Алан БУТАЕВ: «Клоун – это артист, который в цирке играет роль человека»
«…Человек творческий просто не в состоянии не делать то, что он делает: либо писать картины, либо выступать по городам и весям как клоун, либо петь, либо высекать из мрамора и гранита «непреходящие ценности», – размышлял когда-то главный герой Ганс Шнир в популярном романе известного немецкого писателя Генриха Белля «Глазами клоуна». Этот комический актер сказал глубокие и точные слова, которые во все времена были и остаются путеводными для многих талантливых людей, посвятивших себя служению искусству.
«Дома я бываю редко – постоянно на гастролях, – написал корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ выходец из Осетии, достойный представитель цирковой династии Бутаевых, одаренный и успешный артист, отзывчивый и интересный собеседник – клоун Алан БУТАЕВ. – Вот и сейчас улетаю в Санкт-Петербург с новым проектом братьев Запашных «Камелот 2. Наместник Богов», в котором принимаю участие».
Суета вокруг премьеры спектакля поглотила все свободное время артиста, поэтому, как вы уже догадались, общение с ним получило характер электронной переписки. Уставший после выступления клоун, покидая арену, стирал с лица грим и садился отвечать на вопросы журналиста из Владикавказа, города на Тереке, где прошли лучшие годы его детства, с семьей, под присмотром любимой бабушки.
– Аланский привет из Владикавказа!
– Здравствуйте! Очень рад общению с Вами!
– Кстати говоря, когда вы здесь были последний раз?
– Около четырех лет назад. К сожалению, а, может быть, к счастью, у меня очень плотный гастрольный график. Не могу приехать тогда, когда мне этого хочется. Но при первой же возможности обязательно наведаюсь. Честное слово!
– Главное, чтобы было к кому…
– В Осетии живет моя бабушка Ольга Заурбековна Гиоева (Цахоева), четыре мамины сестры – Ирина, Залина, Заира, Тамара, а также очень много двоюродных братьев и сестер по отцовской и материнской линии. У нас большая семья.
– Вообще что для вас Осетия? Какие чувства связывают с ней?
– Самые добрые, светлые и трепетные чувства. Это моя историческая Родина, где прошло мое детство.
– Каким оно осталось в вашей памяти?
– Про цирковых детей говорят: «Родился в опилках». Я, как большинство обычных детей, родился в роддоме Владикавказа, только тогда это был Орджоникидзе. У нас была большая дружная семья. Деда, Николая Сафаровича, я, к сожалению, не застал, зато прекрасно помню бабушку, Нину Лаврентьевну. Она практически одна поставила на ноги четверых своих сыновей и двух племянников, родители которых не вернулись с фронта.
– Это со стороны Бутаевых?
– Да. Мой отец Юрий, старший из братьев, учился в художественной школе во Владикавказе. Однажды попав в цирк «шапито», который приехал в Осетию на гастроли, он буквально «заболел» цирком. Устроился на работу, начав свою творческую карьеру с обычного помощника-ассистента. Долгое время упорных репетиций, тренировок помогли ему стать воздушным гимнастом, ловитором в номере «Полет без сетки». А в 1975 году волею судьбы отец оказался в Московском цирке на Цветном бульваре, где режиссеры-постановщики В.Л.Плинер и М.С.Местечкин взяли его главным героем в новый номер акробатов-вольтижеров – «Летающие Аланы».
Второй брат, Константин Бутаев, в 1977 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой). Работал на киностудии «Ленфильм». Как киноактер сыграл более 80 ролей, а в качестве каскадера и постановщика трюковых и батальных сцен отработал более чем в 100 фильмах.
– Ничего себе!
– Помню, в кинотеатре «Октябрь» проводилась творческая встреча и премьерный показ фильма «Заложник» с Константином в главной роли. Мы с бабушкой сидели в зале, и я очень гордился, когда на сцене важные пузатые мужики говорили хорошие слова о моем дяде. Бабушка все время переживала за героев, сыгранных Константином Николаевичем на экране. «Бедный мой сыночек», – всегда приговаривала она.
Однажды, когда отец работал воздушным гимнастом, бабушка приехала посмотреть представление:
– Мама, тебе понравилось, как я работал?
– Да, очень!
– А что больше всего понравилось?
– Не знаю, я наверх не смотрела. Очень страшно.
– Неужели два других брата тоже стали людьми творческими?
– Отчасти. Самый младший Сергей долгие годы работал акробатом в цирке, в номере под руководством своего старшего брата (моего отца) Юрия – «Летающие Аланы».
