Ахсарбек ГАЛАЗОВ: «Образование – это фундамент всего: и здравоохранения, и культуры, и науки, и техники»
Ровно месяц назад корреспондент газеты «Пульс Осетии» задал несколько вопросов бывшему главе Республики Северная Осетия-Алания, ее первому президенту Ахсарбеку Хаджимурзаевичу ГАЛАЗОВУ.
– Насколько внимательно вы следите за тем, что происходит в республике? В чем оправдались ваши надежды двадцатилетней давности, связанные с коренным реформированием страны?
– Я внимательно слежу за тем, что сегодня происходит и в родной Северной Осетии, и в Южной Осетии, что происходит в целом в России. Если говорить о тех надеждах, которые я возлагал на развитие нашей республики, на развитие России, то можно сказать, что они не оправдались.
Я считаю, что в этом повинны власти не только нашей республики, но и всех властных структур бывшего Советского Союза и России. Повинны в разрушении институтов гражданского общества, духовной сферы, духовной жизни народа. Я очень болезненно переживаю разрушение веками складывающихся традиций бережного отношения к языку, литературе, искусству, к народному творчеству. Это происходит и в Осетии, и в России. Я почти половину сознательной своей жизни посвятил образованию. То, что сегодня происходит в области образования, мне кажется, совершенно правильно оценила «Литературная газета», которая назвала все это одним словом – «позор». Позор – это Единый Государственный Экзамен. Позор и то, что сегодня, во время инноваций, нанотехнологий, современного оборудования, школы незначительно оснащены электронной техникой, компьютерами, Интернетом и т. д. Фактически мы встречаемся с тем положением, которое было в 20-х годах, после Великой Октябрьской революции. Мы встречаемся не с единицами, а с массой неграмотных и малограмотных людей и молодежи. Мы встречаемся с равнодушием молодежи к истории своего народа. Ведь многие даже не знают самую близкую историю, которая связана с Великой Отечественной войной. Иногда общаясь с представителями младших классов общеобразовательной школы и студентами, мне больно осознавать, что некоторые совершенно равнодушны. И весь вопрос, мне кажется, заключается в том, что люди все подчинены наживе. Все подчинены кратковременному успеху без труда. И то, что все сегодня измеряют рубли долларами, евро, огромная трагедия, и эта трагедия не обошла ни одну республику, край, область Российской Федерации, как и страны Содружества Независимых Государств.
Мы говорим, что наше государство активно борется против коррупции. Какая борьба идет против коррупции, если сегодня коррупцией поражено все общество, детские дошкольные учреждения, школы и властные структуры на всех уровнях?! Нет такой сферы сегодня в государстве и в обществе, которая не была бы поражена коррупцией. Я считаю, то, что происходит в стране, происходит и в республике. И те планы, которые создавали в то время, когда было очень тяжело, когда шла война в Северной и Южной Осетии, шла война на всем Кавказе, были совершенно реальными, их можно было осуществить. Я думаю, что сегодня все осталось на своих местах. И самое главное, что молодые, трудоспособные люди сегодня не в состоянии найти себе работу. В позорном, я это повторяю, состоянии находятся высшие, средние специальные образовательные учреждения. Сегодня только в одной России в высших учебных заведениях учащихся в три раза больше, чем было во время Советского Союза. Спрос и предложения никак не связаны между собой. Не сотни, а тысячи молодых людей получают дипломы без образования, и они нигде не востребованы. Это трагедия не только этих молодых людей, это трагедия государства.
– Считаете ли вы 12 июня всенародным праздником? Ведь вы участвовали в 1990 году в работе I съезда народных депутатов РСФСР, провозгласившего Декларацию о суверенитете России?
– Я считаю, что нельзя праздновать то, что связано с развалом. Фактически декларация связана с развалом великого Советского Союза. Я просто хочу напомнить, что великий Советский Союз был продолжением великой Российской империи.
И во время Великой Отечественной войны никто из немцев не кричал: таджик сдавайся, осетин сдавайся, русский сдавайся. Все уподобляли Советский Союз России.
Россия, несмотря на то, что от нее отпали 14 союзных республик, остается великой страной, где есть Север, Юг, Запад и Восток и в которой проживают сотни народов со своим языком, своей литературой, культурой, со своими традициями. Это огромное богатство Российской Федерации.
