Второе пришествие, или Как маэстро Гергиев Елец открыл
Прославленный дирижёр, музыкант с мировым именем, как его ещё называют, «явление в мире искусства», Валерий Абисалович ГЕРГИЕВ спустя полтора года снова приехал в Липецк. И вновь заставил публику на два часа перенестись в лучший из миров – в пространство великой музыки.
Валерий Гергиев – это уже даже не имя и не фамилия. Это, как принято говорить, бренд. Отечественного исполнительского искусства, мирового дирижирования…
Уже давно признанный истинным лидером в области культуры, Гергиев не стесняется выражать свою гражданскую позицию. Он умеет дружить, и, как выясняется, готов следовать за другом в Сибирь. Он умеет быть благодарным. Поэтому воспринял участие в предстоящих в следующем году юбилейных торжествах по поводу столетия Тихона Николаевича Хренникова как некую свою святую обязанность…
Елец, Липецк и далее – везде…
В нынешний приезд в наш регион Валерий Гергиев впервые посетил Елец, родину своего учителя и старшего товарища Тихона Николаевича Хренникова. Город и его атмосфера так захватили маэстро, что он даже опоздал на пресс-конференцию. И, извинившись, начал делиться ощущениями от увиденного:
– Елец производит очень мощное впечатление. Уезжать оттуда было жаль. Хотелось побольше узнать о городе, максимально полно познакомиться с возможностями для проведения в следующем году 100-летнего юбилея композитора. Надеюсь, что мы все (а это сам Гергиев, директор Московской государственной академической филармонии Алексей Алексеевич Шалашов, народный артист России, профессор Санкт-Петербургской филармонии, виолончелист Сергей Павлович Ролдугин и заместитель главы областной администрации Людмила Валентиновна Куракова. – Прим. автора) будем считать своей самой приятной обязанностью участие в этом празднике. А Мариинский театр всеми своими ресурсами сможет помочь в проведении юбилейных торжеств. Я очень хорошо знал Тихона Николаевича, многократно сотрудничал с ним, дружил. Мы познакомились, когда я был ещё студентом, и он мне очень хорошо помог, особенно в моём творческом взрослении… А в этой поездке мы зашли в елецкий театр «Бенефис», изучили возможность разместить там оркестр. И хотя раньше там была маленькая оркестровая яма, сегодня восстановить её нет никакой возможности. Поэтому будем изучать другие варианты. Мы побывали в колледже искусств имени Тихона Николаевича Хренникова. Знакомство с городом состоялось, теперь надо сделать всё, чтобы это пошло ему на пользу. Правда, посетив музей Хренникова, мы не сумели открыть для себя дом Бунина. Это уже повод для будущих наших приездов. Как, впрочем, и знакомство с другими территориями Липецкой области. Мне кажется правильным, если юбилейные торжества, посвящённые столетию Тихона Николаевича Хренникова, начавшись на его родине – в Ельце, потом переберутся в Липецк, а затем в Москву и Петербург… Мы с Алексеем Алексеевичем Шалашовым и Сергеем Павловичем Ролдугиным не первый раз берёмся за проекты. Юбилей Хренникова – это чрезвычайно важный день для России, для её культуры и вдвойне важный для Липецкого региона.
В Ельце, Городе воинской славы, Валерий Абисалович Гергиев надолго задержался у мемориального комплекса на Красной площади и с интересом вглядывался в его многочисленные барельефы. Не укрылись от его взгляда и окрестные просторы – ведь именно здесь, в естественных природных интерьерах на берегу Быстрой Сосны в 2011 году состоялась премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце…».
– Мы дружим с Александром Владимировичем Чайковским много лет. Если немного поворошить в памяти, то в году в 1980-м я дирижировал его спектаклем «Ревизор», позже – оперой «Броненосец Потёмкин». Так что нас связывают десятилетия творческих контактов… Каждое поколение должно помнить героев прошлого. И через музыку, в том числе, отдавать им дань памяти. Нам необходимо говорить молодым об ушедших поколениях, которые отстояли Российскую землю, которые прожили хорошие жизни и героически погибли. У славного русского города Ельца славнейшая и богатейшая история. Он, по официальным данным, на годик старше Москвы. Но я не удивлюсь, если выяснится, что Ельцу и тысяча лет.
В начале было слово…
Приезд Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра стал возможным благодаря участию областной администрации, управления культуры и искусства области и Липецкой филармонии. В мае прошлого года маэстро пообещал лично главе региона Олегу Петровичу Королёву, что вскоре снова вернётся сюда. И выполнил своё обещание, несмотря на плотнейший гастрольный график как личный, так и своего коллектива.
