Осетия Квайса



Стриптиз или не стриптиз?

// Новый «Отелло» шокировал зрителей в театре Осетии

В Осетинском государственном театрe им. Тхапсаева 20 декабря прошла премьера спектакля «Отелло». Постановка классической пьесы Шекспира в переосмыслении режиссёра Гиви Валиева вызвала резонанс: зрителей шокировали вольные авторские штрихи в пьесе — песни рэпера Басты и хореография, которую публика приравняла к «стриптизу».

Хейтеры творчества ожесточённо строчат яростные комментарии в соцсетях и заявления в органы, другие же рукоплещут современной подаче материала.

«ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД СЦЕНОЙ»

«Уволить руководство!», — бескомпромиссно требуют пользователи соцсетей в комментариях под видео с фрагментами нового «Отелло» режиссёра и худрука театра, народного артиста Северной Осетии Гиви Валиева. Ролики набирают десятки тысяч просмотров.

На кадрах — скандальный фрагмент спектакля, в котором мавр Отелло кружит Дездемону в танце, и зрителям открываются виды на зону под платьем [спектакль имеет возрастное ограничение 16+ — прим. ред.]. Часть публики, по словам очевидцев, после этой сцены ушла из зала.

«Кому понравилось это убожество, сами такие же извращенцы, детей извращаете, а не прививаете культуру, позорище», — комментирует эпизод один из пользователей соцсетей.

«Как можно было такую пошлость поставить в храме культуры?», «Светить стрингами на сцене, оказывается, достойно осетинского театра», — добавляют другие, называя происходящее «стриптизом» и «издевательством над святой сценой».

Вопросы вызвало и музыкальное оформление постановки. В числе композиций — трек «Моя игра» российского рэпера Василия Вакуленко, больше известного как Баста, тогда как спектакль поставлен на осетинском языке.

Едкие «рецензии» не остаются без ответа. На защиту спектакля и режиссёра встали зрители, которым понравилась постановка. Они засыпают оппонентов подколами и требуют обнародовать кадры раздевания, которые так возмущают недовольных.

«Не знала, что акробатические поддержки ныне называются стриптизом, благодаря подобным комментариям теперь в курсе, спасибо. И ещё теперь знаю, что изучая на факультете искусств такую дисциплину как сценическое движение, мы, оказывается, получаем навыки стриптиза», — пишет одна из пользовательниц соцсетей.

«Покажите уже этот ролик со стриптизом! Сколько разговоров, а по факту нет ролика с элементами стриптиза! Покажите, кто там разделся!», — иронизирует другой комментатор.

ВПЕРВЫЕ ЗА 50 ЛЕТ

«Отелло» на сцене Северо-Осетинского академического театра представили впервые за 50 лет — в 1976 году на этой же сцене роль мавра Отелло исполнял народный артист СССР Владимир Тхапсаев, чьё имя и носит театр. Авторскую адаптацию пьесы посвятили 115-летию с его дня рождения. Произведение намеренно осовременили, уточняет режиссёр-постановщик Гиви Валиев, объясняя свой взгляд на драму.

«Спектакль — это не просто интерпретация классики. Это живой организм, который долго и сложно рождался. Мы спорили, искали, ломали головы над вечными вопросами ревности, доверия, разрушительной силы внушения и яда предрассудков. В результате родился спектакль, в котором шекспировские страсти обретают новое, остросовременное звучание. Мы исследуем не только трагедию мавра Отелло, но и механизмы манипуляции, в которые сегодня, как и века назад, легко попасться каждому из нас. Спектакль рождался тяжело. Потому что это не про Венецию. Это про здесь и сейчас», — говорит Валиев.

За музыкальное оформление отвечала российский композитор Ольга Шайдулина. «Отелло» — уже пятый спектакль, над которым она работает в осетинском театре. Шайдулина называла ход рискованным ещё до премьеры.

«Мы придумываем, сочиняем яростно. У нас с Гиви выработался подход к Шекспиру похожий, мы позволяем себе какие-то рискованные ходы, когда занимаемся Шекспиром. И вот продолжаем этим заниматься. Рискуем, посмотрим, что выйдет», — добавила музыкант.