Я убеждал Бориса Николаевича Ельцина в том, что нельзя делить Россию. Нельзя между президентом РФ и президентами республик, губернаторами краев, областей, создавать какое-то правительственное промежуточное звено. Я его убеждал: вашими представителями должны считаться именно они! Потому, я например, был категорически против, и остаюсь противником и сейчас, тех федеральных округов, которые созданы.
Они служат не объединению, а разъединению Российской Федерации. Я не в восторге от того, что происходит на Северном Кавказе. И после прихода А.Г.Хлопонина проблемы не решились. И то, что сегодня происходит на Северном Кавказе, это вызывает у меня не только боль, вызывает серьезную обеспокоенность. Потому, что мы на грани взрыва. В свое время, хочу напомнить, я убеждал М.С.Горбачева, убеждал и Б.Н.Ельцина в том, что главная угроза РФ идет с Северного Кавказа. Поэтому Россия не имеет права терять Кавказ. А Россия потеряла не только часть Кавказа – Южный Кавказ – Армению, Азербайджан, Грузию. Россия потеряла и Северный Кавказ. Сегодня мы опять оказались перед расколом, и снова поднимается вопрос: «Не лучше ли отпустить Северный Кавказ?» Я считаю это преступлением, потому что Кавказ для России, кроме всего остального, и часть культуры, часть литературы. В свое время я поставил вопрос, чтобы лучшие умы России – ученые, инженеры, представители сельскохозяйственной науки и т. д. – разработали целевую комплексную программу для развития всего Северного Кавказа. Программу, в результате реализации которой мы бы сняли главную проблему, которая сегодня существует на Северном Кавказе, проблему безработицы. Потому что от этого идет все остальное.
– Каково Ваше отношение к инициативе большой группы представителей общественных организаций о возврате Осетии к религии предков и к тем, кто активно пропагандирует православие и ислам?
– Я вообще отношусь отрицательно к использованию религии в решении политических и экономических задач. Что касается возвращения осетинского народа к своим истокам, я хочу напомнить тем инициаторам возвращения к религии предков, что предки осетин – аланы на сто лет раньше Киевской Руси приняли христианство. Что касается язычества и официальной религии, то ни один из народов от язычества не ушел. Язычество связано с природой, и поэтому я считаю, что Осетии надо развиваться так, как она развивалась. В мое время мы тоже все верили, и мы оставались христианами, оставались магометанами, но все это было настолько незаметно, что не было никаких проблем. Поэтому в политике, в решении политических вопросов, государственных вопросов религия не использовалась. Я и сегодня выступаю ярым сторонником отделения церкви от государства или религии от государства. И я думаю, что сегодня от внешних этих вещей нужно уйти и провести решительную содержательную работу за умы, за сердца людей. Не через всякие религиозные секты и не через всякие надуманные инициативы вроде идеи возвращения к религии предков. Через культуру.
– Республику взбудоражило зверское убийство во Владикавказе Шамиля Джикаева. По этому делу было арестовано более двух десятков человек, подозреваемых в преступных связях с его убийцей и экстремистским течением ислама – ваххабизмом. Муфтий ДУМСО Хаджи-Мурат Гацалов сделал заявление в прессе, что большинство арестов безосновательно, а в республике идут гонения на мусульман, что может привести к расколу общества. Какова ваша позиция в этом вопросе?
– Никаких комментариев у меня нет и быть не может потому, что увязывать это убийство с какими-то политическими мотивами, межнациональными и т. д. не стоит до тех пор, пока не будет окончательного решения судебных органов. Из того, что произошло с Шамилем Джикаевым, надо извлечь серьезные уроки и сделать соответствующие выводы. Он был действительно народным поэтом, был деканом осетинской филологии в университете. Шамиля Джикаева я хорошо знал, и то, что произошло с Шамилем Джикаевым, происходит со многими и у нас в Осетии, и в Кабардино-Балкарии, и в Ингушетии, и в Дагестане почти каждый день. Это позор для Кавказа. Все это связано с тем, что нарушена элементарная традиция, а эта элементарная традиция связана с уважительным отношением к нашим старшим, а старших – к младшим. Вот это уважительное отношение заключалось в том, что младшие, зная о возрасте человека, отдавали ему дань за то, что он сделал за свои годы. Есть у осетин такая поговорка: «Хист?р?н й? фындз асарф, ?м? й? зонд?й баф?рс». Утри нос старику и попроси у него совета. Дело в том, что Шамиль Джикаев был почти мой ровесник, может немного младше меня. Но поднять руку на старшего, пусть он даже не будет народным поэтом, – это позор. Это нарушение элементарной культуры и традиций.
