Осетия Квайса



Во Владикавказе на остановке трамвая появились герои романа «12 стульев»

«Кавказский хребет был настолько высок и виден, что брать за его показ деньги не представлялось возможным. Его было видно почти отовсюду. Других же красот во Владикавказе не было….» Так начинается полный приключений путь по Военно-Грузинской дороге двух известных литературных концессионеров – Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова, он же Киса, из романа «12 стульев».

С выхода бессмертного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова прошло уже почти сто лет, а его герои, будто живые, всегда с нами. Вот и во Владикавказе недавно они появились, что называется, собственной персоной – на самой южной, между прочим, как утверждают местные краеведы, трамвайной остановке всей Российской Федерации, на проспекте Коста.

За воплощение легендарных героев в бронзе взялся осетинский скульптор Таймураз Зангиев. Он признался, что сама работа – лепка обаятельных авантюристов – заняла всего полтора месяца.

Так как фигуры героев легендарного романа находятся на разных уровнях, то композиция выглядит динамичной

– Куда сложнее было обдумать образы. Уж очень не хотелось привязываться к внешности артистов, которые сыграли в кино охотников за бриллиантами мадам Петуховой. Старался больше передать дух произведения, – пояснил он.

В книге внешность героев описана достаточно подробно. У Остапа – «могучая шея несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета». Таким он впервые появляется перед читателями в Старгороде и практически в таком же виде –- на остановке (только факт отсутствия носков под штиблетами не проверить). Уездный же предводитель дворянства Воробьянинов большого роста, за это собственно (а в особенности за усы) сослуживцы прозвали его Мацистом.

По словам Таймураза, в облике героев он стремился к некоторому гротеску, художественной причудливости, потому что персонажи-то вымышленные, а значит, не требуют портретной точности. В то же время они должны быть узнаваемы. В итоге он умышленно уменьшил голову седовласого Кисы, чтобы тот выглядел еще более долговязым. А сына турецко-подданного взгромоздил на стул, ну точь-в-точь из гамбсовского гарнитура.

Так как фигуры находятся на разных уровнях, то композиция выглядит динамичной – Остап голосует у дороги, а Киса стоит к нему спиной, протянув руку за милостыней, чтобы собрать денег на билеты и… пропитание.

Правда, внимательные туристы, которым теперь обязательно показывают ставшую чрезвычайно популярной новую достопримечательность Владикавказа, говорят, что персонажи все-таки очень похожи на Арчила Гомиашвили и Сергея Филиппова, сыгравших Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в первой экранизации романа, которую снял Леонид Гайдай. Этот фильм вышел в 1971 году и собрал в прокате более 39 миллионов зрителей.

Анна ЮРКОВА
«Российская газета», 31 января 2024 г.