Осетия Квайса



«Симд» возродился

img_8135Но, похоже, не всех это радует. Во всяком случае в югоосетинской газете «Хурзарин» была опубликована критическая статья Ирины Дамбеговой о новой программе  Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд», подготовленной под управлением художественного руководителя этого творческого коллектива, народного артиста Северной и Южной Осетии, заслуженного деятеля искусств РФ Вадима Цховребова. В статье писалось, что Цховребов ставит не осетинские танцы, что у артистов турецкие костюмы, и так далее в том же ключе.

Между тем именно Вадим Цховребов, возглавляющий «Симд» всего-то полтора года, проделал колоссальную работу, начав, можно сказать, с нуля. Набрал танцоров, что называется, с улицы. Сейчас их в коллективе 32 человека. И это уже профессиональные артисты. Плюс 8 солистов хора, хотя их должно быть, как минимум, 15.

И вот этими недоукомплектованными силами уже подготовлена интересная концертная программа, с которой и ознакомились члены компетентной комиссии, состоящей в основном из ветеранов Государственного академического ансамбля «Алан», которые прибыли на «прогон» из Владикавказа. Вердикт мэтров осетинского танца народного артиста России Зелимхана Козаева, заслуженных артистов России Нодара Плиева и Таймураза Булацева, заслуженного артиста РСО-А Вячеслава Марзоева и народного художника Северной Осетии Жоржа Гасинова, а также художественного руководителя Северо-Осетинского государственного академического драматического театра им. В. Тхапсаева, народного артиста РСО-А Казбека Губиева и многих других был таков: произошло чудо. Ибо это просто невероятно воссоздать за такой короткий срок замечательный танцевальный коллектив, имеющий уже свой неповторимый почерк, свое лицо, исполняющий настоящие осетинские танцы, передающие в том числе и историю народа, и весь сакральный смысл танцев – но по-своему. Этого, кстати, и требует современное искусство. А на дворе как-никак XXI век. Что касается костюмов, то ничего турецкого в них замечено не было, что отметил Нодар Плиев, не раз и не два побывавший в Турции. Напротив, женское одеяние в танце амазонок и аланском переплясе было разработано на основе костюмов, найденных во время археологических раскопок в древних аланских городищах.

Так что, хотя и говорят, что в спорах ничего не рождается, но иногда в них все же рождается истина. К слову, говоря о «Симде», Нодар Плиев с горечью заметил, что некогда прославленный североосетинский ансамбль «Алан» находится сегодня в  весьма бедственном положении. Однако о ветеранах сцены, всегда готовых прийти на помощь, там никто не вспоминает. Нодар Плиев, который начинал когда-то свою танцевальную карьеру в югоосетинском танцевальном ансамбле, выразил готовность поделиться своими знаниями и опытом, если они понадобятся этому творческому коллективу.

А заместитель председателя Правительства РЮО Доментий Кулумбеков пообещал, что в скором времени «Симд» будет доукомплектован. Он сообщил также, что на этот год запланирована инвестиционная программа реконструкции здания, в котором размещается ансамбль. То есть должны быть созданы все условия для плодотворной работы творческого коллектива, которому в мае предстоит показать  свою концертную программу  не где-нибудь, а в Москве – на кремлевской сцене.

Ольга МЕТРЕВЕЛИ,
«Пульс Осетии», 15.03.2011