– Мы второй раз приезжаем в Липецк. И это не означает, что вам несказанно повезло. Повезло нам – у вас хорошая публика. Мы в прошлый наш приезд договаривались с Олегом Петровичем Королёвым о повторном визите. И слово своё сдержали. В свою очередь, глава области пообещал, что в регионе появится хороший концертный зал. Олег Петрович – человек слова, поэтому мы ему доверяем. Я придерживаюсь позиции, что рано или поздно все регионы России поймут, что качественные концертные залы им просто необходимы. Только это не должно стать сугубо строительным проектом. Зал обязан проявиться как проект творческий, а это значит – он должен жить. Есть примеры, когда стройка заканчивается, а жизнь в здание не вошла, то есть ни концертов, ни других музыкальных мероприятий там не проводится. Этого в Липецке необходимо избежать. Нужно сделать так, чтобы почти каждый день ваша публика посещала музыкальный спектакль или концерт. И не обязательно, что здесь часто будут показываться большие творческие коллективы, можно ограничиться камерными выступлениями. Но всё это должно быть на высшем уровне. Ведь если нет соответствующей акустики, то никакой великий музыкант не сможет полностью реализоваться. А чтобы в Липецке такой зал появился, мы готовы и спеть, и станцевать. И тогда вы лет через тридцать сможете сказать, что у нас есть знаменитый на весь мир зал, и к нему приложил руку Мариинский театр. Это украсит и нашу биографию тоже.
Если друг оказался вдруг…
Талантливый человек всегда одинок и всем близок. За любовь публики, как известно, приходится платить. Только Гергиев платит не разводами и громкими скандалами. Он – всегда откликается на беду, случившуюся где-то в родной стране или за рубежом. Достаточно вспомнить выступления маэстро с коллективом на руинах Цхинвала в 2008 году. Тогда посредством музыки великий дирижёр и гражданин сумел вселить в обожжённых войной людей надежду на спасение и на возвращение мирной жизни в республику. Вот и накануне визита в Липецк артисты Мариинского театра дали несколько концертов в Краснодарском крае и непосредственно в пострадавшем Крымске.
– Наш концерт был и своевременным, и трогательным, и волнующим…Я около пятисот раз выступал в США. У меня нет ощущения, что я там кому-то остался должен. А вот своей стране, своему слушателю я ещё не всё сказал. Мы по-прежнему играем в Карнеги-холле. Этот зал, кстати, открывал Пётр Ильич Чайковский. Так что мы в Америке всем этот факт напоминаем. В завершение прошлого концертного сезона мы сыграли там все шесть симфоний Чайковского. А ведь ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге за три дня ещё никто не играл все симфонические произведения Петра Ильича. В Мюнхене мы сыграли всего Шостаковича. Будет ли это сделано когда-нибудь в России? Надеюсь, что это случится. А на Пасхальном фестивале мы исполнили все симфонии Прокофьева. И считаю, что сделали очень важное дело.
13 сентября мы летим в Иркутск, где появился на свет Денис Мацуев, прекрасный пианист. Мы с ним дружим, и он с нами дружит. Последние три-четыре года мы с Денисом сыграли там более пятидесяти концертов. Но приятно, что немалое число концертов мы дали и во Владикавказе, где вырос я. Вот это дружба. Когда Денис говорит, что ему было бы приятно, если бы оркестр Мариинского театра выступил в Иркутске, то мы всегда откликаемся. В Самаре мы сделали фестиваль памяти Мстислава Леопольдовича Ростроповича, который также был моим другом. Почему Самара? Потому что в самые страшные годы гонений на великого виолончелиста только Нижний Новгород (в советские годы Горький) и Самара (Куйбышев) открывали перед музыкантом двери своих залов. И туда мы приглашаем не только выдающихся российских исполнителей, но и самых лучших наших зарубежных коллег. Надеюсь, что и в Липецке когда-то сложится нечто подобное…
Унесённые музыкой
Мендельсон, Брух, Глинка… Пятая симфония Чайковского, во время которой тяжело было даже дышать… Его руки то взмывали вверх, то обессиленно свисали вниз. Своей маленькой дирижёрской палочкой, едва уловимой взгляду даже на первых рядах партера, он подчинял себе один из самых прославленных коллективов мира. В какие-то моменты маэстро Гергиев улыбался, в какие-то превращался в своеобразный волнорез, врезающийся в лавину музыки, которая исходила из оркестра…
За два часа концерта Валерий Гергиев и музыканты сделали всё, чтобы наши сердца и души очистились. И за это очищение – спасибо!
Сергей РОЛДУГИН, народный артист России,
профессор Санкт-Петербургской консерватории:– Гергиев не следует традициям и устоявшимся правилам, хотя и не отказывается от них. Он их формирует. И уже остальные следуют за ним. Это и есть самое главное – новаторство. Куда ни посмотри: впервые сыграл, впервые выступил, впервые приехал, впервые организовал… За ним не успеваешь. Только, наверное, корреспонденты могут зафиксировать его жизнь. Единственный критерий работы Гергиева – это качество. Этому принципу следуем и все мы. И когда говорят о национальной идее России, то мне хочется сказать, что было бы замечательно, если бы Россия стала страной качества!
Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
«Липецкая газета», 17.09.2012