Осетия Квайса



Грузия придумала оригинальный способ «возвращения» Абхазии и Южной Осетии

Судя по всем признакам, наступивший 2025-й год обещает быть для Грузии не менее насыщенным, чем минувший 2024 год, причём события будут касаться как внешней, так и внутренней политики.

9 января исполнительный секретарь правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе на брифинге сделал заявление, которое может радикально изменить будущее Грузии:

«В первую неделю весенней сессии в парламенте будет создана временная следственная комиссия для изучения деятельности режима и политических должностных лиц, действовавших в период 2003—2012 годов».

Весенняя сессия начнётся в первый вторник февраля. Соответственно, если «Грузинская мечта» сдержит это обещание, то закавказскую страну ждёт усиление политической борьбы. Не менее важно и пояснение Мдинарадзе:

«В Грузии действует радикальная оппозиция, которая в период пребывания у власти в 2003—2012 годах совершила множество преступлений против грузинского государства и грузинского народа. С 2012 года и до сегодняшнего дня эта политическая сила выполняет разрушительную роль в грузинской политике, открыто противостоит национальным интересам Грузии и создаёт серьёзные препятствия для установления в стране здоровой политической системы. Кроме того, исходя из природы этой политической силы, очевидно, что в случае теоретического возвращения к власти она обязательно будет совершать аналогичные преступления с новой энергией и решимостью. При этом она получит «зелёный свет» от тех же сил, которые называли авторитарный, кровавый режим 2003−2012 годов — «маяком демократии».

Можно сказать, что один из руководителей «Грузинской мечты» в завуалированной форме раскритиковал Запад, который считал Грузию времён Михаила Саакашвили «маяком демократии». Не менее важно и то, кого именно будут судить:

«Значительная часть общества, из-за возраста, не была свидетелем преступлений, совершённых кровавым режимом „Национального движения“, а многие люди забыли эти преступления на эмоциональном уровне. Обществу постоянно нужно напоминать о преступлениях, совершённых авторитарным режимом, чтобы в будущем не допустить их повторения. Именно благодаря такому подходу, в том числе Нюрнбергскому процессу и постоянным напоминаниям о преступлениях режима, Германия после Второй мировой войны победила нацизм в сознании общества. Это опыт, который Грузия также должна перенять и внедрить на практике».

Всё-же надо признать, что у исполнительного секретаря «Грузинской мечты» хватило мужества, чтобы сравнить режим Саакашвили с нацистской Германией. Делается это всё для решения вполне определённых политических целей.

На брифинге Мдинарадзе также пояснил, за что будут судить «националов» и как будет проводиться расследование:

«О системных преступлениях режима 2003−2012 годов хорошо известно. Это: пытки заключённых и система пыток в исправительных учреждениях; убийства, насилие, вмешательство в частную жизнь; коррупция и давление на бизнес с целью изъятия активов и вымогательства денег; присвоение медиасредств у их законных владельцев; признание начала войны 2008 года и обвинение грузинских военных в военных преступлениях. Для расследования указанных системных преступлений и оценки режима в первую неделю весенней сессии в парламенте Грузии будет создана временная следственная комиссия, которая будет работать в течение шести месяцев и подготовит отчёт, который будет рассмотрен и утверждён парламентом Грузии на первой сессионной неделе сентября. В отчёте будут содержаться рекомендации о мерах политической и правовой реакции, предусмотренных Конституцией Грузии, в отношении преступников».

Наконец, исполнительный секретарь «Грузинской мечты» сделал пояснение относительно расследования причин войны 2008 года:

«Чтобы исключить спекуляции, с самого начала подчёркиваем, что объектом расследования по делу о войне 2008 года не будут военные командиры и солдаты. Временная следственная комиссия вызовет и допросит должностных лиц режима, а также любых других лиц, которые могут быть причастны к преступлениям, совершённым режимом, или которые могут обладать ценными сведениями о данных преступлениях».

Итак, для чего «Грузинская мечта» затевает суд над «националами»? Кроме борьбы за власть, этот процесс должен помочь официальному Тбилиси решить ряд внешнеполитических задач разного масштаба.

Первая задача — это «восстановление территориальной целостности» Грузии, то есть попытка взять под свой контроль Абхазию и Южную Осетию. То, что анонсировал Мдинарадзе, перекликается с предвыборными обещаниями Бидзины Иванишвили от 14 сентября 2024 года осудить «националов» и принести извинения жителям Южной Осетии за войну. Как мы помним, обещания Иванишвили, чья партия всегда говорит о мирном характере «восстановления территориальной целостности Грузии», вызвали негативную реакцию у радикальных грузинских евроатлантистов, которые видят в жителях Южной Осетии врагов.

