Андрей СИБИРСКИЙ: «С надеждой на возрождение!»
Марина КАДИЕВА
Недавно в Интернете под активное обсуждение блоггеров попала картина художника Андрея СИБИРСКОГО «В освобожденном Цхинвале». Кто-то утверждал, что работа постановочная и в ней нереалистично отображена война, подвергшийся агрессии город, его улицы и его люди. Другие, и их было гораздо больше, доказывали обратное – смысл трагедии и прославление победы переданы автором профессионально. «Повышайте эрудицию», – советовали они тем, кто не знаком с традициями батального искусства, и были правы.
Член Студии военных художников им. М.Б. Грекова Андрей Сибирский написал о Южной Осетии не одну, а целую серию картин. После грузинской агрессии в августе 2008 года он приехал по зову сердца в разрушенный Цхинвал, чтобы посвятить ему одну из славных страниц своей творческой биографии. Это, как говорит А.Сибирский, был его гражданский долг. Сегодня работы мастера кисти, посвященные войне в Южной Осетии, уже являются частью нашей общей истории.
О югоосетинской командировке, профессиональных взглядах, жизненных предпочтениях и планах на будущее художник рассказал корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ.
– Как родилась картина «В освобожденном Цхинвале»?
– Как военный художник я занимаюсь написанием современных боевых столкновений. В этом у меня уже есть определенный опыт – был свидетелем войны в Чечне, Боснии, Таджикистане… Поэтому, как любой здравомыслящий человек, возмутился грузинскому варварству на осетинской земле. Прекрасно знаю, что такое артиллерия и что значит применить ее в отношении мирного населения. У нормального человека в голове это не укладывается. Так только фашисты делали. Одно дело, когда воюет армия, и другое, когда такому залповому обстрелу подвергается спящий город – это чудовищно!
Вскоре появилась возможность поехать в Цхинвал. Увиденное повергло меня в шок. С точки зрения гражданской позиции все это надо было срочно воплотить в картинах, эскизах. К сожалению, человеческие трагедии – тоже часть нашей новейшей истории. И задача художника – запечатлеть это для потомков. Тем более, если есть возможность сделать это по натурным зарисовкам и свежим впечатлениям.
– Как долго вы пробыли в Южной Осетии?
– К сожалению, недолго. Буквально несколько дней. Но за это время я начал работать над целой серией картин, посвященных августовской войне. Среди них «К бою», «Вызываем огонь на себя», «На помощь», «Спасибо русскому солдату» и другие.
– Картины уже вами завершены?
– Да. Более того, «В освобожденном Цхинвале» и «Казарма батальона миротворцев после отбитой атаки грузинских войск» уже закуплены Министерством обороны России. Точнее его Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. А сейчас по заказу управления я делаю серию картин, посвященных 6 роте.
– Что вас больше всего поразило в Цхинвале?
– Поразило все. В особенности, разрушенные до основания кварталы частных домов. Страшное зрелище.
– С местными жителями побеседовать удалось?
– Пока ходил, все осматривал, успел, конечно, пообщаться с людьми, которые вынесли на своих плечах столько горя, потеряли близких и дорогих людей, лишились домов. И было очень трогательно, что несмотря на все это, осетины нас, русских, так хорошо и радушно приняли.
– Это ваш первый приезд в Осетию?
– Нет. Во время военных действий в Чечне и Дагестане, я несколько раз бывал и во Владикавказе. Приезжал в осетинскую столицу и в советские времена. Город очень красивый! Однажды познакомился там с замечательным человеком – полковником Юрием Георгиевичем Манагаровым, который с 2000-го по 2004-й год возглавлял Владикавказское суворовское военное училище. Мы с ним дружим, часто созваниваемся. А если Юрий бывает в Москве – то встречаемся.
– Андрей Вениаминович, в своем творчестве вы в основном изображаете эпизоды войны, мгновенья победы, русское оружие… Вам нравится батальная живопись или это непременный атрибут пребывания в студии?
– Мне нравится такая живопись, причем, как современная, так и историческая. Но больше интересует современная война, человеческий фактор, судьбы наших мужественных людей. По репортажам, открыткам и фотографиям этого не передать. Нужно все чувствовать самому. Художник должен работать с натуры, получать настоящие впечатления, видеть живые цветовые соотношения. Натура – она питает художника.
– Наряду с военными картинами у вас есть много замечательных работ с видами златоглавых соборов, монастырей, храмов… Вы – верующий человек?
– Все наше мировоззрение неразрывно связано с верой. А я – православный человек, поэтому так много времени этому уделяю.
– Ваш отец народный художник РСФСР Вениамин Сибирский – один из корифеев Студии им. М.Б. Грекова…
– Да, он тоже в свое время много писал на историческую тематику, в том числе про Великую Отечественную войну. Отец – автор ряда великолепных диорам. Одну из них «Штурм Измаила суворовскими войсками» он написал в соавторстве с товарищем – народным художником Евгением Данилевским, которого, к сожалению, недавно не стало. Вместе они ставили диораму «Штурм Берлина» и в Вюнсдорфе, которая сегодня хранится в г.Жуков в музее маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Работы этих художников можно увидеть и на Поклонной горе в Москве.
