Южная Осетия пытается стать Крымом
// В республике обсуждают варианты интеграции с Россией
Спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов раскритиковал президентский проект договора об интеграции с Россией за недостаточную решительность. Его собственная партия «Единая Осетия», имеющая в парламенте большинство мест, предложила альтернативный вариант, в соответствии с которым основные органы власти республики переходят под контроль Москвы. Эксперты считают, что каждую из сторон поддерживают различные силы в руководстве России.
В Южной Осетии продолжается борьба вокруг условий интеграции с Россией. На днях министр иностранных дел республики Давид Санакоев представил вариант договора, подготовленный политсоветом при президенте Южной Осетии. Фактически он представляет собой кальку с договора о стратегическом партнерстве России и Абхазии, подписанного в конце ноября прошлого года. В соответствии с ним осетинская армия становится частью объединенной группировки войск, в которую также входит «выделенный контингент» Российских вооруженных сил.
Причем в отличие от российско-абхазского соглашения в югоосетинском проекте не прописано то, как именно будет осуществляться командование группировкой — этот вопрос предлагается согласовать в течение шести месяцев после принятия договора. В случае с Абхазией указывается, что командующий группировкой назначается Москвой.
Проект также предполагает снятие пограничных и таможенных пунктов на границе, а также «совместную деятельность по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, противодействию коррупции, контролю за оборотом наркотиков, принудительному исполнению судебных актов, исполнению уголовных наказаний на территории Республики Южная Осетия» и, наконец, создание «единого экономического пространства». Конкретные формы интеграции в тексте не прописаны.
Именно за это раскритиковал проект спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов, который заявил, в частности, что «предлагаемый сегодня проект договора абсолютно не соответствует своему названию: в нем мало что осталось от союзничества и еще меньше от интеграции».
Стоит отметить, что партия Бибилова «Единая Осетия» одержала убедительную победу на парламентских выборах прошлого года и контролирует сегодня более половины депутатских мест. Именно политическими амбициями Бибилова эксперты склонны объяснять предложенный его партией альтернативный проект, который предполагает куда большую степень интеграции с Россией и фактическое переподчинение Москве значительной части органов власти республики. Нельзя исключить и того, что его поддерживают и определенные силы в руководстве самой России.
Первая редакция проекта партии «Единая Осетия» была опубликована в интернете еще накануне Нового года, и в соответствии с ним в российскую систему органов власти должны перейти МВД, таможенная и пограничная службы Южной Осетии, а также полномочия по обеспечению ее обороны и безопасности.
В новом варианте Россия должна взять на себя «полномочия по осуществлению правосудия» в Южной Осетии и, как в аналогичных случаях, судебная система республики станет частью российской. Подлежит интеграции и система МЧС.
Но в то же время Москва не будет связана некоторыми другими обязательствами, прежде всего финансово-экономического характера.
Так, в соответствии с предыдущей редакцией документа Москва должна была оказать «содействие в восстановлении и развитии экономики и социальной сферы Республике Южная Осетия» — в новом варианте этот пункт опущен. Кроме того, исчезла и статья, согласно которой российский Центробанк должен помогать своим коллегам «в осуществлении денежно-кредитной политики и укреплении финансовой системы».
Правда, пункты о повышении средней заработной платы осетинских бюджетников, а также социальных гарантий для граждан России, проживающих в Южной Осетии, остаются в силе, однако очевидно, что о полноценной экономической интеграции республики в условиях кризиса речь не идет. И это, к слову, объединяет оба проекта — президентский и парламентский.
Между тем, по мнению одного из российских экспертов, знакомого с ситуацией, принятие документа в редакции Бибилова «означает фактическую ликвидацию Южной Осетии».
В проекте документа, сказал он на условиях анонимности, есть пункты, которые делают его крайне неудобным для исполнения. К примеру, по сегодняшнему российскому законодательству российская полиция не может осуществлять расследовательскую деятельность на территории другого государства. Эксперт уверяет, что такой проект не пройдет экспертизу ни в МИДе, ни в администрации президента.
Появление этого документа он объясняет прежде всего политическими амбициями самого Бибилова, который провозгласил курс на большее сближение с Россией и имеет при этом президентские амбиции: теперь ему нужно показать, что он не отказался от этого лозунга.
Идея присоединения к России поддерживается многими гражданами Южной Осетии, однако в Кремле подобных планов нет, уверяет эксперт. По его словам, это создаст «точку напряженности» на Кавказе, которая совсем не нужна России в момент конфликта на Украине.
В 2008 году, когда Россия «принуждала к миру» Грузию, признание было вынужденной мерой, но сейчас ни правовых, ни моральных оснований для подобного рода активности нет.
По словам доцента кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергея Маркедонова, идея объединения с Северной Осетией существует в республике с начала провозглашения независимости. Он напомнил, что на эту тему в республике уже прошло два референдума, один из них — в 1992 году. После присоединения Крыма во многих непризнанных республиках, в том числе в Северной Осетии, возросли ожидания, связанные с присоединением к России, отмечает Маркедонов.
Он также сомневается, что на фоне санкций Москва пойдет на формальную интеграцию республики, так как имеет возможность для реализации своих проектов и без этого.
«Я не исключаю, что какая-то из башен может и рассуждать об этом, но первое лицо санкции не давало», — констатирует Маркедонов.
Дмитрий КАРЦЕВ, Александр БРАТЕРСКИЙ
«Газета.Ру», 20.01.2015