А дядя Леонид нашел себя в альпинизме, работал спасателем в альплагере «Дигора». И, справедливо полагая, что кто-то из братьев должен остаться дома, с матерью, взял эту ответственную роль на себя. Он был человеком с потрясающим чувством юмора. Сегодня, к сожалению, его, как и бабушки, уже нет в живых.
У меня было два счастливых, параллельных друг другу, детства. Одно я провел с родителями на гастролях по всему Советскому Союзу, второе – во Владикавказе, с семьей, под присмотром бабушки.
– А что можете рассказать о маме?
– Мама Хадизат Хасановна Бутаева (Гиоева) родилась в с. Коста Ардонского р-на Северной Осетии. Выйдя замуж за моего отца, поехала с ним на гастроли и даже работала ассистентом номера с белыми полярными медведями «Северное сияние» под руководством Александра Денисенко.
Два года назад папа, покинув пост директора и художественного руководителя Волгоградского цирка, ушел на пенсию. Они с мамой проживают сейчас в Ярославле. Ждут моего возвращения с гастролей.
– Имея такую богатую родословную, нетрудно догадаться, почему вы решили стать клоуном. И, тем не менее, когда родилось желание связать свою жизнь с такой интересной и такой, казалось бы, редкой для осетина профессией?
– «В детстве я хотел стать космонавтом, но в четвертом классе меня укусил клоун…» Конечно, это шутка. Такого поворота никто не ожидал. Я любил смотреть работу коверных (так в цирке называют клоунов) в манеже. В какой-то момент мне все это наскучило, и я задумался: «Что бы такого хотелось увидеть обычному зрителю, чтобы его заинтересовать?» Стал придумывать какие-то репризы, гэги (шутки)…
А потом, на гастролях в Ярославле, меня попросили заменить в программе не приехавших клоунов. Вот тут-то мне и пригодилась моя тетрадка с записями. Судя по всему, получилось неплохо. Позже приехала комиссия специалистов из Москвы, посмотрела на мои способности и официально зачислила работать в Российскую государственную цирковую компанию. С тех пор я и тружусь в этом нескучном жанре.
– Свои первые выходы на арену помните?
– Иногда маленьким ребенком, когда это требовалось для программы, я выходил в репризы к клоунам. Например, выносят клоуны большую гирю и предлагают ее поднять кому-нибудь из зрителей. Ноша оказывается слишком тяжелой, но вдруг на арену «случайно» выбегает маленький мальчик и безо всяких усилий уносит эту гирю за кулисы.
Также участвовал в новогодних детских спектаклях «Елка в цирке». Кроме того, с самого раннего детства отец постоянно обучал меня акробатике на репетициях.
– Получается, он был главным вашим наставником?
– Безусловно. Ведь именно он является основоположником нашей цирковой династии. Папа мой самый конструктивный критик. Мы часто с ним спорим о творчестве, но он всегда меня понимает. В 1989 году под его руководством я стал акробатом-вольтижером в номере «Летающие Аланы».
– Пока вас не призвали в армию…
– Собственно ничего примечательного в этом нет, за исключением того факта, что за два года службы с 1991 по 1993 год я побывал в трех разных армиях. Давал присягу Советскому Союзу, служил в СНГ, уволился в России.
– Алан, каково это – быть клоуном, акробатом?
– Польский поэт Казимеж Сломиньский говорил: «Клоун – артист, который в цирке играет роль человека». Каково это быть человеком? Думаю, в наше время, не так-то легко.
– В каких жанрах вы выступаете?
– Я акробат-вольтижер, эксцентрик с першами… Считается, клоун в цирке должен владеть всеми жанрами. Я, к сожалению, владею не всеми.
– Как вы решили организовать клоунскую компанию «Бутанти»?
– Мне показалось, что вариант «Клоунская группа под руководством Алана Бутаева», звучит как-то пафосно. К тому же ребята, которые со мной работают, тоже должны называться по именам и фамилиям. А это ровным счетом ни о чем зрителям не говорит. Вот я и придумал простое название «Бутанти», а точнее «Комик компания «Бутанти». А уж если у кого-нибудь появится интерес, то не сложно узнать историю создания коллектива, имена его участников, их семейное положение и т.д.
– И много ли человек в этом творческом объединении?
– Нас трое: два артиста-клоуна (я и мой партнер Сергей Блохин), а также один ассистент – звукорежиссер. Раньше было больше, сейчас в этом нет необходимости. Наша вертикаль получается так: я руководитель клоунов «Бутанти», которые работают в программе «Цирк братьев Запашных», которые работают в объединении государственных цирков «Росгосцирк», который подчиняется Министерству культуры России, которое, в свою очередь, подчиняется президенту страны.
– Кстати, о братьях Запашных. Давно с ними сотрудничаете?
