова, испытываешь то же чувство, что при составлении мозаики или разгадывании кроссворда: а вдруг да удастся разглядеть тайну художника, которая манит и дразнит, а живописец, между тем, хотим мы того или нет, передает окружающим свое настроение, которое зритель, опять-таки независимо от его желания, впитывает, как губка.
Вот и в мастерской Ахсара Есенова, где неизменно пахнет краской, прямо со стен взирают на нас скифские кони и загадочные рыбки, мимо проплывают чьи-то летние сны и прошлое, овеянное легендами. Сразу видно, что художник молод и полон творческих дерзаний. Хотя – что за возраст 40 лет для человека, который, занимаясь любимым делом, с удовольствием познает вкус жизни? С кистью в руке он это делает под музыку.
– Рисуете неизменно с музыкальным сопровождением?
– Да, здесь у меня всегда звучит музыка. Помогает настроиться. Да что там настроиться, жить помогает!
– А какую музыку любите?
– Я, как курица, всеяден. Единственное, чего не слушаю, – так это немецкие марши.
– Рисовать начали в детстве?
– Да, в детстве учился в художественной школе в Беслане. Я тогда там жил. Родители и сейчас живут. Потом поступил в художественное училище. По его окончании учился на отделении изобразительного искусства факультета искусств СОГУ.
– Кого считаете своими учителями?
– Тех, у кого учился. Шалву Бедоева, Юрия Абисалова, Магреза Келехсаева, хотя у Магреза Ильича непосредственно не учился. Но такова сила воздействия настоящего искусства.
– Искусствоведы отмечали разнообразную тематику ваших работ, в том числе интерес к национальной теме. Она по-прежнему присутствует в вашем творчестве?
– Присутствует, но в другом аспекте. Ушли поверхностные атрибуты национального искусства. Человек взрослеет, и он, в общем-то, не задумывается над тем, каким должно быть национальное искусство. Я просто делаю то, что мне нравится. Сложно искусственно задавать темы.
– А что вам нравится?
– В живописи главное – цвет, форма, пластика, стилистика. Эти инструменты позволяют что-то доносить до зрителя. С возрастом становишься более разборчивым. Хочется быть немногословным, лаконичным. Уходит юношеский максимализм. Мне понравилось, что по этому поводу сказал в одном из последних интервью известный актер Бен Кингели: «Возраст позволяет тебе становиться разборчивее. Это фильтр, который ты приобретаешь незаметно – хочешь ты этого или нет».
– Что вас вдохновляет, что может стать толчком к написанию картины?
– Люди вдохновляют. Творчество другого человека, например. Скажем, музыканта, который какую-то вещь замечательно сделал. Ведь творческие люди умудряются без конца изобретать велосипед, несмотря на то, что он давно изобретен.
– А музыку можете изобразить?
– Наверное, смогу. Ведь она вдохновляет, создает настроение.
– Вам как живописцу, по мнению искусствоведов, присуще чувство юмора, этакая остроумная стилизация. Насколько, по-вашему, это необходимо художнику?
– Конечно, необходимо. Мои друзья-художники тоже все с чувством юмора. Замечательно, когда человек с юмором может посмотреть на все происходящее, в том числе на самого себя. Только сильный человек может посмеяться над собой.
Не стоит слишком серьезно относиться к своей персоне. Есть люди, которым кажется, что они все знают. Знают, в том числе, как и что надо писать. А вот я не знаю, что писать. Если нахожу, то радуюсь находке.
– Над чем сейчас работаете?
– Над собой работаю (смеется). А если серьезно, то над несколькими сериями параллельно.
– Назовите хотя бы их рабочие названия.
– Рабочее название одной из них – «Летние сны». Они, правда, плавно переходят в «Осенние сны». Другая серия – серия натюрмортов. Хочется все это как-то совместить.
– Летом прошлого года, помнится, ваша персональная выставка с большим успехом прошла в Краснодаре. А к своему юбилею ничего такого не планируете?
– Выставки – не самоцель. Меня спрашивают: «Почему не устраиваешь персональную выставку?» Устрою, когда созрею. Выставка символизирует определенный жизненный этап. Важно, чтобы художник сам получил удовольствие оттого, что выставляется. Я, однако, чувствую, что во мне что-то созревает. Надеюсь: все-таки соберу в одном зале все мои работы.
