Санкции замедлили обновление аэропорта Владикавказ
Масштабные работы по реконструкции международного аэропорта в столице Северной Осетии сбились с графика. Сдать в эксплуатацию терминал, временно закрытый на ремонт, планировали в конце октября, но теперь запуск воздушной гавани перенесен на конец года — и это при оптимальном развитии ситуации.
— Ряд обстоятельств — субъективных и объективных — не позволяют сдать объект вовремя. В том числе международные санкции, введенные против нашей страны. Дело в том, что светосигнальное оборудование мы получаем из Чехии. Свои обязательства чешские партнеры выполнили, но на таможне груз задержали. Начались проверки, требования дополнительной техдокументации и так далее. Все это повлияло на темпы строительства, — рассказал «РГ» генеральный директор аэропорта Владикавказ Лев Газзаев.
Аэропорт закрыли 14 сентября, 300 человек обслуживающего персонала отправлены в отпуска. А пассажиры улетают из Нальчика и Минеральных Вод. Работы идут на всем протяжении взлетно-посадочной полосы (ВПП), составляющей три тысячи метров. Полосу строят по современным европейским технологиям: старую «бетонку» разбили «в хлам» с помощью специальной установки — бетонолома. Образовавшийся щебень уплотнили катками и сверху в четыре слоя укладывают асфальт. Получается «подушка» высотой больше 40 сантиметров.
Срок службы асфальта — всего три года. Бетон прочнее, говорят специалисты. Зато асфальт ремонтировать дешевле и проще. Да и в технических характеристиках взлетная полоса только выиграет. Асфальт способствует более мягкой и плавной посадке, нежели бетон, лучше поддается ремонту, ровнее. Реконструкция затрагивает всю инфраструктуру ВПП: электропроводку, дренажную систему, очистные сооружения, навигационное оборудование, перроны и стоянки для самолетов.
Еще одно новшество — чешское светосигнальное оборудование, оснащенное огнями высокой интенсивности первого типа, они в разы ярче старой системы ОМИ (огней малой интенсивности), так что в аэропорту смогут садиться самолеты любых типов — круглосуточно и при любой погоде.
Для чего понадобилась столь масштабная реконструкция? Начиная с 1995 года, ВПП несла огромные нагрузки, вплоть до конца 2008-го, когда завершились военные действия в соседних регионах. Все это время воздушная гавань принимала большое количество военных и гражданских судов. С самого основания, с 1985 года, аэропорт Владикавказ позиционируется как важный стратегический форпост на Юге России.
В 2009-м Госэкспертиза выдала заключение о необходимости срочного ремонта ВПП, но работы начались только после прохождения всех конкурсных процедур. Тендер в 1,7 миллиарда рублей выиграла московская компания, ставшая генподрядчиком. Эта узкоспециализированная организация занимается строительством путепроводов, дорог и развязок. Реконструкцию аэропорта она проводит в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на государственные средства. Кроме местных специалистов на объектах задействованы бригады из Чечни и Белоруссии.
В настоящее время завершен ремонт периметрового ограждения аэропорта, на последнем этапе предстоит установить системы сигнализации и видеонаблюдения вокруг территории. Прежними на всем летном поле останутся лишь места для стоянок воздушных судов. Из 15 специальных площадок для самолетов по проекту запланирован ремонт только двух. Сейчас идут переговоры, чтобы увеличить их количество хотя бы до пяти.
После ремонта ожидается увеличение пассажиропотока и, как следствие, должны упасть в цене билеты.
— Ведем переговоры с рядом авиакомпаний, собираемся расширять географию полетов. Больше перевозчиков — сильнее конкуренция, дешевле билеты, а, значит, больше пассажиров. Вот такая взаимосвязь, — отмечает Газзаев.
Из самых острых проблем — нет молодых специалистов. Последний раз выпускник профильного вуза трудоустроился в аэропорт в 1998 года. Сейчас осталось в основном поколение среднего возраста, а когда оно уйдет на пенсию, работать станет некому.
Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА
«Российская газета», 14.11.2014
Фото: Владимир Аносов