– Можно сказать, вы пошли по стопам отца…
– Получается, что так. Он в студии с 1968 года. Считается здесь на сегодняшний день одним из старейших художников. «Древнее» только народный художник РСФСР Владимир Переяславец – наш действующий ветеран. Ему уже 92 года, а он до сих пор работает! Такой активный дяденька. Он был летчиком-истребителем во время Великой Отечественной войны. Наши старшие – поистине мужественные и достойные люди. Нам нужно на них ровняться.
– Когда все-таки сформировалась ваша любовь к живописи?
– Я вырос в семье художника, фактически в мастерской среди красок. С детства общался с представителями этой профессии, посещал выставки. Вскоре это незаметно вошло в мою жизнь и осталось в ней навсегда. Я поступил в Московскую среднюю художественную школу при государственном художественном институте им. В.И.Сурикова уже после 4-го класса. После того, как ее окончил, отслужил в армии, а потом поступил уже в сам институт и проучился там до 1989 года. Позже с 1992-го по 1995-й у меня были академические мастерские при Российской Академии художеств – что-то вроде аспирантуры. Мне преподавали замечательные педагоги – братья Ткачевы. Затем, какое-то время я поработал «на вольных хлебах», а потом принял участие в конкурсе Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
– Что это был за конкурс?
– Конкурс был рассчитан на несколько человек, потому что военная специфика Студии не позволяла делать его большим. Ведь тут помимо профессиональных художественных данных, нужно хорошо владеть знанием военного и исторического жанра. А это любят не многие. Мне было 34 года, когда я стал работать в Студии им. М.Б. Грекова. Это был 1996 год.
– Получается, в новом 2011 году вас ждет творческий юбилей?
– Маленький.
– Какую-нибудь выставку в связи с этим планируете?
– Скорее всего, хотя не будем загадывать, еще дожить надо! Единственная проблема в том, что работ у меня на руках мало. К счастью, они востребованы, хорошо покупаются и разъезжаются по разным уголкам мира. Жить-то надо! Сложно будет все это собрать.
23 февраля в День защитника Отечества у меня планируется персональная выставка в Государственной Думе РФ. Подобная выставка под называнием «Воинство небесное и земное» у меня уже была. Среди представленных работ будут как военные картины, так и лирические пейзажи, изображения монастырей, храмов – тематика православного воинства. Это смотрится хорошо и имеет, считаю, глубокий смысл.
– Расскажите, когда и как вы были награждены медалью «За жертвенное служение»?
– Кстати говоря, подобная медаль есть и у моего отца. Нам их вручил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй за то, что мы написали и смонтировали иконостас в церкви, которую построили наши десантники в городе Углевик (Босния). Я был очень тронут.
– Часто случается работать за рубежом?
– Раньше и в Соединенных Штатах Америки работал. Там и в Ново-Тихвинском монастыре есть мои иконы, и в Спрингфилде – в историческом музее штата Иллинойс тоже мои картины. Больше всего, наверно, я там поработал. Вообще моих работ заграницей много – иностранцы часто их приобретают. Да и вообще когда путешествуешь, часто пишешь разные этюды с натуры…
– Любите путешествовать?
– Очень. Если бы была возможность, я бы все время путешествовал. Вообще бы дома не сидел.
– В таком случае, какой ваш любимый город?
– Сложно сказать. Вообще я не люблю города, мне больше нравится деревня. У меня в Тверской губернии есть дом. Вот там я лучше всего себя чувствую. Сам вырос в Поленово – это недалеко от Москвы, там отчий дом. Как только становится тепло, отец сразу же туда уезжает и проводит в деревенской тиши практически все лето. Там и мастерская у него есть.
– Есть ли среди ваших работ любимые – те, которые особенно дороги?
– Не скажу, что есть любимые, скорее всего, есть объективно удачные. К счастью, их несколько. И мое мнение по этому поводу совпадает с мнением окружающих. Такие работы я стараюсь оставлять у себя. А если даже просят продать, то я делаю повторение. Среди них, например, «Крещение княгини Ольги». Я считаю, это очень удачная картина. Я ее уже раза четыре повторил. А оригинал у меня висит. Есть серия пейзажей, несколько натюрмортов. Очень хорошая у меня «Элегия» – это портрет моей жены в Санкт-Петербурге. Причем, я начал его еще в институте, а потом уже, спустя несколько лет, немного подкорректировал.
– А сейчас над чем работаете?
– Над серией летних пейзажей, изображающих среднерусскую природу. Это опять-таки деревенская тематика, так мною любимая.
– Какова главная идея вашего творчества?
– Любовь к Отечеству. Любовь и скорбь по Отечеству. Потому что то, что у нас сейчас творится в стране и мире – это очень удручает.
– И напоследок – каким вы видите будущее России?
– Конечно же, светлым. Сейчас у нас Смутное время. Как известно, такие времена уже бывали. Наша страна пребывала и в более худшем положении. Однако всякий раз она смогла превозмочь бремя обстоятельств и подняться с колен благодаря силе народного духа. Так что будем надеяться на возрождение, на лучший завтрашний день!