Осетия Квайса



Вальс Юрия Визбора

В этом году исполнилось бы 80 лет человеку, имя которого в бардовском сообществе знают все. Ни один туристический слёт, ни один фестиваль авторской песни (а их в нашей стране и за её пределами ежегодно проходит более трёхсот!) не обходится без песен Юрия Визбора. Его не стало 17 сентября 1984 года. В своей последней в жизни песне «Цейский вальс», написанной в альпинистском лагере «Цей», расположенном в ста километрах от Владикавказа на высоте 2000 метров над уровнем моря, он выдохнул: «…Если ж уйдём, то уйдём обязательно с верой…». Он и ушёл с верой в то, что будет звучать в этих горах его негромкий проникновенный голос…

И он звучит. 10 лет назад директор альплагеря «Цей» Игорь Абаев и артистка симфонического оркестра Северо-Осетинской филармонии Анна Евдокимова придумали и учредили фестиваль авторской песни памяти Юрия Визбора «Цейский вальс». Он за эти годы стал местом встречи бардов не только из нашей страны. И не мудрено: заснеженные горные вершины, вековые ледники, дающие жизнь бурным студёным рекам, ни с чем не сравнимый высокогорный листопад и, конечно же, – люди. В этих сказочных местах побывали тысячи и тысячи любителей авторской песни. А в этом юбилейном для фестиваля году организаторы придумали и провели особую акцию: возле памятника Визбору, выполненному в виде бронзовой гитары, заложили символическую стену, в которую в этом году были установлены именные камни присутствующих на фестивале известных бардов – Юлия Кима, Валентина Вихорева, Владимира Шемшученко. В этот же день была торжественно установлена мемориальная табличка у комнаты в гостинице, где в марте 1984 года Визбор написал знаменитый «Цейский вальс».

Этот фестиваль отличается от других в том числе и тем, что он нацелен на серьёзную индивидуальную работу с желающими повысить свой профессиональный уровень. В течение десяти дней на фестивале работали творческие мастерские по технике стихосложения, по игре на гитаре, по исполнительскому мастерству и даже – по живописи и графике. Уже в течение нескольких лет из Владикавказа специально приезжают учащиеся художественных школ, чтобы встретиться с известным санкт-петербургским автором-исполнителем и художником, членом Союза художников России Александром Тимофеевым, который, как правило, ведёт детей «на этюды», передавая им своё мастерство. Не меньший интерес вызывают у присутствующих уроки игры на гитаре, проводимые председателем Союза гитаристов Санкт-Петербурга Сергеем Ильиным. С уверенностью можно сказать о том, что работа мастеров приносит свои плоды. К примеру, в этом году впервые за десять лет на фестивале в рамках песенного конкурса был проведён и поэтический конкурс, поскольку организаторы фестиваля и члены жюри предварительного прослушивания посчитали возможным представить стихи участников на суд зрителей.

Событием фестиваля также стал и выезд группы авторов-исполнителей в Цхинвал. Трудно подобрать слова, чтобы описать путешествие по Транскавказской магистрали через Главный Кавказский хребет. Но здесь нужно сделать небольшую паузу и остановиться в горном ауле Нар, где 155 лет назад родился основоположник осетинской литературы поэт Коста Хетагуров.

В Осетии чтят старших, свою историю, традиции, своих богов. Когда я первый раз ехал на этот фестиваль, меня очень удивил выложенный из цветных камней на отвесной скале у дороги

 Иосиф Сталин в мундире генералиссимуса. Не менее удивительным для меня оказалось и то, что каждый фестиваль авторской песни «Цейский вальс» открывается под звуки гимна СССР. Со временем я понял: эти горы не любят резких изменений; здесь даже громко говорить не принято по вполне понятным причинам. И сторожит эту звенящую над альплагерем «Цей» тишину и покой, погрузив ноги в хрустальную речку Цей-дон, величественный каменный, подпирающий облака Монах.

Осталось лишь поблагодарить организаторов фестиваля за 10 дней счастья и произнести тёплые слова в адрес замечательного человека Батраза Белаонова, без деятельного участия которого фестиваля «Цейский вальс» могло бы и не быть.

Владимир КРОТОВ
«Литературная газета», 29.10.2014