Осетия Квайса



Югоосетинский полигон российской модернизации

Если вынести за скобки извечные проблемы отношений с Грузией, обычная, ежедневная фабула новостей Южной Осетии далека от экономики, и даже политики. В этом легко убедиться, просмотрев ленту поисковиков. Она дает в основном перечень текущих событий культурной и социальной жизни, под аккомпанемент привычных для региона бытовых инцидентов, что является нормой для любого отдаленно-аграрного района. Поэтому зададим нетривиальный вопрос – из каких компонентов состоит местная экономика? Без ответа на него не понять, как ее модернизировать, и с чем, собственно, имеет дело Москва, выстраивая свою линию экономического влияния на республику?

На территории республики с советских времен сохранилось чуть больше 20 различных предприятий. Но к началу 2012 года их функционировало всего 12. Практически все из них – островки советской индустриализации, ныне стабильно убыточные или показывающие отрицательные результаты с серьезными задолженностями по заработной плате. Наиболее значимые – с именем и некогда крепкой репутацией капитанов югоосетинской промышленности – заводы «Электровибромашина» и «Эмальпровод». В связке, они пытаются освоить производство новой продукции, востребованной на местном рынке. В частности, на «Эмальпроводе» было установлено оборудование по производству сэндвич-панелей, универсального строительного материала для быстрого возведения объектов различного назначения: от магазинов и торговых павильонов, до гаражей и производственных зданий. Каркасную часть сооружений планируется изготавливать «Электровибромашиной», где ранее уже было установлено оборудование, способное выпускать металлоконструкции любых профилей. Возможно, это принесет некоторый импульс заводам, если будет стабильно расти местный сектор строительства.

Однако, ранее, попытки оздоровить «Эмальпровод» за счет организации новых производств желаемых результатов не принесли. Например, сборка светодиодных светильников, начатая в 2010 году, вскоре была приостановлена. Дорогая продукция в республике не находила спроса. Сегодня предприятие производит водоэмульсионную краску и профнастил. Хотя, по заверениям руководства завода, эта продукция отличатся высоким качеством, но и она раскупается неохотно.

Список других предприятий, некогда формировавших агропромышленный профиль региона совсем не велик. Самый известный за пределами республики, уже почти бренд, завод минеральных вод – «Багиатский наливочный завод», который начал осваивать рынки РФ и в дальнейших планах его модернизация. Крупная пекарня – «Юго-Осетинское предприятие хлебобулочных изделий» выпускает широкий ассортимент хлебобулочных изделий, пользующийся большим спросом у населения. Несколько предприятий консервирования плодоовощной продукции, которые были в 80-х годах рентабельны в зависимости от поставок сырья из Грузии. Молокозавод, мясокомбинат и ряд других. Также необходимо упомянуть несколько участков лесозаготовок и связанных с ними предприятий лесной промышленности в сельских районах.

Все они имеют схожие проблемы, которые, видимо, не найдут решения. Речь об изношенности основных фондов (морально устаревшее оборудование), отсутствие потребительского спроса или рынка сбыта на выпускаемую продукцию, нехватка оборотных средств, и наконец, дефицит квалифицированных кадров. Характерно, что стабильность показывает лишь полиграфическое объединение, не испытывающее кризиса в заказах в период пиков политической активности и благодаря развитию сферы услуг малого и среднего бизнеса.

