Осетия Квайса



Рукописи все же горят

// Факты из жизни Михаила БУЛГАКОВА

Как персонаж «Мастера и Маргариты» оказался во Владикавказе, почему писатель сжег свои ранние пьесы и какое отношение ко всему этому имеет роман «Белая гвардия».

В этом году исполняется 100 лет с момента первой публикации романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» в литературном журнале «Россия». Однако мало кто знает, что роман этот, впоследствии переписанный для создания пьесы «Дни Турбиных», имеет прямую связь со столицей Северной Осетии. Именно во Владикавказе великий писатель впервые выступил в роли драматурга, и в числе пяти пьес, написанных им здесь, были «Братья Турбины».

ВОЕННЫЙ ВРАЧ В ДАЛЕКОЙ ПРОВИНЦИИ

Михаил Булгаков не очень лестно отзывался о Владикавказе, называя город, помимо прочего, далекой провинцией. Тем не менее его становление как писателя началось именно здесь.

Он был отправлен на Кавказ в качестве военного врача. По приезде во Владикавказ Булгаков стал работать в местном военном госпитале — лечил белых солдат и офицеров.

В начале 1920 года он заболел тифом. Приехавшая к нему супруга Татьяна Лаппа хотела забрать мужа из города, в котором красноармейцы вот-вот должны были взять верх. Однако местный доктор не разрешил ей этого сделать, поскольку в таком состоянии она могла увезти его «не дальше ближайшего погоста».

Когда Булгаков поправился, город уже был занят Красной армией.

БУЛГАКОВ И ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ТЕАТР

1 мая, через месяц после установления во Владикавказе советской власти, на здании городского театра (ныне Русский драматический театр им. Е.Б. Вахтангова) появилось полотнище с надписью «Первый советский театр». Булгакова, который к тому времени уже оставил врачебную деятельность, пригласили в подотдел искусств. Можно сказать, что с этого и началась эпоха Булгакова — драматурга и писателя.

«В 1920 году в городе Владикавказе служил в подотделе искусств, сочинял первые пьесы, работал в качестве лектора при областном театре, начинал играть на сцене, участвовал в создании театрального факультета местного художественного института», — так писал он о своей работе.

Всего за время пребывания во Владикавказе Булгаков написал пять пьес: «Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» и «Сыновья муллы».

Сцена из спектакля по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» в Московском художественном театре им. М. Горького.

В начале июня 1920 года в Первом советском театре состоялся показ одноактной комедии Булгакова «Самооборона», а осенью того же года — четырехактной драмы «Братья Турбины». Текст «Турбиных», увы, не сохранился, так как Булгаков, который в письмах к брату и сестрам высказывал недовольство всеми пятью пьесами, написанными во «владикавказский период», впоследствии их уничтожил.

Чудом уцелели лишь «Сыновья муллы». Но именно «Турбины» стали основой для написания романа «Белая гвардия», который позднее превратился в пьесу «Дни Турбиных».

ДЕНЬГИ ПОПОЛАМ

Хотя совсем бедной жизнь Булгаковых назвать было нельзя, денег супругам катастрофически не хватало — новая деятельность не приносила достаточных средств к существованию. На выручку писателю пришел помощник присяжного поверенного Туаджин Пейзулаев, который предложил ему написать пьесу о быте местного народа и выручить за нее деньги.

Этот случай, кстати, был отражен писателем в созданных здесь же, во Владикавказе, «Записках на манжетах». Булгаков хотел отказаться, поскольку не имел достаточного, на его взгляд, представления о местных. Но Пейзулаев настоял, предложив писать в соавторстве и деньги поделить пополам. Так появилась пьеса «Сыновья муллы». Булгаков с горькой иронией писал, что произведение создавали трое: он, помощник присяжного поверенного и «голодуха».

Уже через две недели после завершения работы над пьесой состоялась премьера спектакля, имевшего ошеломительный успех. На вырученные за пьесу 200 тысяч писатель уехал в Москву. А благодаря тому, что он уничтожил не все копии произведения, спектакль «Сыновья муллы» еще много лет не сходил со сцены.

СТЕПА ЛИХОДЕЕВ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ

Владикавказский период жизни писателя впоследствии нашел отражение в нескольких его произведениях. Так, в первой редакции романа «Мастер и Маргарита» персонаж Гарася Педулаев, ставший в окончательном варианте Степой Лиходеевым, «выброшенный неведомой силой из Москвы», оказался во Владикавказе.

А в комедии «Зойкина квартира» главный герой, прощелыга Аметистов, рассказывая небылицы о собственной жизни, говорит, что он «актером был во Владикавказе».

Кроме того, именно здесь Булгаков познакомился с Ольгой Казимировной Туркул, которая позже, уже в Тбилиси, представила его черкешенке Марике Чимишкиан — горской красавице, вдохновившей писателя на создание образа Маргариты.

Конечно, жизнь Булгакова во Владикавказе нельзя назвать простой, как было непростым и время, которое ему довелось провести в городе на берегу Терека. Но, покидая город навсегда, он написал в автобиографическом произведении «Богема»:

«Огромный чудный вечер сменяет во Владикавказе жгучий день. Края для вечера — сизые горы. На них вечерний дым. Дно чаши — равнина. И по дну, потряхивая, пошли колеса. Вечные странники. (…) Прощай, Владикавказ!»

Булгаков уехал из Владикавказа больше ста лет назад. Но память о нем как будто все еще витает на старых улочках. А на углу проспекта Мира и улицы Маяковского стоит бронзовая скульптура — Михаил Афанасьевич, разлетающиеся листы бумаги и кот, уютно устроившийся у его ног.

Наталья КАДИЕВА
«Это Кавказ», 9 июня 2025 г.