Власти Германии разрешили Калоеву почтить память погибших родных
Десятая годовщина трагедии над Боденским озером в Германии, где в 2002-м столкнулись российский пассажирский и немецкий грузовой самолеты, омрачена скандалом. В аэропорту Мюнхена пограничная служба задержала россиянина Виталия Калоева. В той катастрофе он потерял жену и двоих детей и прилетел почтить память погибших.
Виталий Калоев прилетел в Германию, имея в паспорте шенгенскую визу, выданную немецким посольством в Москве. Более того, само прошение на визу было подкреплено официальным приглашением от властей города Юберлингена, рядом с которым произошла трагедия 10 лет назад, рассказал Виталий Калоев «Голосу России» вскоре после задержания:
«Я, как положено, был на собеседовании, предоставил все документы. Ничего не скрывал, всю информацию, которую запросили, я им дал, – поставили визу. А теперь говорят, ошиблись они. Власти говорят, что немецкое посольство в Москве не согласовало выдачу визы со Швейцарией. Это первое. И второе: здесь будет присутствовать делегация из Швейцарии, а они якобы не хотят меня там видеть. Я хотел посетить место падения, где погибли моя жена и дети. Цветы поставить. И повстречаться с теми людьми, которые мне помогали в дни трагедии».
На принятие решения властям Германии потребовалось несколько часов. В итоге Виталию Калоеву все же разрешили пробыть в Германии два дня и посетить место авиакатастрофы над Боденским озером в сопровождении российских дипломатов.
«Меня отпустили, я смогу принять участие в поминальных мероприятиях. Однако мне разрешили пробыть на территории Германии два дня, а затем я должен буду вернуться в Россию», – заявил Калоев.
Он добавил, что разрешить ситуацию удалось благодаря дипломатам из российского генконсульства и главе Северной Осетии Таймуразу Мамсурову. «Очень помог Таймураз Дзамбекович и наше генконсульство. Большое им спасибо», – подчеркнул он.
У этого скандала две стороны – юридическая и чисто человеческая. Калоев после катастрофы совершил убийство авиадиспетчера швейцарской компании «Скайгайд», в зоне ответственности которой произошло крушение. Он был приговорен к восьми годам заключения и освобожден досрочно за примерное поведение. Формально посольство Германии должно было учесть тот факт, что Калоев в 2005 году был осужден за тяжкое уголовное преступление – убийство – в одной из стран Европы. И чисто юридически Швейцария могла потребовать запрета на въезд Калоева на территорию ЕС. Но ведь и пригласившие Калоева власти города Юберлингена не могли не знать обо всех обстоятельствах. Должны были проверить все в посольстве при рассмотрении запроса на визу.
Другая сторона – этическая. Калоев потерял в катастрофе семью. И именно власти Швейцарии и компании Skyguide долгое время отказывались хотя бы просто извиниться, не говоря уже о признании ответственности за трагедию, напоминает Ксения Каспари, журналист «Голоса России» и автор новой книги о Виталии Калоеве:
«Власти Швейцарии с Калоевым контактировали, пока шло расследование. Сразу после авиакатастрофы швейцарцы отказывались признавать свою вину и не приносили никаких извинений. А принесли только после того, как Виталий совершил то, что совершил. А сделал он это как раз из-за того, что власти Швейцарии, как ему казалось, не предпринимают никаких мер, а Skyguide не приносит извинений и не стремится к сотрудничеству и к расследованию. Уже когда его осудили, и он находился в заключении, ему пришло письмо с официальными извинениями от компании Skyguide, подписанное Аланом Россье. Но это произошло уже после того, как он убил диспетчера. После авиакатастрофы прошло примерно 2 года. Тогда же, если мне не изменяет память, впервые власти Швейцарии принесли извинения властям Российской Федерации».
Катастрофа над Боденским озером произошла в ночь с 1 на 2 июля 2002 года. В небе столкнулись два самолета: грузовой компании DHL и пассажирский российской авиакомпании «Башкирские авиалинии». Погиб 71 человек, в том числе 52 ребёнка. Дети летели из России на отдых в Испанию. Расследование показало, что причиной катастрофы стали ошибки диспетчера швейцарской компании Skyguide, который поздно заметил опасную ситуацию, и неверные действия одного из экипажей. При этом сотрудники Skyguide отделались условными сроками и штрафами.
«Голос России», 30.06.2012