Осетия Квайса



«Дом Вахтангова посетили семь с половиной тысяч зрителей»

Директор московского театра им. Вахтангова Кирилл КРОК в интервью «Коммерсанту» рассказал о сложном времени, о том, как определить большое искусство, что значит театр без скабрезностей и как он расселял особняк во Владикавказе.

Публикуем ту часть беседы, которая посвящена столице Северной Осетии…

— Ваши долги Вахтангову вы отдаете в том числе и строительством его дома и театра во Владикавказе…

— Все отдали, дом открыли, филиал Вахтанговского театра работает, очень успешно экономически и творчески.

— А какая система его работы? Он является просто вашей площадкой?

— Он является филиалом театра Вахтангова. Открыт в городе Владикавказе, официально там зарегистрирован во всех реестрах.

— Там своя труппа?

— Нет, там свой персонал, который обслуживает, поддерживает дом. Вообще, сейчас очень модно говорить о креативных индустриях. Никто не может объяснить, что это такое, но я для себя сформировал как раз на примере дома Вахтангова и на том, что мы попробовали в доме. Потому что, когда мы только задумали эту историю, я вам честно скажу, это была чистая авантюра.

— Надо объяснить, что это за история.

— А я вот сейчас как раз объясню. Мы задумали историю, вернуть Вахтангову дом, потому что Вахтангов родился, вырос и прожил первые 20 лет в городе Владикавказе. Дом дожил до наших времен. Его даже не снесли, потому что в 1964 году впервые, на 100-летний юбилей Вахтангова приехала труппа театра в город тогда Орджоникидзе. Артисты играли «Принцессу Турандот». А кто был в труппе? Этуш, Лановой, Борисова, Яковлев… Все они играли в «Принцессе Турандот». Рубен Симонов — художественный руководитель театра на тот момент.

Естественно, повели экскурсию по Владикавказу, где родился Вахтангов, говорят: «Вот этот дом, где он родился, сейчас тут коммунальные квартиры». А дом — двухэтажный особняк. Уже тогда было видно, что он вот-вот развалится. Говорят: «Вы не волнуйтесь. Тут по генплану развития города будет городская площадь, все это снесут, будет хорошо». Юля Борисова, на тот момент народная артистка Советского союза, ни с кем не посоветовавшись, на последнем спектакле в городе Орджоникидзе «Принцесса Турандот», когда в зале было все партийное начальство, остановила аплодисменты зала в конце спектакля и сказала: «Мы «вахтанговцы». Для нас имя Вахтангова свято. Я заклинаю вас, зная, что здесь сидит первый секретарь горкома партии, не сносите дом Вахтангова. Сохраните его для потомков». И вы представляете, какое произошло чудо? Сидящие в зале партийные начальники отменили план развития города на этом участке и для нас сохранили дом Вахтангова.

А история, как мы с вами знаем, имеет свойство все время повторяться. Порядка восьми лет тому назад уже мы с театром Вахтангова и с Туминосом приехали опять во Владикавказ на гастроли. Все повторилось в том же плане. Нас опять ведут к этому дому. Приходим в ужас от сегодняшнего его состояния. Здесь 13 коммунальных квартир. Заходим внутрь этого дома, к нам бросаются какие-то люди, рассказывают, как живут. Туалет на улице. Боже мой, XXI век! Как так можно жить! Оказывается, можно. Все в ужасном состоянии! Есть все эти фотографии у меня. Тогда мы задумались над тем, как вернуть Вахтангову дом. Слава богу, к 100-летию театра вышел указ президента. Он стал инструментом, драйвером развития театра, и мы взялись за эту авантюру. Первое — деньги: расселить дом и сделать проектно-сметную документацию, провести ремонт, реставрацию и попробовать там сделать музей.

—На деньги театра?

—Да, на свои собственные деньги. А дальше сделали проект, обследование, ремонтно-реконструкционные работы. Столкнулись с неимоверными трудностями, к которым мы не были готовы. Весь проект — почти 250 млн рублей, которые театр заработал собственным трудом, то есть показами спектаклей в Москве и на гастролях. И за два года мы, оставив только две внешние стены дома, потому что они были памятником архитектуры, сделали все заново: все инженерные коммуникации, все сети, отреставрировали все фасады…

— Сейчас приезжают на гастроли «вахтанговцы» туда?

— И сейчас на первом этаже мы делаем камерный, театральный, концертный зал, работает кафе «24 на 7». Сегодня могу сказать, что соединение музейной деятельности, театральной, кафе, вай-фай — пожалуйста, в любом месте, перед домом ставим столики, люди приходят, пьют кофе; тепло даже зимой. Все это дало потрясающий результат. За первые полгода дом Вахтангова посетили семь с половиной тысяч зрителей. Это для города Владикавказа, где всего 300 тыс. население, с моей точки зрения, потрясающий результат.

В дом Вахтангова приезжают наши артисты и друзья нашего театра, в том числе творческие коллективы Осетии. Там звучит и дигорский диалект, и осетинский язык, поют оперные дивы. Например, Вероника Джиоева, уроженка Владикавказа. Звучит современная музыка; поэтические вечера, Евгений Князев, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Александр Олешко… Сейчас поедут туда Маша Аронова, Володя Вдовиченков. Мы там 20 творческих вечеров, моноспектаклей, концертов проводим каждый месяц…

Виктор ЛОШАК
«Коммерсантъ», 24 февраля 2024 г.