Осетия Квайса



Дом с историей

// Литературный музей во Владикавказе

Как получилось, что музей старше здания, в котором он расположен, и почему на фасаде сразу и двуглавый орел, и серп с молотом, — в нашем материале.

С МИРУ НЕ ПО НИТКЕ

Литературный музей им. Коста Хетагурова — один из старейших на Северном Кавказе. Изначально он, конечно, не задумывался как литературный и появился благодаря энтузиазму двух жителей Владикавказа Михаила Караулова и Григория Вертепова, вдохновленных находкой века — знаменитым Кобанским могильником.

В 1893 году энтузиасты начали сбор средств и пожертвований с объявления в газете «Терские ведомости». Отозвались чиновники и простые люди. Кто-то помогал деньгами. А кто-то приносил экспонаты.

8 апреля 1897 года музей открыли для посетителей. Своего здания еще не было, все хранилось в статистическом комитете. Но уже тогда музей Терской области был упомянут в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона в числе 36 главнейших российских провинциальных музеев.

У НАЧАЛЬНИКА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Вещи все несли и несли, комитет уже не вмещал их. В 1900 году даже пришлось перенести все в дом начальника Терской области. Человеком он был отзывчивым, но жить в музее все-таки не захотел. В том же году под строительство музея безвозмездно выделили участок земли напротив Кафедрального собора, который в годы революции его снесли.

Строительство по проекту архитектора Рябикина началось в 1902 году. Через пять лет появилось знакомое нам сегодня здание, тогда же состоялось торжественное открытие.

Счастливая жизнь музея продолжалась до революции. Затем он перешел в ведение комиссариата народного просвещения. В 1939-м, в честь 80-летия со дня рождения Хетагурова, Сталин приказал открыть музей поэта. Так началась новая глава в истории музея. Постепенно здесь стали собирать и исследовать наследие и других классиков, и он вырос в музей осетинской литературы.

СЕРП И МОЛОТ ИЛИ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ?

Литмузей во Владикавказе — это серо-оранжевый трехэтажный особняк на уютной улочке в историческом центре между зданием военного госпиталя и Домом кино. Кстати, всем трем домам больше сотни лет.

Последние 11 лет здесь велся масштабный ремонт. В 2021 году фасаду музея вернули аутентичный цвет. Реставраторы размышляли, что оставить — серп и молот или двуглавого орла. В итоге сохранили и то, и другое — как дань истории.

Внешние работы финансировались из федерального бюджета, внутренние — из республиканского. Реставраторы постарались сохранить все, что возможно, — окна, поручни, лестницы — и воссоздать утраченное. Обновленное здание было торжественно открыто в мае 2025 года. В фойе посетителей встречает бюст Коста работы Сергея Санакоева, автора памятника семи братьям Газдановым.

ИСТОРИЯ СТАРОЙ СКРИПКИ

На сегодняшний день в коллекции музея около 20 тысяч экспонатов, но выставлена только малая часть. Экспозиция поделена на четыре части по хронологии. Первая — это зал народного творчества, где через картины осетинских художников Махарбека Туганова, Азанбека Джанаева, Аслангирея Хохова представлен Нартский эпос. Здесь же портреты исследователей эпоса и сказителей, аутентичные музыкальные инструменты.

Старший научный сотрудник музея Валерий Гасанов рассказывает удивительную историю о кисын-фандыре сказителя Арсамага Цомаева:

— Когда немцы оккупировали часть Северной Осетии, то в числе трофеев забрали скрипку Арсамага. Его младший сын воевал на фронтах Великой Отечественной войны и дошел до Берлина. И вот в письме отцу он пишет: «Папа, в Берлине я нашел твою скрипку у немцев и забрал ее. Везу домой — встречай скрипку и меня».

РУКОЙ КОСТА

Вторая часть начинается с Зеленчукской надписи, самого древнего памятника письменности на осетинском языке. Это копия (оригинал разрушился от времени) могильной плиты предположительно VIII века. На ней православный крест и надпись на осетинском языке греческими буквами. Плита была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук.

На витринах — фотографии и издания, связанные с просветительской деятельностью православной церкви, — например, первая осетинская азбука архиерея Моздокского и Маджарского Гайя, созданная на основе кириллицы. Далее — документы о присоединении Осетии к России.

В центре зала — стенд, посвященный Коста Хетагурову. Здесь можно увидеть оригинал сборника стихов поэта 1895 года с правками, сделанными его рукой.

Третья часть посвящена пред- и раннему постреволюционному периоду, а также зарождению осетинского театра, которое прочно связано с именами Елбыздыко Бритаева и Розы Кочисовой. Зал украшает пианино, принадлежавшее супруге Бритаева Ольге Казбеги. Оно было передано в музей его дочерью Зарифой Бритаевой, первой в Осетии женщиной — театральным режиссером.

Третий этаж, а вместе с ним и четвертая часть экспозиции с советским и постсоветским периодами пока закрыты, но в скором времени будут доступны для посетителей.

Анна КАБИСОВА
Это Кавказ, 5 июня 2025 г.