Пожалуй, единственным лидером промышленного производства является Цхинвальская швейная фабрика «БТК 4», практически полностью модернизированная в 2013 году, которую называют уже самым современным швейным предприятием на Северном Кавказе. В цехах установлено более 90 швейных машин и специализированных станков для выпуска рабочей и специальной одежды. На фабрике работает более 200 человек. Для сотрудников предприятия действует расширенная социальная программа: бесплатная столовая и доставка персонала из удаленных районов до работы. За прошедший год предприятие выпустило изделий на общую сумму более 35 млн руб. Предприятие вышло на полную мощность, а планируемее расширение в 2015 году даст около 100 дополнительных рабочих мест. Для сравнения – на том же «Эмальпроводе» числится всего 50 человек…

В целом, производственная база республики создана в рамках советской модели развития, которая, в свою очередь, ставила регион в четко очерченные рамки зависимости от поставок из Грузии, транспортного транзита, предписанных нормативов и объемов выпуска продукции, слабо связанных с местным потребительским спросом. Нынешние успехи швейной фабрики, пожалуй, единственное исключение, когда можно с пользой встроить элемент из советской инфраструктуры в нынешние экономические рамки.

Реальными драйверами экономического роста, впрочем, как и на всей территории громадного постсоветского пространства, сегодня в Южной Осетии выступают сектор услуг, связь, торговля. Именно они добавились как «точки роста» последних лет к традиционному агропрому. Объемы этих новых инвестиций в абсолютных цифрах невелики, но значимы. В частности, компания «МегаФон», действующая там с 2004 года, дает республике около ста постоянных рабочих мест. Парадокс для жителя мегаполиса, и здесь не стоит самодовольно иронизировать по поводу масштаба, это одно из крупнейших предприятий республики…

Задача действующих властей, и лично президента Леонида Тибилова, максимизировать усилия по привлечению внешних инвесторов. Их поиски ограниченны понятными объективными критериями. Определенная ставка делается на диаспору, то есть на выходцев из региона, достигших успеха в российском бизнесе. В частности, летом президент обсуждал возможность строительства агропромышленного предприятия компанией «Евродон». Ее владелец Вадим Ванеев, уроженец Южной Осетии. Напомним, что «Евродон» крупнейший в Восточной Европе вертикально-интегрированный агропромышленный холдинг по производству мяса индейки. Подобная активность стимулируется Москвой и постепенно принесет результаты.

Однако генеральная задача российской модернизации Южной Осетии находится на более глубоком уровне. Речь идет о структурном изменении экономической конфигурации региона. В какой-то мере небольшой, но весьма показательный экзамен для России и внешних наблюдателей – сможет ли она поднять на новую ступень развития «малую осетинскую землю», убежавшую от рискованного этно-политического эксперимента грузинских соседей. Не случайно, что на этот фронт направлен самый крупный калибр в лице помощника президента Владислава Суркова и курируемого им управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией, которое собственно и вырабатывает стратегическую линию. Смысл в том, что для местных чиновников фигура Суркова без излишней «демонизации», сама по себе обладает грозным для них статусом человека, выходящего напрямую к Путину. В этом смысле роль его аппарата можно понимать, в том числе как серьезную психологическую санацию региона от изъянов крупной коррупции, а также в качестве стимулятора дисциплины исполнения. С другой стороны – администрация президента РФ всегда являлась структурой, восприимчивой к внешним идеям, направленным на комплексное повышение эффективности деятельности госаппарата, и в том числе макроэкономики в целом. Здесь польза очевидна. Какие будут практические результаты, станет видно позднее.

Как известно, инструментом реализации московской стратегии в Южной Осетии призвано стать Инвестиционное агентство. В практическом плане перед ним стоит задача содействовать решению трех взаимосвязанных проблем. Первая – расширение транспортных коммуникаций региона с Россией. Необходимо разработать проекты и привлечь инвесторов к созданию новых маршрутов, модернизировать имеющиеся магистрали выхода на Большую землю. Вторая – поиск инвестиций в создание новых отраслей промышленности, исходя из тех ресурсов, которые есть в регионе. В этом плане необходимо, чтобы новые производства отвечали критериям энергоэффективности. Здесь может быть перекинут «мостик» на задачу создания нового энергетического профиля ЮО, в частности, речь идёт о малых гидроэлектростанциях нового поколения, построенных без плотин в наклонных коллекторах вдоль русла горных рек. Третья – сопряженная задача – создание высококвалифицированных рабочих мест: отсюда поддержка местных вузов и подготовка кадров.