– Складывается впечатление, что вы колеблетесь. Кстати, присуща ли вам свойственная вашему знаку Зодиака, то есть Весам, поколебимость?
– Мне кажется, что художник должен колебаться, пропускать эмоции через себя. А что порождает эмоции? Для меня встреча с каким-то человеком – событие. А наступление весны – нет. Прочту хорошую книгу, фильм посмотрю – это тоже события. Размышления, переживания, колебания…
– Вы по-прежнему преподаете?
– Преподаю. В СОГУ и Лицее искусств. Стаж – 18 лет. В моей жизни ничего не изменилось – все очень стабильно.
– А любимые ученики есть?
– Бывают. Таковыми они становятся постепенно. Ради этого, собственно, и работаю, хотя не считаю себя великим педагогом. Попадаются студенты, которые мне симпатичны. А на иного смотришь и думаешь: «Зря он сюда ходит». Хотя иногда можно приятно ошибаться. Такое тоже случается.
– Кем из своих воспитанников вы гордитесь?
– Многие из моих бывших студентов стали моими коллегами, друзьями. Это Наташа Абаева, Саша Скоморохов, Юрий Прищепа, Аркадий Абаев. Они красивые художники, которые радуют меня. Я с удовольствием наблюдаю, как они растут, взрослеют. В нашем городе много хороших художников. Есть определенная творческая среда.
– А ваши дети рисуют? Кстати, сколько их у вас?
– Их у меня трое – двое сыновей и дочь. Старший сын – ему 13 лет – танцует. А вот младший рисует, ходит в «художку». Дочь еще маленькая. Ей только пять. Она и танцует, и рисует.
– Вам бы хотелось, чтобы кто-то из детей пошел по вашим стопам, стал художником?
– Я был бы этому только рад. Хотя это не самоцель. Главное – чтобы мои дети стали достойными людьми.
– Как будете праздновать свой юбилей? Или из-за суеверия, что 40 лет не отмечают, не собираетесь это делать?
– Я вообще не люблю свои дни рождения и никогда их не отмечаю, никого не приглашаю. Но друзья знают и приходят сами ко мне в мастерскую. Все в рабочей обстановке происходит – посидим, посмеемся, выпьем…
– Что бы вы сами себе пожелали?
– Здоровья, терпения, сил и поменьше разочарований.
– Что может вас разочаровать?
– Очень многое. Когда сын приносит двойку по рисованию, тогда я сильно разочаровываюсь (смеется).
– А если серьезно, есть такое, чего бы вы никогда не простили?
– Да, предательство. Не то, что я буду мстить. Но… буду помнить.
– Скажите без лишней скромности, чем вы гордитесь?
– Своей семьей и друзьями. Мне повезло с родителями, с женой, с детьми.
– Ваши родители и супруга имеют какое-то отношение к искусству?
– Нет. Родители мои сейчас – пенсионеры. А вообще папа – железнодорожник, машинист. Мама – экономист, бухгалтер. У меня пролетарское происхождение. А супруга – медик.
Я очень благодарен родителям за то, что они меня просто любили, были ко мне внимательны и всегда во всем меня поддерживали. Согласитесь, это дорогого стоит.
На самом деле у меня все хорошо. Семья, надежные друзья, которых подарила мне судьба. Любимая профессия. Как это здорово – заниматься тем, что тебе нравится! Я счастлив и оттого, что я самостоятельный человек. Рассчитываю только на себя и на друзей. И не от кого ничего не жду. Ни под кого не хочу подделываться. И допускаю, что очень сильно ошибаюсь.
Так и хочется процитировать португальского футбольного тренера Жозе Моуриньо. В интервью журналу «Esquire», который я всегда с удовольствием читаю, он сказал: «Мудак (уж простите, это он так сказал) тот, кто не стремится к лучшему, не совершенствуется. Я не мудак». Это я к тому, что глубоко ошибается тот человек, который считает, что ему больше не нужно прогрессировать. Нельзя останавливаться в своем развитии. А еще человек должен уметь удивляться. За это качество я очень уважаю мэтров нашей живописи Шалву Бедоева и Магреза Келехсаева. Они не утратили способности удивляться. Пикассо замечательно когда-то сказал по этому поводу: «Художник, который говорит, что все нашел, занял свою нишу – это мертвый художник».
– Вот и мы вам желаем не переставать удивляться. И пусть сама жизнь преподносит вам удивительные сюрпризы и новые сюжеты. С юбилеем!