Поэтому я считаю, что представителю президента РФ и заместителю председателя правительства РФ А. Г. Хлопонину надо над этими вопросами задумываться, а также руководителям республик, районов и областей.
– Нынешний год – год выборов в федеральные и региональные парламенты, а также президента Южной Осетии. Что вы от них ждете?
– Я считаю, что ошибка нынешней власти заключается в том, что она продолжает опираться на российских олигархов, толстосумов. Об этом говорит тот факт, что правое движение было предложено возглавить олигарху Прохорову.
Беда левых заключается в том, что они разобщены, каждый считает себя лидером. Они очень амбициозны, поэтому не могут объединиться. Если бы они в противовес тому народному фронту, который создан на базе «Единой России», создали народный фронт, который объединяет трудовую часть населения, обездоленных пенсионеров, творческую интеллигенцию и т. д., это была бы очень весомая сила. И тогда бы мы имели дело с настоящей конкуренцией. Что такое «Единая Россия»? «Единая Россия» – это власть, потому что сегодня во главе России, во главе республик РФ представители «Единой России». А к ним привязали так называемых членов народного фронта, которые хотят стать депутатами, пройти в Госдуму, и у которых никаких других интересов нет. Такие понятия, как патриотизм, чувство Родины и т. д., у нас исчезли.
– Древнекитайский мудрец и философ Конфуций предостерегал: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» А мы, начиная с 1985 года, живем в перманентных реформах и переменах. Когда, по-вашему, в нашей стране будет построено нормальное цивилизованное общество, основанное на известных человеческих ценностях, а не на тех, которые потоками нечистот выливаются на нас со страниц бульварных книжонок и газет, с экранов телевидения и кино, пошлых шоу и прочих образчиков современной поп-культуры?
– Мне представляется необходимым повсеместное качественное образование сделать главным предметом деятельности государства на всех уровнях. Я считаю, что к общеобразовательной школе повсеместно должен быть один подход – государственный. Потому что образование – это фундамент всего: и здравоохранения, и культуры, и науки, и техники. Я не случайно привел слова Расула Гамзатова о том, что образование – это герб нации. Дело в том, что все недолгое время, что я был заместителем председателя правительства Северной Осетии, я курировал и здравоохранение, и культуру. И то состояние, в котором сегодня находятся медицинские учреждения в столице нашей родины Москве, гораздо ниже, чем состояние, в котором ранее находились сельские больницы, сельские поликлиники. Иногда читаешь в газетах объявления о том, что какой-то мальчик болен серьезной болезнью или девочке требуются огромные средства на лечение. В наше время – время, которое сегодня проклинают, советское время – не было таких вопросов. Если мальчик или девочка, любой человек заболел, их бесплатно лечило государство. В медицинских учреждениях самые лучшие врачи, самые лучшие профессора были готовы оказать помощь, и эту помощь оказывали.
Только в последнее время вспомнили о том, что, оказывается, стране нужны рабочие, квалифицированные рабочие. Только недавно вспомнили о том, что стране нужны квалифицированные крестьяне, ведь разрушена вся трудовая отрасль. Мы можем говорить о том, что в 1929 году был нанесен серьезный удар по крестьянству, и то, что произошло с крестьянством, с кулачеством, это тоже можно назвать ошибкой. Но постепенно были созданы колхозы, и на базе этих колхозов существовали деревни, полноценные деревни. В этих деревнях, в этих селах не было безработных, люди трудились. И не просто крестьяне, которые возделывали землю, выращивали урожай и ухаживали за скотом, но были востребованы и представители социальной сферы.
Я считаю, что кроме Интернета, которому уделяется так много внимания и президентом Российской Федерации, и правительством, надо повернуться лицом и к этим вопросам.
Я убежден в том, что пока российская деревня не будет востребована, пока взоры государства и общества не обратятся к российской деревне, к ее восстановлению, будет страдать и наша культура.
Исмель ШАОВ,
«Пульс Осетии», 9.09.2011