Соответственно Инвестагентство находится в поисках идей, способных в комплексе отвечать на вызовы местной модернизации. Учитывая глубину проблем, допустимы достаточно смелые эксперименты. Одно из предложений, которое могло бы быть воплощено на практике, связано с развитием фармакологических и био-продовольственных цехов в республике. На Кавказе, и в целом по России заметен дефицит предприятий, производящих биологически активные добавки, товары категории здорового питания, различную современную пищевую продукцию для вегетарианства. Достаточно взглянуть на полки любых сетевых магазинов и станет очевидно, что эта категория товаров имеет наиболее высокую добавочную стоимость. Хлебцы, печенья, батончики с добавлением злаков и трав, зерно для проращивания, отруби, продукция пчеловодства, натуральные масла из различных растений, натуральная косметика и так далее. Список продукции объемный и по большинству позиций, к сожалению, не имеющий российских аналогов для импортозамещения. Кстати, одна из культур подобного рода – корнеплоды топинамбура – имеет отдельную программу финансирования в рамках Союзного государства Россия-Беларусь, что говорит о серьезном потенциале этой продукции…

Хорошим подспорьем для развития реального сектора экономики Южной Осетии будет внедрение инновационных технологий по выпуску базальтового волокна из местного сырья. Существуют также определенная заинтересованность бизнес сообщества по развитию Квайсинского рудоуправления (добыча цинка и свинца) и планы по производству талька в республики на базе Юго-Сеть, что в будущем приведет к созданию новых рабочих мест.

Таким образом, растительное сырьё для этой продукции должно получаться на местной сельскохозяйственной базе, что позволит юго-осетинскому сельскому хозяйству уйти от ставки на зерновое производство, навязанной советской агропромышленной практикой. Получаемая продукция будет обладать достаточно высокой добавочной стоимостью, а товарный поток на территорию России не требует специальной модернизации горной дорожной инфраструктуры. Данные товары могут покрыть дефицит подобной продукции на отечественных и зарубежных рынках. Кроме того, необходимо будет создание сопутствующей яркой и необычной упаковочной продукции от картонной до полиэтиленной, а также должное развитие полиграфии. Подобное сложение компонентов позволит сформировать устойчивый позитивный бренд югоосетинской эко-продукции.

Выход на любые новые уровни производства, в новые сферы и на новые рынки, требует более образованные кадры. А если посмотреть в другую сторону, открывшиеся перспективы стимулируют молодежь к изменениям своего отношения к власти. Это, в свою очередь, поставит новые задачи для местного самоуправления. Появление новых производств с высококвалифицированными кадрами потребует нового качества самоуправления в районах. Более активное вовлечение граждан в управление регионом будет стимулировать создание местных НПО, влияющих на исполнительную и законодательную власть. Ответом на этот запрос может стать использование информационных технологий в рамках системы «электронного правительства». Развитие систем связи в населённых пунктах горной республики, масштабная компьютеризация в свою очередь также дадут рост в секторе услуг, создав дополнительные рабочие места. Творческой и научно-производственной базой для этих изменений может стать Центр информационных технологий бизнес-инкубатора IT-парка «Алания». Неплохим опытом в этой сфере обладает Татарстан, уже имеющий определенный опыт работы в республике…

Описанный проект – лишь вариант, набросок возможной программы. Естественно, для его воплощения требуется определенная смелость экспериментатора и серьезная поддержка со стороны российских властей. Но именно такой, нестандартный подход к модернизации Ю.Осетии в конечном итоге приведет и к международному «ребрендингу» республики. Изменившаяся, в результате российской модернизации современная Южная Осетия оставит память об отсталости и запустении в своем прошлом. Звучит громко? Но, в конце концов, модернизация невозможна без сверхзадачи.

Александр КАРАВАЕВ,научный сотрудник Института Экономики РАН
«Политком.RU», 17.10.2014