– Я знал о них, они знали обо мне, но работать вместе в одной программе по разным причинам нам не доводилось. Однажды на гастролях в Уфе братья предложили мне поработать в их коллективе. В то время Эдгард и Аскольд искали хороших клоунов для своей программы и их выбор пал на «Бутанти». С тех пор вот уже пять лет мы работаем вместе. Пока такое творческое сотрудничество устраивает обе стороны.
– Вот и сейчас вы находитесь в Санкт-Петербурге, где пару дней назад состоялась премьера нового грандиозного проекта, в котором вы задействованы?
– Это уже третий, масштабный проект нашего коллектива, который называется «Камелот-2. Наместник Богов». Это не совсем цирк, а скорее цирковой, тематический театрализованный спектакль с участием животных. Так сказать «фентезийная» рыцарская история о борьбе добра со злом. В этом шоу я играю несколько ролей и участвую в нескольких акробатических номерах. Таких, как «Вольтиж», «Русские качели», «Эксцентрика в деревне Марвуд», «Штурм замка», «Шахматы», «Мир зеркал», «Кавалькада», «Пожиратели». Однако, мне кажется, эти названия уважаемым читателям мало о чем скажут.
Проект «Камелот-2. Наместник Богов» скоро выйдет на DVD диске, вот тогда у читателей вашего сайта будет возможность увидеть все своими глазами, не покидая пределы родного дома. Кстати, прошлые спектакли тоже можно посмотреть на DVD: «Камелот» (2009), где я играю Менестреля и «Садко» (2010) – Демона.
Такие программы не могут уместиться в рамки обычного цирка, поэтому каждый год мы работаем во дворцах спорта. После «Наместника богов» наши гастроли продолжатся с классической цирковой программой, где я снова стану клоуном.
– Есть ли у вас опыт работы за границей?
– Несмотря на то, что заработки за границей порядком выше, мне не очень нравится там работать. В качестве эксперимента я побывал на гастролях в Польше, Турции и Швейцарии. Поездки были долгими, и после месяца выступлений мне становилось попросту скучно. Люблю трудиться в России или в ближнем зарубежье.
– На вашем официальном сайте в разделе «Книги» перечислены такие произведения, как «Почти серьезно» Ю. Никулина, «Глазами клоуна» Г. Белля, «Последний раунд» Л. Енгибарова… Любите ли вы читать? И что прочли в последнее время?
– Читать люблю и делаю это с удовольствием. Из последнего выделю поэзию современного поэта Игоря Губермана. Очень импонирует лаконизм в его стихах. Всего в четырех строчках можно найти глубокий смысл, удивительную легкость и потрясающую иронию.
– Немного о личном. Успели ли вы в перерывах между плотным творческим графиком обзавестись семьей?
– «Ты сошла с ума! – кричит отец на дочь. – Оглянись! Краны текут, штукатурка осыпается, телевизор барахлит, холодильник греет, а ты собралась замуж за клоуна!»
Семья у меня есть. И, слава Богу, все хорошо. Просто, с вашего позволения, не хочу об этом говорить.
– Какие люди сыграли главную роль в вашей жизни, профессии?
– Мне посчастливилось видеть российский цирк во время его расцвета. Я был цирковым мальчишкой и вживую видел Карандаша, Олега Попова, Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, Валерия Серебрякова-старшего, Игоря Павлова, Дмитрия Альперова, Михаила Захарова… Список потрясающих людей, клоунов огромный и сколько бы имен я не назвал, все равно кого-нибудь упущу. Леонид Енгибаров – единственный артист, которого я не застал на манеже при жизни. Безусловно, все эти люди повлияли на мое становление, развитие, в какой-то мере мировоззрение.
Сейчас любой человек может накрасить лицо гримом, надеть балахон, и он уже клоун. Хотя правильней бы было назвать такого человека ряженым.
– Вот уже более 20-ти лет вы связаны с цирком. Что думаете по этому поводу? Удалось ли реализовать задуманное?
– «Цирк – последнее прибежище чистого искусства», – говорил французский писатель Франсуа Мориак. Мне бы хотелось, чтобы в цирке стало как можно меньше шарлатанов, чтобы люди воспринимали цирк как искусство, а не как площадной балаган.
– Когда-нибудь жалели о выбранной профессии?
– Нет. Жалел о времени, потраченном впустую, жалел о том, что мог бы сделать гораздо больше, но по каким-то причинам не сложилось.
– Ваше жизненное кредо?
– Делай, что должен, и будь что будет.
– Что бы вы сегодня пожелали молодежи Осетии?
– Мирного неба над головой, благополучия в семьях, взаимопонимания и гармонии. Нужно верить в свою мечту, не опускать руки, и тогда все сбудется. Только вот мечтать нужно действительно о чем-то стоящем.