Прежние работы Валиева, в том числе по Шекспиру, получали признание и награды. К примеру, спектакль «Король Лир» был награждён престижной премией «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль, а постановка «Укрощение строптивой» завоевала победу на II-ом Международном фестивале национальных театров в г. Махачкале в номинации «Лучшая режиссура». Ещё два спектакля под руководством Валиева стали дипломантами «Золотой Маски» — это пьесы «Послы гор» и «Материнское поле».

«ОТКАЗЫВАЮСЬ БЫТЬ СОУЧАСТНИКОМ»

Скандальный «Отелло» расколол и коллектив театра. Его покинул режиссёр — народный артист Северной и Южной Осетии Валерий Цариев. Он заявил, что «театр движется в забвение», а творчество коллег аттестовал как «пошлые эксперименты».

«Я отказываюсь быть соучастником развала некогда процветающего театра. Я принял решение покинуть Осетинский театр. Больше не могу наблюдать за пошлыми экспериментами на сцене и управленческим хаосом за кулисами. Сегодня, когда вся Россия обратила взор на национальные традиции, культуру и семейные ценности, руководство Осетинского театра уверенно держит курс на Запад, используя театр как декорацию для своих амбициозных проектов», — подчеркнул Цариев.

Претензии Цариева, впрочем, адресованы не только валиевскому «Отелло». Артист раскритиковал репертуар в целом. По словам режиссёра, в этом году афиша пополнилась спектаклями по произведениям британского драматурга Рея Куни «Он, она, окно, покойник», французского драматурга Жан-Батиста Мольера «Мизантроп», польского писателя Славомира Мрожека «Эмигранты», спектаклем «Имя» французских авторов Александра де ла Пательера и Матьё Делапорта.

«К 80-летию Великой Победы удостоился внимания лишь Борис Васильев, чье произведение „В списках не значился“ поставили на русском языке. На русском языке в осетинском театре идут и детские спектакли!», — возмущается Цариев на своей странице.

ЖДАТЬ ПРОВЕРОК?

Ситуацию вокруг постановки прокомментировала и министр образования и науки Северной Осетии Элла Алибекова. Она вступилась за коллектив, опубликовав видео с продолжительными овациями из зрительного зала.

«Не могу не поддержать наш театр, который смог стать абсолютным лидером по посещению подростками учреждений культуры — десятки тысяч! [...] Я сама очень часто ошибаюсь и понимаю, что, что-то придумывая и развивая, не обойтись без ошибок. Видео, попавшее в сеть — неприятное и нас не красит. Но я очень благодарна команде театра за ту колоссальную работу, которую они проводят, чтобы „привести“ наших детей в наш осетинский театр», — говорит Алибекова.

Эксперты в театральной сфере тоже не увидели ничего криминального в новом прочтении классики. Драматург Александр Цыпкин считает, что и у режиссёра есть полное право представить публике своё виденье, и у публики есть право это виденье не принять — но на этом их права заканчиваются.

«Честно говоря, начинаешь немного уставать от возмущающихся. У режиссера есть абсолютное право делать в своем спектакле всё, что он хочет, за исключением того, что запрещено Уголовным кодексом. Неважно, «Отелло» это или любое другое классическое произведение. Оно принадлежит миру, где постановщик вправе предлагать собственную интерпретацию. Будет ли в спектакле звучать Баста, Инстасамка или Вагнер — это его личное дело и художественный выбор«, — цитирует писателя iz.ru.

Ближайший спектакль «Отелло» на сцене осетинского театра покажут 23 января. До этой даты почти месяц, но почти все хорошие места в партере уже выкуплены, постепенно редеет и бельэтаж.

Вместе с тем театру, вероятно, предстоит готовиться и к проверкам: общественная организация «Зов народа» уже написала заявление в правоохранительные органы, чтобы те проверили постановку на предмет наличия там элементов разврата, сообщил её лидер Сергей Зайцев.

«АиФ-СК», 25 декабря 2025 г.
Фото: Северо-Осетинский государственный академический театр им. В.В. Тхапсаева