Суд над «националами» должен продемонстрировать отказ Грузии от политики этнических чисток и этноцида в отношении абхазов и южных осетин. Ну а смысл этого будет понятным, если обратить внимание на фрагмент из инаугурационной речи нового президента Грузии Михаила Кавелашвили от 29 декабря:

«Каждого из нас особенно ранит та рана, которую нанесли нам противостояния и отделили наших абхазских и осетинских братьев и сестёр, с которыми мы веками жили вместе, вместе создавали историю Грузии, бок о бок защищали нашу Родину от врага, писали выдающиеся истории о дружбе и любви, создавали грузино-абхазские и грузино-осетинские семьи. Я уверен, что очень скоро мы вместе сможем залечить раны войны и продолжить многовековое сосуществование, основанное на традициях, взаимном уважении и любви — в единой и сильной Грузии».

Так что суд над «националами» относится не только к Южной Осетии, но и к Абхазии.

Как это не странно, но возможный суд над «националами» является политическим сигналом для России. «Грузинская мечта» с 2012 года не собирается идти на уступки в вопросе «территориальной целостности Грузии». Нынешние власти Грузии не отменят принятый при Саакашвили закон «Об оккупированных территориях», изменения в который вступят в силу 1 сентября 2026 года. А в рамках Женевских дискуссий власти Грузии не будут подписывать никакие документы, предусматривающие отказ от применения силы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Осуждение «националов» за войну 2008 года будет альтернативой подписанию этих документов. Тем самым «Грузинская мечта» даст понять, что она не собирается воевать с Россией. В то же самое время это будет послание о том, что Грузия не собирается признавать независимость Абхазии и Южной Осетии.

При этом в том случае, если дело дойдёт до осуждения «националов», неизбежным станет дальнейшее ухудшение отношений Грузии с Западом, в том числе и с США, причём никакой Дональд Трамп в таком случае не поможет «Грузинской мечте». Однако, если процесс над «националами» приведёт к негативной реакции на Западе, то «Грузинская мечта» сможет продемонстрировать это Китаю и России (мол, смотрите, Грузия не подчиняется западному диктату) с целью получения экономических или даже политических преференций со стороны Пекина и Москвы.

Что касается сюжета с «восстановлением территориальной целостности Грузии», то он не такой простой, как кажется на первый взгляд. Если взять случай Южной Осетии, то никакие суды над «националами» и извинения за войну 2008 года не заставят южных осетин «возвращаться» в Грузию, особенно если абсолютное большинство жителей республики будет поддерживать вхождение в состав России. Соответственно, если отношения Москвы и Цхинвала сохранятся на нынешнем уровне, а 90 с лишним процентов жителей Южной Осетии в любой момент проголосует за вхождение в состав России в качестве субъекта федерации, то конечная цель «Грузинской мечты» о жизни грузин и осетин в «Единой Грузии» так и останется проявлением геополитической маниловщины.

Кроме наличия тяги жителей Южной Осетии к России, препятствием для осуществления замыслов Иванишвили и Ко является грузинское законодательство. Законодательство Грузии не даёт осетинскому языку официального статуса и не знает даже о югоосетинской автономии. Вместо этого Грузия признаёт существование Цхинвальского региона. Иными словами, без автономии и официального статуса осетинского языка Грузия де-юре и де-факто обрекает южных осетин на грузинизацию. Сомнительно, чтобы жители Южной Осетии этого хотели. Поэтому на югоосетинском направлении у «Грузинской мечты» шансы минимальны.

Иное дело Абхазия, которая не только не хочет входить в состав России, но и не выполняет ранее достигнутые договорённости. На руку «Грузинской мечте» играет ухудшение отношений между Москвой и Сухумом в условиях продолжения антироссийского санкционного давления. У Абхазии уже дефицитный бюджет на 2025 год. А что будет через год или два, если Россия, сама нуждающаяся в деньгах, не будет подпитывать Абхазию? Разумеется, что Россия не будет отменять признание независимости Абхазии от 26 августа 2008 года. Но ведь если в Абхазии со временем примут решение об упразднении государственности и «возвращении» в Грузию, то Россия ничего не сможет с этим сделать, потому что это будет суверенное право народа Абхазии. Знают ли об этом в Тбилиси? Конечно знают.

Незадолго до парламентских выборов, 15 октября 2024 года, выступая в Зугдиди, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил:

«В нескольких километрах от Зугдиди проходит разделительная линия, которая искусственно отделяет нас от нашего исторического края — Абхазии. Разделительная линия искусственно отделяет нас от людей, в том числе от наших абхазских братьев и сестёр, живущих за пределами Ингури. Я уверен, что скоро наступит время, когда все искусственные препятствия будут устранены и грузины и абхазы будут жить вместе в едином и неделимом грузинском государстве, вместе мы создадим светлое будущее Грузии и вместе станем членом Европейского союза».

Судя по действиям, вступление в ЕС не так волнует «Грузинскую мечту», как сохранение грузинского государства и ревизия политических последствий войны 2008 года. При этом заявление Кобахидзе было не просто предвыборным обещанием, а обозначением слабого направления, где Тбилиси может добиться успехов. Добавьте к кризису в российско-абхазских отношениях суд над «националами», наличие в законодательстве Грузии «Автономной республики Абхазии» и официального статуса абхазского языка, и вы поймёте, почему долгосрочная стратегия «Грузинской мечты» на абхазском направлении не выглядит утопично.

Петр МАКЕДОНЦЕВ
EADaily, 15 января 2025 г.