Кто подставит плечо Мельпомене?
// К новому сезону Бесланский муниципальный театр готовится
в «декорациях» проблем
Сценическая площадка, которая была призвана стать еще одним «полигоном» для приложения молодых, талантливых, по-хорошему амбициозных и полных творческого жара театральных сил Северной Осетии – и, одновременно, возложила на себя не менее важную и серьезную «стратегическую задачу»: добавить ярких красок в «палитру» культурной жизни Правобережного района. Одного из самых густонаселенных в республике, где театр любили всегда…
Именно такое благородное «амплуа» избрал для себя около двух лет назад, еще только переживая непростой процесс своего рождения и становления, один из самых молодых профессиональных театральных коллективов Северной Осетии – Бесланский муниципальный городской театр. Первый, и на сегодняшний день пока единственный в республике со статусом муниципального унитарного предприятия, чьим официальным учредителем выступила АМС города Беслана.
За тем, как складывается его творческая судьба, все эти несколько лет внимательно следила и «СО». Рассказывала о его проектах и планах – и об их путях «от замысла до воплощенья». Держала руку на «пульсе» его проблем… «Если мы провозглашаем, что искусство призвано служить народу, то народ должен иметь к нему по-настоящему широкий доступ. А сегодня, к сожалению, далеко не у всех жителей наших райцентров и сельской глубинки есть финансовые возможности, чтобы регулярно ездить во Владикавказ на театральные премьеры. И «свои» небольшие, мобильные профессиональные театральные коллективы, ставящие «во главу угла» принцип антрепризного театра, могли бы в этих условиях стать настоящими катализаторами культурной жизни районов республики. Это и есть современная (и, что очень важно, куда более экономичная по сравнению с театром традиционным, репертуарным) европейская модель муниципального театра, которая сегодня с успехом взята на вооружение за рубежом. И у нас в Осетии тоже кто-то должен был попробовать совершить в этом направлении первый шаг. Его и сделали мы в Беслане», – так позиционирует «творческий манифест» Бесланского муниципального театра его худрук, директор Республиканского центра народного творчества Валерий Цариев.
Сегодня «за плечами» у молодого коллектива – второй по счету театральный сезон, сезон-2010–2011. «С какими итогами он завершен? Что – «в активе» у театра, что – среди его новых задумок?» – эти вопросы «СО» и адресовала напрямую Валерию Заурбековичу. Однако из нашего разговора выяснилось: есть и такие задумки, есть и интересные «наметки» на будущее, есть у коллектива и немалый творческий энтузиазм, но не меньше, к сожалению, и проблем.
– Сегодня в нашем репертуаре – три постановки, премьеры которых прошли и в Бесланском РДК, где «квартирует» театр, и во Владикавказе. Это спектакль «Сатти и Батти» по пьесе Геора Хугаева, который мы показывали также на сцене ДК «Металлург», постановка по новеллам Чехова, Проспера Мериме и Арсена Коцоева, режиссером которой выступил Андрей Кокоев, а еще – спектакль, посвященный судьбе первой осетинской балерины Авроры Газдановой. Автором идеи и режиссером этого интересного творческого проекта стал Георгий Тадтаев: его премьера прошла на малой сцене Русского академического театра около года назад. А потом этот спектакль, в котором занята молодежь Русского театра, был передан уже нашему театру – и с его «укороченной версией» познакомился бесланский зритель,– рассказывает Валерий Цариев. – В наших постановках принимают участие актеры Северо-Осетинского академического и Русского театров, артисты ТЮЗа «Саби», студенты факультета искусств СОГУ, для которых это становится неплохой творческой практикой, а также дипломированные молодые актерские кадры, пока еще не решившие для себя в родной Осетии проблему с трудоустройством. И такая модель, мы считаем, себя оправдывает. В том числе, и потому, что на сценической площадке появляется больше простора для эксперимента, для творческого поиска. Не говоря уже о том, что нашим учредителям – Бесланской АМС – не нужно предусматривать отдельной строкой в бюджете города средства на ежемесячную выплату заработной платы актерам театра, избравшего для себя вот такой путь существования и развития – путь антрепризы…
…И в то же время, у Бесланского муниципального театра, как и у любого театрального организма, немало других статей расходов, экономить на которых, как ни старайся, попросту не получается. Те же постановочные расходы, например… А для Бесланской АМС помогать ему рублем в таких объемах, в каких требуется, сегодня непросто. Выживать же на принципах самоокупаемости театру тоже оказалось трудно: зарплаты у зрителей района скромные, поднимешь планку стоимости билета – народ на спектакли попросту не пойдет…
– Мы, конечно же, отлично понимаем: у наших учредителей сейчас хватает финансовых проблем. Несмотря на их искреннее желание поддерживать театр, – подчеркивает наш собеседник. – Но, тем не менее, из-за этой непростой финансовой ситуации сегодня пока еще, к сожалению, трудно сказать, чем именно мы откроем свой очередной, третий сезон. И какими премьерами порадуем в новом сезоне зрителей – тоже…
…Выходом для коллектива могла бы стать и опора на спонсорское плечо. Кстати, обещания оказать ему помощь из уст ряда наших республиканских меценатов поначалу звучали, однако потом как-то незаметно затихли… Но, может быть, все-таки кто-то откликнется – и подкрепит здесь реальным, живым добрым делом свои заверения в любви к родной культуре? Бесланский муниципальный театр продолжает на это надеяться. Потому что, согласитесь, будет очень обидно, если он окажется похороненным под неподъемным грузом проблем – так многообещающе начинавшийся в Правобережном районе необычный театральный эксперимент…
Е.ТОЛОКОННИКОВА,
«Северная Осетия», 3.08.2011